Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций

Краткое описание

В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.

Оглавление

Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66

Файлы: 1 файл

лекции по управлению персоналом.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

 

      Таким образом, идеальный тип  специалиста или руководителя  при  отборе

не может  быть структурирован. Следовательно,  необходимо  обращать  внимание

на следующие  факторы:

o Коммуникабельность, умение работать с людьми  (можете  ли  Вы  эффективно

   работать  на любом уровне  организации;  улучшите  ли  Вы  психологический

   климат; увеличите ли Вы производительность  труда;  соответствует  ли  Ваш

   внешний  вид нормальной  работе  предприятия  (вызывает  ли  он  доверие);

   можете  ли Вы сотрудничать с другими  людьми).

o Способны ли  Вы принимать решение (особенно,  если  Вам  предстоит  работа

   менеджера), насколько Вы психологичны (можете  предвидеть  реакцию  других

   людей), как глубоко Вы чувствуете новое.

o Организаторские  способности – оценка деловых   качеств:  умение  управлять

   собой,  своим внешним видом, вести  переговоры, анализ  и  контроль  работы

   других (способность эффективно использовать  рабочую  силу  –  готовность

   исправить  положение,  если  допущена  ошибка  (может  быть  даже  тут   же

   исправить)), умение тщательно планировать.

      Американский образ жизни  - закрытый. И если Вы придете не вовремя,  то

вероятнее всего  Вам просто не откроют дверь.

      Организаторские  способности   –  способность   кропотливо,   тщательно

организовывать   работу,   способность   отбирать   работоспособных   людей,

возможность презентовать себя.

 

 

Тема №6.  Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация.

 

1) Профессиональная ориентация.

2) Трудовая адаптация.

 

 

1. Трудовая ориентация.

 

 

      Профориентация – это комплекс  мероприятий (экономических,

психологических, педагогических, медицинских и социальных) направленных на

формирование  профессионального призвания, выявление способностей к

профессиональной  пригодности, мотивации и так  далее, влияющих на выбор

профессии или  её смены.

      Основными формами профориентационной  работы являются:

      o Профессиональное воспитание потребности  в труде

      o Профессиональная информация – это система мер по ознакомлению

        учащихся, ищущих работу, с ситуацией  на рынке труда.

               При этом общую координацию  ведет

           - Министерство образования в  части просвещения

           - Министерство труда

           - Центры занятости

           - Центры профориентации

      o Профессиональные консультации. Основной  смысл их деятельности

        заключается в оказании помощи  людям в выборе места работы  и

        определенной профессии, которая  осуществляется в учебных

        заведениях, центрах занятости, профориентации  и в кадровых

        агентствах.

        Цель  профессиональных  консультаций  –  выявить  способности   и  их

      структуры, интересы, состояния здоровья, работоспособность и так далее

      –  все то,  что влияет  на  выбор   профессии.   Именно   в   рамках

      профессиональной консультации  осуществляется гибкая трудовая  адаптация

      работника.

      o Профориентационная работа –  условие  успешной  трудовой  адаптации.

        Именно через неё познается престиж и привлекательность работы.

      Престиж - оценка специальности  с принятой в обществе шкалой  ценностей.

      Привлекательность – желательность  приобретения данной профессии

потенциальными  работниками.

      Данные два показателя не постоянны. До дефолта в банковской сфере в РФ

платили намного  больше, чем платят сейчас.

 

 

 

2. Трудовая адаптация

 

 

      В отличие от профессиональной  ориентации, трудовая адаптация  –

приспособление  работника к организации (взаимное приспособление работника и

организации).

      Она основывается на постепенной  врабатываемости сотрудника в  новые

профессиональные, социальные, психологические и экономические  условия

труда.

 

                             Лекция от 09.11.00.

      В условиях рынка возрастает роль вторичной адаптации. Так как

наблюдается большая  нагрузка на первичную систему и  к тому же порог

психологической адаптации очень низок.

      Что лучше: «Надеяться на лучшее, или ожидать худшего?»

      Выделяется несколько аспектов  адаптации (как в практике Управления

персоналом, так  и в теории):

     1) Психофизиологические – когда  происходит процесс приспособляемости  к

        новым психологическим и физиологическим  нагрузкам.

     2) Социально-психологический – приспособление  к той организационной

        культуре, в которую Вы попадаете.  Отсюда, входя в новый коллектив,

        не стоит сразу заводить друзей. В каждом новом социуме существует

        свой неформальный климат, следовательно,  там тоже существуют свои

        конфликты. И переходя из группы в группу, необходимо

        адаптироваться.

     3) Профессиональный – постепенная  выработка трудовых навыков.

        Следовательно, необходимы новые  знания и наличие навыков

        сотрудничества.

     4) Организационный – усвоение роли  и организационного статуса своего

        рабочего места. В соответствии  с существующей тенденцией, в

        настоящее время можно наблюдать  большое количество новых,

        «красивых»  должностей. Например, менеджер  по продажам. Хотя в

        реальной жизни, - это простой  продавец.  Следовательно, важен  на

        статус должности, его привлекательность,  а статус личности,

        занимающей данную должность.  Отсюда успех адаптации зависит:

      o От личных свойств адаптируемого  сотрудника (психологические черты,

        качества, возраст, семейное положение). Их наличие предоставляет

        личности тылы, куда можно укрыться, при наличии неприятностей.

      o Особенности социально-экономического  климата. Человек везде ищет

        психологический комфорт.

      o Не всегда достаточно знаний. Поэтому в некоторых странах  (США,

        Япония) существует система наставничества, когда более опытные и

        способные к управлению люди  руководят воспитанием их подчиненных.

      o Особенности организации труда (модель мотивации)

      o  Престижность профессии –  приобрели ли Вы все, что  хотели, как

        быстро Вы это приобрели.

      o Объективность деловой оценки  адаптируемого – организационные

        начала, модели мотивации, квалификация, способности ко входу в

        систему.

      Успех трудовой адаптацией зависит  от:

      А) от наличия службы управления  персоналом

      Б) конкретные люди – структурное  закрепление службы адаптации

      В) технологичность управления  адаптацией

      Г) информационное обеспечение

      Это достаточно финансово емко  для закрепления за конкретными  отделами,

следовательно всегда лучше, когда есть конкретный человек, разбирающий все

вопросы.

      Адаптация является элементом  их комплекса мероприятий, направленных на

обеспечение условий  эффективной реализации творческого  и физического

потенциала  работников предприятия.

 

 

Тема №7. Деловая  карьера.

 

 

1) Определение  понятия карьера.

2) Мотивация  карьеры.

3) Организация  карьеры.

4) Управление  карьерой.

5) Продвижение по службе в японских компаниях.

6) Развитие персонала  и обучение.

 

 

1.  Определение  понятия карьера.

 

      Карьера –совокупность должностей, которые занимал и занимает  на данный

момент работник (фактическая карьера) или может  занимать работник  (плановая

карьера).

 

      Все навыки всегда и в любой  стране мира исходят  из  семьи.  Понимание

карьеры  закладывается  ещё  в  зачаточном  положении.  И  для  того,  чтобы

построить карьеру, необходимо  осознать  свою  профессиональную  ориентацию,

которая должна быть направлена на вид деятельности, а не на профессию.   Кем

вы будете наездником или  лошадью?  Ценности,  потребности  и  мотивы  очень

важны.

      Можно выделить несколько основных  личностных ориентацией:

     1) Реалистическая – люди,  склонные  к  занятию,  требующему  навыков,

        усилий и координации. Чаще  всего это люди,  работающие  в  аграрной

        области (лесоводство, рыболовство).

     2)  Исследовательская  –  люди,  которые  связаны   с   деятельностью,

        требующей  размещения,  организацией   и   собственными   взглядами

        (интерпретацией).  Эти  люди  предпочитают  физические,   межличные

        отношения (преподаватель, биолог, химик).

