Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций
В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66
поручаемой ему работе по соглашению сторон может быть установлен
испытательный срок в пределах, предусмотренных законодательством. Если
работник принимается с испытательным сроком, то в контракте фиксируется
конкретный срок испытания, но не более шести месяцев с момента приема на
работу.
Поскольку представителем работодателя в трудовых отношениях является
администрация, определенные обязанности по трудовому договору возлагаются
на нее. К их числу относятся обязанности эффективно организовать труд
работников, создавать условия для безопасного и высокопроизводительного
труда, оборудовать рабочие места в соответствии с правилами охраны труда и
техники безопасности, своевременно выплачивать работникам обусловленную
договором зарплату.
В контракт могут быть внесены
квалификации, уровня профессионализма и компетентности, а при необходимости
и переобучению под будущее развитие производства, а также обязательства
работодателя по отношению к работнику, заключающиеся в предоставлении
широких возможностей для получения знаний и умений.
Вопросы оплаты труда в
предприятии. Их регулирование, как правило, осуществляется в положении об
оплате труда, в коллективном договоре либо ином локальном нормативном акте.
Установленные на предприятии тарифные ставки (оклады), формы и системы
оплаты труда могут периодически пересматриваться в зависимости от
достигнутых результатов и финансового положения предприятия, но не могут
быть ниже установленного государством минимума оплаты труда работников в
бюджетной сфере.
Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, работников,
занятых в органах представительной и исполнительной власти, осуществляется
централизованно на основе Единой тарифной сетки.
В контракте целесообразно
ставки (должностного оклада) работника по профессии (должности),
квалификационному разряду и квалификационной категории, предусмотренные в
коллективном договоре или ином локальном нормативном акте. Можно указать
коэффициент минимальной оплаты труда по отношению к ставке в бюджетной
сфере.
Зарплата каждого работника
работы, личного трудового вклада и качества труда.
По соглашению сторон может быть установлен и более высокий размер
оплаты труда, чем в соответствующем акте (соглашении), если это не
противоречит локальным нормативным актам, действующим на предприятии.
Установление в индивидуальном порядке более высокого размера оплаты труда
должно быть связано с высокой квалификацией работника, выполнением более
сложных задач, программ и обеспечивать за равное количество и качество
труда равную оплату.
Базой для определения оплаты труда работника являются:
. тарифная ставка (должностной оклад), приведенная к числу минимумов по
оплате
труда работников бюджетной
. тарифный минимум, умноженный на число членов семьи работника;
. минимальный прожиточный уровень жизни;
. средняя зарплата в регионе (городе) на аналогичных предприятиях;
. среднее число минимумов по оплате труда.
. Кроме размера тарифной ставки (должностного оклада) в трудовом договоре
могут быть предусмотрены различные доплаты и надбавки стимулирующего и
компенсационного характера: вознаграждение за конечный результат, за
профессиональное
мастерство и высокую
ученую степень, за отклонение от нормальных условий труда и др.
По соглашению сторон в
отдельных случаях могут быть увеличены по сравнению с общей нормой,
предусмотренной на предприятии, если это не противоречит локальным
нормативным актам, действующим на предприятии, и прежде всего положению об
оплате труда.
В трудовом договоре (контракте) указывается размер доплат за
совмещение профессий или должностей. Конкретный размер доплат определяется
по соглашению сторон исходя из сложности выполняемой работы, ее объема,
занятости работника по основной и совмещаемой работе и др. Наряду с
доплатами стороны могут договориться и об иных компенсациях за совмещение
профессий (должностей), например о дополнительном отпуске, повышенном
размере вознаграждения по итогам года и др., если это не противоречит
локальным нормативным актам, действующим на предприятии.
Различные виды поощрения
могут быть отражены в индивидуальном контракте, например премии,
вознаграждения по итогам года, выплата за выслугу лет, натуральная оплата.
Режим рабочего времени
распорядка или графиками сменности и распространяется на всех работников.
Однако в
отдельных случаях может
режим рабочего времени, прийти к соглашению о неполном рабочем времени,
гибком графике работы. В этом случае в контракте производится
соответствующая запись.
В контракте целесообразно
работника. Она может быть дифференцирована по отдельным группам работников
в соответствии с действующим законодательством, а также коллективным
договором или иным локальным нормативным актом.
При предоставлении работнику
дополнительного отпуска в
условиями труда, профессиональной спецификой в контракте может указываться
продолжительность основного и дополнительного отпусков.
Дополнительные по сравнению с законодательством льготы и услуги по
социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному
медицинскому страхованию и другим видам обслуживания могут устанавливаться
за счет средств предприятия. Как правило, они предусматриваются в
коллективном договоре и распространяются на всех членов коллектива в равной
доле.
При необходимости эти нормы могут устанавливаться и в индивидуальном
порядке. Их размер может превышать предусмотренный в коллективном договоре
уровень, если это не противоречит локальным нормативным актам, действующим
на предприятии. Достигнутое соглашение по всем этим вопросам целесообразно
зафиксировать в контракте.
