Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций
В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66
Управление персоналом
Содержание:
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления
персоналом в системе
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления
персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система
управления персоналом в
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная
структура управления персонала
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения.
39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение
по службе в японских
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение
к труду, механизм его
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация
рабочего пространства и
труда. 66
Лекция 07.09.2000
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития.
1) Предмет, цель и содержание курса управления персоналом.
2) Место управления
персоналом в системе
3) Персонал, как объект изучения.
4) История развития персонала.
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом.
Предметом курса управления персоналом является система знаний,
связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых
трудом, (персоналом) с целью обеспечения эффективного функционирования
организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности
работника и
интересов трудового
Содержание курса – принципы и методы управления персоналом,
теоретические и практические проблемы функционирования систем управления
персонала (нового знания), пути реализации кадровой политики, выбор
максимально эффективной технологии управления.
Курс необходим для получения знаний об эффективном управлении
персоналом с целью полного использования возможностей человека к труду.
Цель – изучение принципов
и методов формирования и
Структура курса:
1. Концепция управления персоналом
2. Модель управления персоналом в общей системе управления:
> Цели
> Функции
> Организационная структура
> Методы
3. Технология управления персоналом:
> Отбор и найм
> Адаптация
> Деловая оценка персонала и т.д.
4. Мотивация
5. Организация обучения персонала
6. Персональный менеджмент
Управления персоналом также
изучает разделение
службы управления персоналом, определение приоритетов в области оплаты
труда, маркетинг персонала, исследования персонала.
2. Место управления
персоналом в системе
Управления персоналом
1. Теоретический уровень - получение новых знаний путем описания
явлений, выявления закономерностей, прогнозирование.
2. Вопросы о преобразовании реальных производственных ситуаций, то
есть разработка конкретных моделей, проектов, предложений ля эффективного
использования персоналом.
Эти два уровня достаточно тесно связаны и представляют структуру
знаний об управлении персоналом, как науку. Кроме того управления
персоналом опирается и на другие теории:
. Экономические (рынок труда, теория планирования, экономические
методы, экономическая информация (оптимизация), затраты на
персонал)
. Психологические
. Общая психология
. Теория поведения
. Конформизм
. Психология труда
. Социальные
. Групповое поведение
. Психология общения
. Психология труда
. Теория организации
Лекция 14.09.2000.
. Трудовое и социальное право – крайне важно в трудовой деятельности.
. Политология
. Конфликтология
1. Личность и организация
2. Между различными организациями
. Демография – статистика
. Менеджмент
. Международные экономические
3. Персонал, как объект изучения.
Персонал – личный состав
определенными признаками:
- квалификация
- компетенция
- способности
- установки
Главным из которых является наличие трудовых отношений с
работодателем. Самый важный управленческий ресурс. Можно классифицировать
персонал по нескольким направлениям:
А) Основные (непосредственно осуществляют технологии производства) и
вспомогательные работники (осуществляют помощь основному производству).
Б) Управляющие работники (профессионалы, специалисты, главные
специалисты, 1-ый руководитель…).
В) Технические исполнители (
Г) Обслуживающий персонал.
Д) По полу (мужчины и женщины).
Е) По стажу
Ё) По квалификации
Служба управления персоналом – это делопроизводство по найму и
увольнению, отдел кадров, планирование и прогнозирование, отбор, адаптация,
формирование карьеры, организация быта и отдыха, нормирование труда,
техническое обучение.
4. История развития управления персоналом.
Управление существует более 7 тысяч лет, оно социально, так как
началось с развития человеческих отношений.
С 1490-1910 в связи с развитием производства, безопасность условий
труда.
1910-1920 – создание программ по безопасности и движение трудового
коллектива и затрачиваемое время на операции. Эти программы формируются под
воздействием требованией со стороны работников. Потом психологическое
тестирование и консультации для работников. Следовательно, выявление
индивидуальных способностей.
1920 –1940 – в связи с развитием профсоюзов в управления персоналом
появились
организации и программы
1940 – 1960 – появилась экономическая защита работников (планы по
здравоохранению, пенсионная система, система привилегий, мнение работников
управления)
1960 – 1980 – расширяется малый и средний бизнес, то есть соучастный
менеджмент.
Лекция 21.09.2000.
С 1980 – деятельность связана с изменением структуры работающих и их
предпочтений. Международная конкуренция. Можно быстро менять работу. У нас
военка. Четкость деловой этики. Большая гибкость к работникам. На менеджера
накладывается большая работа.
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления
персоналом.
1. Концепция управления персоналом.
2. Модели работника.
3. Задачи управления персоналом.
4. Изменение методов воздействия на людей при переходе к рынку.
5. Понятие кадровой службы.
6. Система управления персоналом в Японии.
1. Концепция управления персоналом.
До последнего времени само
понятие «управление
управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждым
предприятием имела функциональную подсистему управления кадрами и
социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по
управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
Основным структурным
пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и
увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения
квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко
создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Однако, отделы кадров не являются ни методическими, ни
информационными,
ни координирующими центром
разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны
труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими
подразделениями, которые выполняют функции управления персоналом. Для
решения социальных проблем в организациях создаются службы социального
исследования и обслуживания.
Службы управления персоналом, пока, имеют низкий организационный
статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не
выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению
нормативных условий его работы.
Если раньше, в условиях командно-
рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись
на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.
Создавшаяся в нашей стране ситуация изменение экономической и
политической систем одновременно несут как большие возможности, так и
серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят
значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость:
оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации
индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы
управления персоналом организации. Укрупнено можно выделить три фактора,
оказывающие воздействие на людей:
Первый – иерархическая структура предприятия (организации), где
основное средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давления
на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением
материальных благ.
Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием,
группой людей, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения,
которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя
так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий – рынок – сеть
продаже продукций и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов
продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике
редко реализуются в отдельности. От того, какому из них отдается приоритет,
зависит облик экономической ситуации в организации.
Главное внутри предприяти – работники, а за пределами – потребители
продукции. Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к
начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициатору, а не к
бездумному исполнителю, перейти к социальным нормам, базирующимся на
здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет
на второй план, уступая место культуре и рынку.
Новые службы управления
традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной