Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций
В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66
платы, отдела охраны труда техники безопасности… Задачи новых служб
заключаются в реализации кадровой политики по управлению трудовыми
ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих
функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем
стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным
движением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время
составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных
установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами,
стоящими перед организацией. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение
экономической и политической систем одновременно несут как большие
возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её
существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь
практически каждого человека.
Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость:
оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации
индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы
управления персоналом организации.
При переходе к рынку
управления к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности. Поэтому
необходима разработка совершенно новых подходов к приоритету ценностей.
Главное внутри организации – работники, а за пределами – потребители
продукции. Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к
начальнику и прибыли.
Обобщение опыта
сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение
кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и
социального развития.
Концепция управления
человека в организации. Можно выделить 3 основных аспекта.
- Экономический – дал начало
использованию трудовых
место осталось технологиям.
o Единство руководства
o Строгая иерархия
o Дисциплина
o Подчинение индивидуального
o Баланс между властью и её ответственностью
- Органический
o Состоит из двух концепций (управления персоналом
предприятия и управление человеческими ресурсами) –
потребности, мотивы, а также понимание, что предприятие –
это собрание частей, соединенных линией управления в виде
контроля.
- Гуманистический
o Предприятие, как –
организационной культурой.
Организационная культура –
данному предприятию, специфики поведения персонала и администраторов,
способов реагирования на окружающую нас жизнь.
2. Модели работника.
Одна из известных
4-х видах.
1. Экономический человек.
Характеризуется отсутствием
стороны администрации, жесткая регламентация его работ, но
соответствие условий труда
В данном случае функции служб управления персоналом состоят из: найм,
увольнение, выдача зарплаты.
2. Психологический человек.
Ориентирован на малые группы, конфликты между сотрудниками устраняются
администрацией, работник участвует в принятии решений. Но при этом
находится под формально-
Функции служб управления персоналом: оказание социально-
психологической помощи работникам, разрешение конфликтов, оказание
медицинской помощи.
3. Профессиональный человек.
Работник вовлекается в дела фирмы, активно повышает квалификацию. В
данном вопросе признается, что работник – важнейший капитал. Человеку
предоставляется система социал
работа в группах.
В данном случае функции служб управления персоналом состоят из:
переподготовка, развитие персонала, обогащение человека, жесткая
оценка персонала, активная
4. Социальный человек.
В данном случае, главное – знания, следовательно, затраты на развитие
персонала растут, и подразумевают учебу на протяжении всей жизни.
Управление основано на гибкой работе в группах, что вызывает
притупление иерархии.
В данном случае функции служб
управления персоналом состоят
взаимодействия персонала на любых уровнях и появлением сотрудничества.
Каждая из перечисленных
в последнее время предпочтение отдается социальному человеку. Так как
только он способен вести к развитию производства.
3. Задачи управления персоналом.
К числу основных задач
1. Помощь фирме в достижении цели.
2. Обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными
работниками.
3. Эффективное использование мастерства и способностей персонала.
4.
Совершенствование систем
5.
Повышение уровня
6. Развитие систем повышения квалификации и профессионального
образования.
7. Сохранение благоприятного климата.
8. Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как
вертикальное, так и горизонтальное.
9.
Поднималась творческая
10. Совершенствование методов оценки деятельности персонала.
11. Обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.
Наиболее общие 3 задачи управления персоналом.
. Обеспечение кадрами
. Эффективное использование
. Профессиональное и социальное развитие кадров.
Все службы управления
целей.
4. Изменение методов воздействия на людей.
Особенностью
управления персоналом при
роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в
нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой
личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует
крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека.
Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом
на предприятии. Этот подход заключается в следующем:
1) создание
философии управления
2) создание совершенных служб управления персоналом.
3) применение новых технологий в управлении персоналом.
4) создание и выработка совместных ценностей, социальных норм,
установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной
личности.
Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных
работников по отношению к целям развития предприятия.
5. Понятие кадровой службы.
Управлением персоналом на
Кадровая служба –
подразделений вместе с занятыми на них должностными лицами, призванными
управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Назначение кадровой службы не только в осуществлении и стратеги
развития кадров, но и
использования трудового
социальных программ, как федерального, так и не федерального уровня.
Лекция 28.09.2000.
Функции отдела кадров.
Произведем рассмотрение
будет базироваться на социалистическом подходе, вторая на нынешнем
(рыночном). Это необходимо для отслеживания динамики развития жизни, в
которой и проявляется сущность.
Итак, функции отдела кадров СССР.
Как правило, отдел кадров состоял из небольшого количества служб:
отдел кадров, отдел подготовки кадров (техническое обучение) и служба
сбыта.
1. Ведение личных дел (прием, перевод, отпуска, увольнение).
2. Заполняли трудовые книжки (каждый член коллектива должен был иметь
свою личную карточку (оно же личное дело). Данные содержащиеся в
ней крайне облегчают жизнь всех сотрудников. Так как при утере
оригиналов документов, можно было найти их копии в личном деле.
Ответственным за их хранение был инспектор. Кадровые документы
сдавались в архив при уходе с работы рабочего (по всевозможным
причинам) и хранились там до 15 лет).
3.
Знакомились с трудовыми
4. Занимались выдачей справок.
5.
Вели карточки на
6. Оформляли пенсию.
7. Оформляли документы для пособия детям.
8.
Составляли описи дел,
9. Готовили приказы о поощрении и наказании.
10. Переписывались с райсобесом.
11.
Оформляли и подписывали
12. Вели табличный учет – так как явка на работу являлась основой
начисления зарплаты рабочих и служащих.
13. Отвечали
за техническое обучение
инженерно-технических
повышение квалификации (это могли быть институты, техникумы.
Обучение в которых могло быть с отрывом и без отрыва от
производства. Могло дать возможность получения повышенной
стипендии).
14. Подготавливали отчеты о повышении квалификации высшему руководству.
15. Контролировали
обучение студентов в
выражено в стипендии,
16. Оформляли оплату труда руководителей из числа работающих в
производственной практике
17. Участвовали в квалификационной комиссии (разряды у рабочих).
18. Консультировали всех сотрудников предприятия по всевозможным
вопросам (могли быть выданы справки из личных дел).
19. Готовили списки сотрудников за выслугу лет и по итогам года (то
есть 13 зарплата).
20. Переписывались со сторонними организациями – редакциями газет,
журналов, центров занятости, АВНР, с зарубежными партнерами.
21. Готовили приказы руководителю.
Как можно видеть, функции достаточно многообразны. И имеют как свои
плюсы, так и минусы. Рассмотрим положительные моменты в работе кадровой
службы времен СССР.
1. Тщательное ведение дел и обязательная сдача в архив. Данная
функция выполняется всеми
США. С помощью их хранения можно отследить деловую карьеру. Его
(дело) просматривают на 20 лет вперед и выискивают возможности
дальнейшего продвижения.
2. Основы резервирования кадров на номенклатурные должности. В
настоящее время можно
набором знаний (к примеру, российский помощник президента,
губернатор Приморского края…). В настоящее время в нашей стране
практически отсутствует
чем выше занимаемая должность, тем более сильными становятся
требования к её держателю.
3.
Меры, связанные с организацией
профессионального
образования и повышения
всего решается «папой», либо
очень умной головой
последние 2-3 года ситуация несколько изменилась. Многие
предприятия стали посылать детей учиться на профилирующие