     3) Артистическая – люди, выражающие  эмоции и свою индивидуальность.  В

        отличие от традиционного   мира,  это  люди  рекламы,  работающие  в

        маркетинговой среде.

     4) Социальная – люди нацелены  не на интеллектуальное взаимодействие, а

        больше на межличностное общение  (социальные работники, дипломаты).

     5) Инновационная – люди, которые  вербально эрудированы.

     6) Обыкновенная ориентация – люди,  которые  предполагают  структурную

        регулирующую деятельность и  связанную с нею  профессию  (Бухгалтер,

        банкир, финансист).

 

Карьера каждой личности проходит определенные стадии:

      > Стадия роста – период появления  человека на свет  и  до  14  лет  –

        формируется отождествление человека  с другими людьми.

      > Стадия исследования - с 14 до 24 лет –  в  этот  период  происходит

        исследование различных профессиональных  альтернатив. На  протяжении

        этих 10 лет идет постоянные выбор  профессии и карьеры.

      > Стадия становления  и   движения  –  24-45  лет  –   стадия  активной

        работоспособности и развития. Основная стадия должна определяться в

        нише, которую мы должны занять  и которая поможет  занять  нишу  для

        «стареющего будущего». На этом  этапе идет постоянная проверка  своих

        способностей и амбиций.  На  этом  этапе  можно  выделить  ряд под

        этапов:

     1. Испытания – 25-30 – А туда  ли мы попали? И если вдруг  попали мы  не

        туда, то это вызовет первый  серьезный  кризис  в  жизни   человека.

        Следовательно, необходимо перенацелиться (нацелиться на перемены).

     2. Стабилизация – 30-40 – Идет пышная борьба за карьеру, за  изменение

        своего рабочего положения, утверждение  своей заработной платы.

     3. Стадия карьерного успеха или   кризиса  –  37-45  лет  –   Начинается

        оценка пройденного пути, что может вызвать второй серьезный кризис

        в жизни человека.

     > Стадия сохранения – происходит  соскальзывание с предыдущей  стадии или

       же практически полное растрачивание  энергии. И тут становится  важным

       вопрос, а чем вы жертвовали  ради карьеры? С кем  вы  можете  остаться

       сейчас?

     > Снижение  активности  –  пора  достижений  и  мудрости.  Идет  резкое

       приближение пенсии. Человек начинает  мириться с ограничением власти  и

       соответствующей ответственности,  так как энергия человека снижается.

 

      Виды карьеры:

     1) Ситуационная (карьера по случаю)

     2) От начальника (когда тебя замечает  руководитель. Но тут все зависит

        от психотипа руководителя).

     3) От развития объекта (самая  положительная карьера)

     4) По инновациям (обладаете ли вы  высокими способностями - «Он   сделал

        себе карьеру сам»)

     5) Собственноручная карьера

 

 

                             Лекция от 16.11.00

     6) Плановая

     7) Организационная

     8) Оценочно-аналитическая

     9) Консультативная

    10) Информационная

    11) Обучающе-результативная

    12) Карьера  по трупам.  Характеризуется   тем,  что  карьерные  интересы

        переходят в страсть. Карьерные   интересы  настолько  превалируют   в

        жизни, что человек не стремится укоротить путь  в  своем  карьерном

        развитии. Используются методы и  приемы уничтожения личности.

    13) Системная  карьера – достижение современного  уровня менеджмента.

 

       При этом главные идеи карьеры:

      А) Постоянно увязываются в единое целое составные части карьеры

      Б)  создается  органичный  фундамент   карьеры   (например,   кадровые

      агентства, но они не создают  организационный  фундамент,  так  как  мы

      сами не умеем этого делать)

      В) Мы должны умело себя преподносить  не поддаваясь  влиянию  случайных

      факторов.

      Г)    В    службе    управления    персоналом    необходимо    наличие

      высококвалифицированных специалистов,  дабы  они  могли  разрабатывать

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"