Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций

Краткое описание

В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.

Оглавление

Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66

Файлы: 1 файл

лекции по управлению персоналом.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

        специальности, стараясь мотивировать  их.

     4. Следует сохранять систему   неформальных  мероприятий.  Но  если  во

        времена СССР – это были  производственные совещания, то  в  настоящее

        время, - это кружки качества в  Японии.

      Строя новое, нельзя отказываться  от   хорошего  старого.  Может   быть,

поэтому в ЕС и США так распространены second hands. Но плохое всегда было  и

вероятно всегда останется. Вот  некоторые  выдержки  из  отрицательных  черт

кадровой службы в СССР:

      Развитие  социальных ресурсов.  Мы не идем к социальному  человеку,  не

организуем  и  не  планируем  развитие. Никогда в СССР  не   существовало

выработки стратегии  персонала.

      Итак, какую же систему управления  персоналом необходимо предпринять   в

современных условиях. В первую очередь, это должна быть не  только  кадровая

служба, но и  система включающая:

      - оформление и учет кадров

      - формирование условий  труда – качественные условия труда –  элемент

        современной жизни

      - новые трудовые  отношения   –  этика  деловых  отношений.  Если  нет

        сотрудничества,  уважения,   то   работа   становится   просто   не

        вообразима. По приходу на  работу  человек  должен  ознакомиться  с

        философией предприятия-наёмщика.

      - развитие социальной инфраструктуры  – социальная  поддержка  каждого

        (отдых, дополнительные отпуска…)

      - маркетинг персонала

      - анализ и развитие средств  стимулирования  труда.  Кадровые  службы

        должны отслеживать, что делают  на других предприятиях, дабы  люди не

        ушли туда, где больше зарплата  и лучше условия труда за  туже  самую

        работу

      - юридические и психологические  консультации – оценка профориентации…

 

      Для того чтобы модель управления  персоналом  была  более  эффективной,

она должна определяться своим стилем управления (он должен быть обобщен.  То

есть либо демократический, либо  автократический),  модель  мотивации  (кнут

или  пряник),  подход  к  компетенции,   организация   зарплаты,   повышение

квалификации,  создание   социальной   программы,   традиции   корпоративной

культуры (где  каждый себя чувствует частью  предприятия)  и  идеей,  которая

будет лежать в  основе всего управления.

      Итак для предприятий, работающих  по новому необходимо:

1. Иметь стратегию  развития производства и персонала.

2. Иметь резерв  персонала, не только на бирже  труда, но и в своем бизнесе.

3. Обязательно  вести трудовые контракты.  Помимо  которого  должен  выходить

   приказ  на занятие Вами вашей должности.

4. Иметь систему  деловой оценки с обязательными  аттестациями.

5. Научиться  управлять дисциплиной. Отсутствие  желания  и  так  называемого

   «НАДО»  может привести к самым негативным последствиям.

6. Необходимо  отработать систему премирования  и наказания,  систему  деловой

   оценки. Такое выражение: «Не хочу, чтобы   он  работал  здесь!»  -  просто

   неуместно  на современном предприятии. Также   нельзя  переводить  человека

   координальным  способом,  так   как   это   может   вызвать   необратимые

   психологические  изменения в его (её) жизни.

7. Система управления  персонала должна прививаться   к  системе  планирования

   зарплаты. Отсутствие данных отношений  приведет к замедлению, а может и к

   остановлению  эволюции модели работника.

8. Как правило,  раньше работали инженеры (организация  и нормирование  труда,

   техническое  обучение, экономисты), техники (каждый  второй  должен  знать

   делопроизводство) и инспектора.

      Исходя из будущей кадровой службы, ключевые роли в системе  управления

персоналом  будут играть:

      - кадровые стратегии

      - организация  работы  кадровых  подразделений  (разработка  кадровых

        структур)

      -  кадровые  технологии  –   люди   компетентные   в   специальных   и

        профессиональных знаниях

      - кадровые  инноваторы  –  разработчики  всевозможных  инвестиционных

        проектов. Но в управлении персоналом, как и в  любой  другой  науке

        бесконечно применять новшества нельзя.

      - исполнитель – тот человек,  который будет  осуществлять  оперативную

        кадровую политику, его девизом  является скрупулезность

      - кадровый консультант  –   человек,  с  панорамным  видением  мира  и

        преимуществ предприятия. Обычно это немолодые люди.

 

 

             Понятие кадровой службы, её назначение  и тенденции.

      Кадровая служба является основным  структурным подразделением  компании

по управлению кадрами, на который возложены функции  по приему  и  увольнению

работников, а также по организации их  обучения,  повышения  квалификации  и

переподготовки.  При  определении  круга  задач  по  управлению   персоналом

условно выделяются основные и дополнительные задачи.  В  числе  её  основных

задач  можно  выделить  такие  как  социально-психологическая   диагностика;

анализ и регулирование  групповых и межличностных взаимоотношений,  отношения

руководителя  и  подчиненных;  управление  производственными  и  социальными

конфликтами и стрессами; информационное  обеспечение  кадрового  управления;

управление занятостью; оценка  и подбор кандидатов на  вакантные  должности;

анализ кадрового потенциала и потребности  в  персонале;  маркетинг  кадров;

планирование и  контроль  деловой  карьеры;  профессиональная  и  социально-

психологическая  адаптация  работников;   управление   трудовой   мотивации;

регулирование правовых вопросов трудовых  отношений;  соблюдение  требований

психофизиологии, эргономики  и  эстетики  труда.  К  дополнительным  следует

отнести задачи, которые  могут выполняться совместно  с  основными,  но,  как

правило, управленческое распорядительство  по ним осуществляют   внешние  (по

отношению к службе персонала) подразделения.

      К такого  рода задачам относятся:

     1. охрана труда  и техники безопасности

    2. расчет и выплата заработной платы

     3.   оказание   различного   рода   услуг    (например,    организация

        информационной связи, услуги  в области социальной инфраструктуры).

      По  данным  зарубежной  литературы  и  оценкам   специалистов,   общая

численность сотрудников  службы  управления  персоналом  составляет  примерно

1.0 – 1.2 % от  общей численности коллектива.

      Роль и организационный статус  службы управления персоналом  во  многом

определяются  уровнем организационного, финансового, потенциального  развития

организации и  позиций её руководства.

      В  развитии  управления  персоналом  выделяют   следующие   устойчивые

тенденции:

      o Выделение практически всех функциональных направлений, охватывающий

        комплекс проблем управления  персоналом  в  деятельности  зарубежных

        фирм. Причем этот полный охват  наблюдается в организациях различных

        размеров и различных финансовых  возможностей.

      o Широкое развитие  внешних консультационных,  посреднических  фирм,

        работающих с организациями на  договорной, интеграционной основе,  а

        также  достаточно  активная  интеграция  между   организациями   по

        реализации задач управления персоналом.

      o Делегирование полномочий и  ответственности  по  выполнению  функций

        управления  персоналом  линейным  руководителям   подразделений   и

        опытными специалистами с одновременной  организацией  их  глубокого,

        непрерывного обучения.

      o Интернационализация управления  персоналом, выражающаяся в  развитии

        международных контрактов в деятельности  посреднических организаций,

        центров   подготовки   персонала,    специализированных    кадровых

        подразделений предприятия, государственных органов,  информационных

        служб и формирование на этой  основе  единой  международной   службы

        управления персоналом. Следует  отметить, что наличие  вышеуказанных

        тенденций говорит о высоком  уровне развития управления  персоналом,

        общей  культуры  управления   в   деятельности   зарубежных   фирм.

        Отечественная практика делает  в настоящее время энергичные  шаги  по

        становлению   эффективной   системы   управления    персоналом    и

        постепенному включению данной  системы в общую мировую интеграцию.

 

   Система  управления персоналом в Японии.

 

 

      Характер  системы  управления  персоналом,  применяемой  в   успешно

действующих японских корпорациях,  можно  определить  с помощью понятия

«гемейншафт»   (сообщество),   противостоящего    понятию    «гезельшафт»

(ассоциация) .

