Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций
В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66
шаткое, нет соответствующего качества. В данном случае положение
персонала крайне
или сокращения, также не участвуют в процессе разработки и
выполнения управленческого решения). Социальные меры защиты
персонала проявляются только в «замедленном» сокращении
работников.
4. Компетенция персонала
Компетенция персонала –
персонала на предприятии и центральное понятие для разработки персонал
стратегии.
Компетенция специалиста – это рациональное сочетание знаний и
способностей, рассматриваемых на небольшом промежутке времени.
После снижения экономического
потенциала в оборонной промышл
наблюдаем утеску мозгов за рубеж. Но ведь при потери компетенции происходит
потеря всех основных качеств, то есть деградация. Последнее все же в
большей степени определяется способностью к самообразованию и саморазвитию.
Управление компетенцией на предприятии осуществляется сравнением
потребности предприятия в компетенции специалистов (количество, качество,
состав персонала с наличными ресурсами).
Ресурсы - достигнутые работниками уровни компетенции.
При сравнении количественных и качественных составляющих с тем, что
есть, мы вносим коррективы. То есть в управлении, мы постоянно заняты
прогнозированием компетенции.
Тема №4. Регламентация УП.
1) Понятие регламента предприятия
2) Регламентация УП (ПВТР)
3) Положение о подразделениях
4) Должностные инструкции
5) Контракты
1. Понятие регламента предприятия.
Приходя на работу, естественно, мы предлагаем свою рабочую силу и
желаем узнать о её цене и правилах поведения на фирме. Это возможно узнать
из правил о регламентации деятельности предприятия.
Регламент – совокупность
предприятия.
Регламент можно
. Регулирующие деятельность
договор)
. По информационному
. Регулирующие порядок работы с техникой управления (паспорт,
инструкция к эксплуатации, размещение)
. Нормирование процесса
графики производства
. Регулирующие работу персонала – положения о подразделениях, модели
рабочих мест, должностные инструкции, трудовые контракты. Если
данные положения отсутствуют, то для наёмника есть крайне большой
риск.
2. Регламентация УП.
Особое место в этой группе
имеют правила внутреннего
распорядка.
V Регламентирует порядок приема и увольнения, время труда и отдыха
V Основные обязанности
V Меры поощрения и взыскания
Если вы прошли отбор, то вы должны ознакомиться с ПВТР. Это может
отражаться в контрактах. Для составления правил используются конституция,
гражданский кодекс, КЗОТ, устав, договор учредителей, постановления
правительства по труду и социальным вопросам (ниже установленного
минимума).
ПВТР:
1.
Порядок приема-увольнения
какие соискатели должны
оформления трудовой книжки (не позднее 1 недели отдается должна
быть отдана наёмному
контракта должен оформляться приказом (который можно получить в
отделе кадров). Оформляя этот приказ под расписку, люди берут
ответственность за вас. В нем также должна оговариваться
возможность работать по
быть вознаграждено).
2. Время труда и отдыха. Необходимая полная рабочая неделя от 40
часов. Если наблюдается работа по выходным, то зарплата за эти дни
повышается в 2 раза от установленного минимала, или за их счет
увеличивается количество
отпуску. Если ежедневно
есть график ненормированный,
то можете требовать
поощрений. Существует
по решению администрации.
связи с вступлением в брак (себя самого или близких родственников),
смертью, рождением ребенка…
ПВТР должен выполняться
Меры поощрения и взыскания
– объявляются приказом и
трудовую книжку. Существует несколько типов наказаний:
Опоздание 1 раз – письменное объяснение, иначе – выговор.
При приеме на работу
характеризует дальнейшее поведение человека в организации. Отсутствие
правомерно оформленной книжки ведет к нарушению закона. А это в свою
очередь подвергает опасности безопасность государства.
Регламент управления
А) положения о подразделениях
Б) правила
В) должностные инструкции
Г) контракты
Положения о подразделениях крайне важны для службы управления
персоналом. Так как именно она координирует работу по управлению и
совершенствованию систем управления персоналом. Это положение
регламентирует назначение, место подразделения предприятия, права и
ответственность работников, форма поощрения работников предприятия. Но оно
сочетается с реализацией, только когда они подписаны руководителем
предприятия, есть его печать и прошиты, как и ПВТР.
