Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций
В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66
факторы способствовали формированию системы пожизненного найма после
войны.
Упор на обучение.
В условиях системы
необходимо, но и оплачивается. Продвижение работающих происходит внутри
фирмы, а содержание работы меняется также по мере перехода на выпуск
новой продукции н применения новой технологии, поэтому переподготовка
необходима. Эта мысль выражается в «Хитати» следующей фразой: «Суть
предприятия - это люди». В «Мацусите» это звучит так:
«Мацусита» сначала производит квалифицированных людей, а потом
продукцию». Следует понять, что «люди» означает не только работников
высших эшелонов, но любых сотрудников фирмы. В последнее время, по мере
того как продукт и процесс производства становятся все более наукоемкими,
а деятельность компании приобретает все более международный характер,
подготовка внутри отрасли становится еще более важной. Потребность в
обучении вытекает из нужд компании, но также и из идеи уважительного
отношения к работникам. Американские и европейские компании чаще
придерживаются других взглядов: что необходимые человеческие ресурсы
можно купить вне пределов компании за деньги.
Обучаемых можно подразделить на три категории:
1) вновь набираемые сотрудники,
2) общие категории работников (general employees),
3) управляющие.
Вновь принимаемые на работу обычно прослушивают курсы лекции и
обучаются на рабочих местах. Важнейшая задача здесь - привитие философии
корпорации и технических навыков. На разных предприятиях
продолжительность обучения колеблется, но чаще всего составляет от трех
до восьми месяцев. В «Мацусите» социальная ориентация и обучение
поступающих на работу выпускников университетов (около 800 человек)
централизованы в штаб-квартире и осуществляются в следующих формах:
трехнедельные лекционные курсы в штаб-квартире, обучение на
розничных торговых предприятиях в течение трех месяцев, обучение на
рабочем месте -один месяц, лекционный курс по бухгалтерскому учету - один
месяц, лекции по маркетингу - два месяца. После восьмимесячного обучения
молодые специалисты распределяются по дочерним предприятиям и
подразделениям фирмы.
Работники общих категорий
также основам человеческих отношений. Подготовка ведется по трем
направлениям:
1) на «рабочем месте.
2) самоподготовка.
3) вне рабочего места.
Первое направление - самое важное, подготовку ведут мастера по
определенному плану. В условиях, когда продвижение по службе зависит от
стажа работы, люди не конкурируют друг с другом, поэтому мастера охотно
передают свои знания новичкам.
Другое средство обучения, характерное для японских корпорации
-ротация работников. В США и Западной Европе работники переходят из
компании в компанию в рамках одной профессии, в Японии же людей
перемещают из одного подразделения в другое в рамках примерно одинаковых
должностей. В «Хонде» действует программа ротации на первые десять лет
работы в компании, «Тоёта» придерживается политики перемещения работников
каждые три года, в «Кэнон» руководители подразделений отбираются из числа
тех, кто поработал не меньше чем в трех различных отделах. Поскольку в
отличие от профессиональных объединений в Японии союзы ограничиваются
рамками компаний, нет проблем с разграничением должностных обязанностей и
нет препятствий при ротации работников.
Второй важный аспект обучения - саморазвитие, и возможности для
частого продвижения и повышения заработной платы стимулируют желание
развивать себя. Компании способствуют этому, распространяя печатные
материалы, списки рекомендованной литературы, а также субсидируя покупку
литературы. Широко распространена групповая деятельность, например в
кружках качества, в которых принимает участие до 80% персонала крупных
компаний; компания оплачивает время, затраченное на подобную
деятельность.
Обучение вне рабочего места осуществляется в учебных центрах
компании и учебных заведениях вне компании. Оно принимает формы,
например, технических курсов, других курсов по функциональным
дисциплинам, языковых курсов. Подобное обучение субсидируется как штаб-
квартирами, так н отделениями. «Хитати» располагает шестью учебными
центрами, кроме многочисленных ученых классов на производственных
участках.
Управляющие обучаются главным образом вне рабочих мест, в учебных
центрах компании. Цель обучения - повышение теоретических знаний и знаний
в области человеческих отношений.
О расходах на обучение точных данных нет; согласно одному
исследованию, они составляют 60 долл. (15 тыс. - иен.) в год на одного
работающего. В эту сумму не входят затраты, связанные с обучением на
рабочих местах, В «Хитати» каждый выпускник университета по техническим
специальностям тратит на обучение около 2,2 дня в год. Обучение на
рабочем месте здесь также не учтено.
Темы № 3. Организация системы управления персоналом.
1) Организационная
структура управления
2) Понятие кадровой политики.