                              Пожизненный найм.

 

      Когда человек входит в организацию,  он  посвящает  себя  ей  на  всю

жизнь и остается и ней до пенсии (55 или 60 лет).  Он  не  перебегает  из

одной организации  в другую. Организация заботится  о нем  и  течение  всей

его жизни и  не может легко прервать  этот  союз.  Если  же  сам  работник

покидает компанию или подвергается увольнению, это  серьезно  сказывается

па его карьере.

      Вследствие  системы  пожизненного  найма  новый  набор  производится

обычно  в  апреле,  среди  выпускников  средней  школы  и   колледжей   и

университетов. Компании редко объявляют замещение  вакансий в другое время

года.

      Бытует много ошибочных представлений  о  пожизненном  найме.  Это   не

контракт. Это  способ мышления обеих сторон - и  нанимателя и  нанимаемого.

Женщины не остаются на всю жизнь. Выйдя замуж, они  покидают  компанию  и

посвящают себя семье - организации другого типа. Среди мелких компаний  и

в сфере услуг  мобильность работающих выше, чем  и крупных корпорациях. Еще

до недавнего  времени сохранялось определенное число временных работников,

которые играли роль  своеобразного  буфера  системы  пожизненного  найма,

однако после  периода массовых увольнений в конце  60-х  годов  они  почти

исчезли, и теперь их практически не осталось.

      Когда прибыли компании падают, она может принимать самые разные меры

по снижению издержек вплоть до сокращения  дивидендов,  но  до  последней

возможности не будет увольнять работников. Американская компания поступит

иначе - сохранит уровень дивидендов и объявит  локаут.

      Система пожизненного найма  не  означает,  однако,  что  численность

работающих  не может быть сокращена. Есть много  способов отреагировать  на

падение спроса на труд. Во-первых, сокращение  рабочего  дня.  Во-вторых,

перевод рабочих  из подразделений, где не хватает  работы, в подразделения,

где существует больше возможностей занять рабочие  руки, иногда в сбытовые

конторы и на  дочерние  предприятия.  Прекращение  нового  набора,  более

ранний выход  на пенсию с повышением  выходного  пособия  (гибкая  система

увольнения  па пенсию), временное «возвращение  в деревенский домик»  с

оплатой,  -  все  эти  методы  находят  частое   применение.   Поощряется

добровольное  увольнение  пожилых  работников.   Последнее   средство   -

принудительное  увольнение. В этом случае в  первую  очередь  просят  уйти

пожилых,  оставляя  молодых  рабочих.  После  нефтяного  кризиса   многие

компании фактически сократили численность работающих, но  эти  сокращения

осуществлялись  планомерно, а не путем внезапных  локаутов.

      Система пожизненного найма коренится в традиционно  японском  складе

мышления,  в  рамках  которого  посвящение  себя   организации   является

ценностной  установкой, и эта система еще  больше укрепилась  после  второй

мировой войны, так как была выгодна обеим  сторонам.  До  войны  компании

мало заботились о рабочей силе. Молодые работницы  и  неквалифицированные

рабочие - выходцы  из крестьянских семей рассматривались  как  всего  лишь

один из многих взаимозаменяемых элементов, и движение рабочей  силы  было

интенсивным.  Но  в   тяжелой   промышленности,   таких   отраслях,   как

судостроение,  железнодорожный  транспорт,  химическая  промышленность  и

машиностроение, корпорации нуждались в квалифицированных  рабочих, и  было

важно удержать их на предприятиях. Для этих отраслей система пожизненного

найма была необходима.

      После  войны  структура   промышленности  изменилась:  удельный   вес

отраслей тяжелой  промышленности,  использующих  интенсивную  технологию,

повысился относительно таких, например, отраслей  легкой  промышленности,

как текстильная. Более того, были организованы профсоюзы, и они требовали

стабильной  занятости.  Демократические   веяния   преобладали,   и   это

стимулировало уважительное отношение к работникам  организаций.  Все  эти

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"