Лекция 12.10.2000
3. Положения о подразделениях.
Положение о подразделениях – основной нормативный документ,
регламентирует место, назначение его на предприятии, его структуру,
основные функции, задачи управления, права и ответственность, формы
поощрения работников подразделения.
Положения о подразделениях крайне важны для службы управления
персоналом. Так как именно она координирует работу по управлению и
совершенствованию систем управления персоналом. Это положение
регламентирует назначение, место подразделения предприятия, права и
ответственность работников, форма поощрения работников предприятия. Но оно
сочетается с реализацией, только когда они подписаны руководителем
предприятия, есть его печать и прошиты, как и ПВТР.
Положение о подразделениях
V осуществить официальное
между крупными
V четко регламентировать основные задачи управления (определена
трудоёмкость, продолжить);
V установить жесткие
задач управления;
V повысить надежность за счет
введения качественных и
показателей (хотя в
управления очень часто
V повысить конкретизировать права подразделений в части принятия
решений (либо его участие, либо полное отсутствие)
V осуществить моральное или материальное стимулирование работника.
Она крайне необходима, так как случайно можно не того
простимулировать.
Положение о подразделениях
А) Общая часть
Б) Функции и задачи
В) Права
Г) Ответственность
Д) Поощрения
4. Должностные инструкции.
Этот документ основной для каждого работника, так как он
регламентирует прямые обязанности, права, ответственность и формы поощрения
– наиболее массовые приемы в системе управления персоналом.
Предыдущий документ - совокупность должностных инструкций, плюс
коллективное начало.
Началом внедрения должностных
инструкций считается 1960-е
бизнесе практически не существует должностных инструкций, хотя за рубежом
все эти вопросы четко регламентированы. Малый бизнес вынужден часто менять
стратегии развития, следовательно, должны меняться все составляющие
предприятия. Система управления персоналом не успевает за этим динамичным
развитием.
Вышеперечисленные
инструкций: общие положения, прямые обязанности, права и ответственность,
формы поощрения.
В конце всякой должностной инструкции стоит граф – согласовано, с
подписью работника и руководителя.
Необходимость и значение.
Должностные инструкции являютс
назначение и место работника в системе управления, его функциональные
обязанности, права
ответственность и формы
массовыми документами т.к. должны разрабатываться для каждой должности
управленческого персонала от директора до бригадира.
Разработке типовых
в период административной экономики СССР в 60-80-х гг., т.к. существовало
централизованное нормирование структур управления, штатных расписаний,
должностей и ставок по оплате труда. Это составляло стержень
государственной политики нормирования и контроля н предприятиях и
проявлялось в
типовых общесоюзных и
В качестве примера следует назвать Положение о главном бухгалтере,
утверждение Советом Министров СССР в 1980 г. Госкомтруд СССР в 1986 г.
выпустил Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и служащих. В строительстве действовали типовые должностные инструкции,
утвержденные Госстроем СССР для должностей: главный экономист, главный
инженер треста, производитель работ, мастер бригадир.
До сих пор достаточно большой круг специалистов в области управления
справедлив полагает, что разработка типовых должностных инструкций должна
производиться отраслевыми НИИ по отраслям народного хозяйства,
министерствам и ведомствам. Отраслевые типовые инструкции были разработаны
для ограниченной категории работников предприятий, имели различную
методическую и юридическую степень проработки.
По данным наших исследований, выполненных в 80-х гг., должностные
инструкции утвержденные руководителем предприятия, имели только 50%
руководителей и специалистов. Существующие должностные инструкции
представлены схематично, как правило, на одной или двух машинописных
страницах и не отвечают требованиям современного уровня управления
производством. Вместе с тем 70% из числа опрошенных работников в своей
деятельности основываются на указаниях руководства и сложившемся
распределении функциональных обязанностей на предприятии. Эти выводы
получены на основе исследования работы более 500 руководителей и
специалистов различных предприятий страны. - Переход к рыночной экономике,
демократизация общества, акционирование пре приятии привели к радикальным
изменениям в структуре управления предприятиями. В это предполагает
кардинальную переработку, а фактически создание новых должностных
инструкций
для всего персонала
Возникает закономерный вопрос: "Стоит ли тратить время и средства на