Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций
В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.
Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66
содержательной части работы, когда человек перестает чувствовать себя
только исполнителем. Социальный мотив непосредственно контактирует с
духовным, и представляет занятие определенного социального положения
(статуса). В РФ в настоящее время идет подмена социального мотива
материальным.
Обычно мотив предшествует
ядро, которое заложено в каждом человеке, и не может быть развито на
различные составляющие. Так как они подвижны, подвергаются постоянным
изменениям, зависящими от окружающие социо-культурной среды.
Если отношение личности характеризуется стабильностью, высокой
готовностью к деятельности, то оно называется установка.
Ценности определяют для
явлений.
Человеколюбие - одно из высочайших качеств человека. Ибо различные
цели практически всегда стоят перед человеком. Но вопрос, как он будет их
достигать? Пойдет «по трупам» или будет придерживаться дипломатическим
методов.
Люди отличаются друг от друга ценностными ориентациями.
Ценностные ориентации - это более строгое понятие, характеризующее
устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).
Следовательно, при поиске друзей, надо понимать, к чему тяготеет
личность, схожи вы с ней или нет. И выбирать людей со схожими идеалами.
Естественно, полной однородности идеала воссоздать тяжело. Но определенные
рамки всегда существуют. В личных отношениях желательно найти себе друга
или подругу, у которых физиологические желания не будут затмевать прочие на
100%. Так как в этом случае, жизнь потеряет огромное разнообразие, которое
в ней содержится.
Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека, с целью побудить
его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).
На стимулы влияет большая
группа объективных и
формирующих отношение человека к труду.
Объективные факторы –
соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и
культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-
психологический климат.
В настоящее время оценкой персонала занимаются либо кадровое
агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них
мотивационные критерии различны.
Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника
(пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт,
профессиональная культура, должностные ориентации).
Через объективные факторы
должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности,
творческого поиска, путей улучшения деятельности.
Через субъективные факторы определяется степень удовлетворенности
трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.
В коллективе всегда есть
Социальная группа –
признаками (профессия, уровень образования, стаж работы).
Социальные группы образуют социальную структуру коллектива. И это
является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела
(организации).
2. Определение понятия мотивация.
Мотивация – совокупность
побуждающих человека к деятельности.
В настоящее время существует множество теорий мотивации и, сложившихся
из них моделей мотивации.
Теории мотивации, основанные на изучении потребностей человека, как
основном факторе, определяющем их поведение и деятельность:
> Теория Маслоу
> Теория Герцберга
> Теория Макклеланда
Теория Маслоу.
Абрахам Маслоу в 1943 году выдвинул на обсуждение вопрос об иерархии
потребностей.
На основании своей книги «
разработал пирамиду потребностей.
Пирамида Маслоу.
5 5 - Совершенствование
4 4 - Личностные
3 3 - Социальные
2 2 - Безопасность
1 1 - Физиологические
занимают физиологические
одежде, крыше над головой.
Второй уровень – потребность в безопасности и удовлетворенности в
будущем. Жить в постоянной угрозе гибели, краха и прочих обстоятельств
невозможно.
Третий – социальные. Они отражают необходимость в социальном
окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка.
Четвертый – личностные. Потребность в уважении, в признании окружающих
и стремлении к личным достижениям.
И пятый уровень –
есть потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных
возможностей.
При этом первые два уровня представляют основные (первичные)
потребности работника, а вторые три – вторичные.
Теория мотивации Фредерика
Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить
влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает
факторы, вызывающие удовлетворенность работой.
|Гигиенические факторы |Мотивация |
|Политика фирмы и |Успех |
|администрации | |
|Условия работы |Продвижение по службе |
|Заработок |Призвание и одобрение |
| |результата |
|Межличностные отношения |Высокая степень |
| |ответственности |
|Степень непосредственного |Возможность творческого |
|контроля за работой |и делового роста |
Первая группа факторов (гигиенические) связана с самовыражением
личности, её внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в
которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации
связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен
помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.
Гигиенические факторы Герцберга, соответствуют физиологическим
потребностям, потребности в безопасности и уверенность в будущем.
Теория мотивации Дэвида
Эта теория утверждает, что структура потребностей высшего уровня
сводится к трем факторам: стремление к успеху, стремление к власти, к
признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала со
стороны коллег, а как личностные достижения в результате активной
деятельности, как готовность участвовать в принятии решений и нести за них
персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить
о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных
уровнях управления в организации, а стремление к признанию – его
способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и
уметь убеждать окружающих в его правильности.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. В
данном случае, основной упор касается распределения усилий работников и
выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К
данным теориям относятся следующие теории:
> Теория ожиданий В.Врума
> Теория справедливости
> Теория мотивации Портера-
Теория В. Врума.
Согласно этой теории не только потребность является необходимым
условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип
поведения.
Поведение сотрудников
. Работодателя, который при определенных условиях стимулирует работу
сотрудника
. Сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет
выдано вознаграждение
. Сотрудника и руководителя, допускающих, что пи определенном условии
качества работы ему будет
выдано определенное
. Сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой,
которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности
Следовательно, теория ожидания подчеркивает необходимость в
преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет
отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою
потребность.
То есть работники должны
значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых
вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут
удовлетворить
ожидаемую потребность
Теория справедливости.
Эффективность мотивации
группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим
работникам, работающим в аналогичном системном окружении.
Сотрудник оценивает размер
сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие
сотрудники.
Теория мотивации Портера-
Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории
справедливости. Суть её в том, что введены соотношения между
вознаграждением и достигнутыми результатами.
Портер и Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер
вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его
способность и его способности и осознание своей роли в процессе труда.
Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает
вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это
вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории
справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по
поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с
другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда
важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной
удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории
результативность должна неукоснительно повышаться.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории
мотивации достигли Л.С.Выгодский и его ученики А.Н.Леонтьев и Б.Ф.Ломов.
Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности,
производственные проблемы они не рассматривали. Именно, поэтому они не
получили дальнейшего развития.
Макс Вебер основывал свою теорию на 3-х первичных составляющих. Это
Теория Х (авторитарная), теория У (принудительная) и теория Z
(побуждающая).
Поучи приобщил к данным
3. а. Пассивность работника.
Почему работник пассивен?
Каждый человек обладает своим индивидуальным мотивационным ядром. Оно может
меняться, в зависимости от окружающего социума (личность, семья, друзья).
Процесс потери интереса к труду состоит из 6 основных стадий:
1. Растерянность
– сигнал стрессового
при следующих обстоятельствах: человек приходит на новое место работы;
человек засиделся и заскучал за одной и той же работой. Чаще всего
человек не понимает, что ему надо сделать в подобной ситуации. А,
находясь
в нерешительности и
находится
в стрессе, что, естественно,
снижает его
Пытаясь
поднять производительность
выйти из стресса. Иначе, человек переходит на вторую стадию.
2. Раздражение – проявление бессилия. У мужчин часто может выражаться в