При заключении контракта не могут устанавливаться по согласованию
сторон следующие условия:
основания увольнения;
установление не предусмотренных законодательством дисциплинарных
взысканий;
введение для работников полной материальной ответственности, кроме
случаев, предусмотренных в ст. 121 КЗоТ РФ (материально ответственные
лица).
Стороны также не могут
трудовых споров.
Примерный контракт сотрудника
Город
«__» ______ 200_г.
Настоящий контракт заключен между ______________ в лице директора
_________, действующего на основании устава от _______ г., именуемого в
дальнейшем Предприятие, с одной стороны, и
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
паспорт серии _______ № _______, выдан ________________________
______, проживающим(ей) по адресу: __________________ именуемый (ая)
в дальнейшем Сотрудник, с другой стороны. Контракт заключен о
нижеследующем:
1. Прием на работу
1.1. Вопрос о целесообразности приема Сотрудника решается кадровой
комиссией правления после оформления необходимых документов и принятых на
предприятии методов подбора и оценки персонала.
1.2. Сотрудник при приеме на работу обязан предъявить паспорт в
соответствии с Положением о паспортной системе в России, а военнообязанный
- военный билет; диплом или иной документ о получении образования и
профессиональной подготовке, копии документов, подтверждающих ученую
степень или звание. Администрация Предприятия имеет право провести
комплексную оценку потенциала работника с использованием методов
тестирования, анкетирования, диагностики, интервью и др.
1.3. Принципы кадровой политики Предприятия:
1.3.1. Долгосрочный наем с полной занятостью на работе.
1.3.2. Комплексная оценка работы персонала по итогам года с решением
вопросов о повышении оплаты.
1.3.3. Планирование
служебной карьеры и
1.3.4. Формирование фирменного патриотизма - сочетание корпоративных
ценностей и индивидуального подхода к сотруднику.
1.3.5. Всесторонняя забота о сотруднике: обеспечение жизненного уровня,
социальных гарантий, социальной защиты.
1.4. Контракт заключается сроком на _ года с ежегодной оценкой количества и
качества труда Сотрудника и его вклада в конечные результаты деятельности.
Срок контракта устанавливается с _________ 200_г. по _________200_ г.
1.5. Оценка деятельности Сотрудника осуществляется аттестационной
комиссией. На основе заключения комиссии с учетом обсуждения результатов
работы и деловых качеств Сотрудника дается одна из следующих оценок
деятельности Сотрудника:
достоин повышения в должности (заключается новый контракт), соответствует
занимаемой должности (контракт продлевается), не соответствует занимаемой
должности (контракт расторгается).
2. Организация труда и рабочего времени
2.1. Сотрудник
работает в должности _________
Гражданским кодексом РФ, уставом Предприятия, Правилами трудового
распорядка, философией Предприятия, положением об оплате труда, должностной
инструкцией, приказами директора.
2.2. Устанавливается пятидневный режим работы: с _ до __ ежедневно. Суббота
и воскресенье - выходные дни. При работе в выходной день вводится по
желанию Сотрудника компенсация (день к отпуску, двойная оплата, отгул).
2.3. Руководство Предприятия имеет право направить Сотрудника с его
согласия в командировку в пределах РФ на срок до _ месяцев или зарубежную
командировку сроком на_ месяц.
2.4. С письменного согласия Сотрудника он может быть временно
откомандирован на другое место работы в пределах от 3 месяцев до одного
года (стажировки, обмен опытом, работа за границей).
2.5. Предприятие
обеспечивает Сотрудника
стул, канцелярские принадлежности, оргтехника) и бесплатным пользованием
компьютером, факсом, множительной техникой, телефоном, транспортом в
служебных целях.
2.6. Для создания максимально благоприятного режима труда Сотрудника и
обеспечения интересов Предприятия условия труда могут уточняться,
дополняться во время действия контракта путем заключения между Предприятием
и Сотрудником нового или дополнительного контракта либо заключаются другие
соглашения о перемещениях на другое рабочее место и т. д.
2.7. Предприятие
вправе требовать от
работы, не обусловленной контрактом, если это диктуется производственной
необходимостью в соответствии с трудовым законодательством с оплатой по
существующим тарифам и расценкам, а в особых и экстренных случаях - с
оплатой по договорным расценкам.
2.8. Предприятие создает условия для питания сотрудников
(регламентированный обед). Сотрудник обязуется не принимать пищу на рабочем
месте или в помещениях офиса.
2.9. Предприятие
предоставляет Сотруднику
календарных дней.
3. Деловые и нравственные качества, обязанности Сотрудники
3.1. Деловые качества каждого сотрудника Предприятия включают:
дисциплинированность, самостоятельность, пунктуальность, трудолюбие,
хозяйственность, коммуникабельность, исполнительность, умение доводить
порученное дело до конца, настойчивость, целеустремленность, умение вести
деловые переговоры, широту кругозора, умение видеть перспективу.
3.2. Нравственные качества сотрудника Предприятия: доброжелательность,
воспитанность, внимательность, способность воспринимать критику,
скромность, преданность, порядочность.
3.3. Предприятие
проводит социально-
с целью определения объективного набора качеств для конкретной должности и