3) Стратегии управления персоналом.
4) Компетенция персонала.
1. Организационная
структура управления персонала
Организационная структура управления персонала – сложившееся
разделение видов деятельности, ролей специалистов и руководителей, и
интеграция их в единое целое.
Организационная структура строится на основе выделения различных
составляющих.
Существует несколько уровней
а) элементарная – небольшие
предприятия, филиалы, где
исполнитель может выступать в одном лице.
б) линейная – характерны
сложнее первой, так как производство может быть многоплановое (печем
пирожки и пельмени)
в) функциональная – более
глубокое функциональное
Эти структуры характерны для США.
г) групповая (матричная) – сфера, где чаще всего появляются новации.
Предположим Научно-исследовательский институт.
Выбор организационных
от правовой формы, техники и технологии управления, стиля управления и от
динамизма внутренней среды.
Все задачи управления
кадровую политику.
2. Понятие кадровой политики.
Кадровая политика – набор основных принципов и методов работы с
персоналом, то есть это стратегическая линия поведения менеджмента в работе
с персоналом. Кадровая политика включает следующее:
. Тип власти в обществе (охлократия
– отсутствует строгое
граждан нормам морали и права – митингование единственное
приемлемое средство –
строя; автократия – власть вождя – монархия, тирания, диктатура;
демократия – попытки уйти от насилия (возможно только при наличии
высококвалифицированного
. Стиль
. Правила внутреннего распорядка.
. Устав.
. Контракт с содержанием
. Положение об уплате труда.
Исходя из власти многое
Лекция 05.10.2000.
3. Стратегии управления персоналом.
Стратегия – набор правил для принятия решений, которыми организация
руководствуется в своей деятельности.
То есть стратегия
исходя из которых, формируется кадровая политика; процесс, отражающий
управленческую философию организации. А кадровая политика – собственно
правила.
Как же разрабатываются кадровые стратегии? Этот процесс можно
представить несколькими этапами:
. Определение целесообразности существования организации, постоянно
должна проходить
. Анализ внутренних сильных и слабых сторон в организации управления
персоналом
. Анализ внешней окружающей
тенденций, которые в свою очередь позволяют изменять требования к
управлению персоналом (организации рабочих мест, подразделений)
есть выявление особенностей функционирования конкурента (наличие
родственных технологий, организация технико-профессионального
обучения, эффективное использование прибыли)
- социально-экономическая
этаситуация в РФ достаточно сложна. Малый бизнес высасывает все
силы из людей и выбрасывает «отработанный материал». Что вызывает и
так все нарастающее
стандартам.
Обман, так часто встречаемый в окружающей жизни, вызван отсутствием
организационных начал в
разработке стратегии
отслеживать. Выявление
их влияние на политику –
все, абсолютно все
этапе выработки стратегии.
если вы опоздали на рабочее место на 3 и более часа, то ваш
начальник имеет право уволить вас.
. Анализ технико-экономических
этапе происходит суммирования выводов, полученных на более ранних
этапах.
Но и это ещё не всё.
поэтому надо выбрать тот, который будет самым подходящим и ежедневно
применяться в кадровой политике предприятия.
Существует несколько
1. Стратегия предпринимательства
2. Стратегия динамического роста
3. Стратегия прибыли
4. Стратегия ликвидации
Выбирая общую стратегию, выбирается общий подход к управлению
персоналом и не только.
1. Стратегия
людьми (от 16 до 30 лет), новаторами, являющимися инноваторами в
высшей категории (соединение способностей и знаний). Каждый
человек по своему талантлив, но ведь талант надо отыскать, понять
и применить его. Иначе – всё в пустую. Стимулирование таких
работников должно происходить индивидуально. Возможна выплата
зарплаты по задача. Сделал – получи, нет – нет и денег. При данной
стратегии персонал участвует в разработке и реализации стратегии.
Они формируют решения. В
мотивации и возможность
2. Стратегия динамического
изменениями и стабильностью. Движение должно идти спокойно и
медленно. Если предприятие не вырастила профи, то необходимо
нанимать высококвалифицированный персонал в технологии
производства и управления, умеющие подстраиваться к изменениям.
Вознаграждение происходит на индивидуальной основе или на работе
малых групп. В данном случае, важно умение вливаться и
обособляться в коллективе.
3. Стратегия прибыли – стратегия рациональности. Предусматривает
жесткую регламентацию, отсутствие неопределенности (сплошные
процедуры, правила). Набор персонала крайне узконаправленный.
Необходимы специалисты,
Их участие в управление практически минимально. Весь процесс
систематизирован: и зарплата, и стимулирование.
4. Стратегия ликвидации –