Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курс лекций

Краткое описание

В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.

Оглавление

Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. 4
1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. 4
2. Место управления персоналом в системе современных наук. 4
3. Персонал, как объект изучения. 5
4. История развития управления персоналом. 6
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 6
1. Концепция управления персоналом. 7
2. Модели работника. 9
3. Задачи управления персоналом. 10
4. Изменение методов воздействия на людей. 10
5. Понятие кадровой службы. 10
5. Система управления персоналом в Японии. 15
Темы № 3. Организация системы управления персоналом. 18
1. Организационная структура управления персонала.. 18
2. Понятие кадровой политики. 18
3. Стратегии управления персоналом. 19
4. Компетенция персонала 20
Тема №4. Регламентация УП. 21
1. Понятие регламента предприятия. 21
2. Регламентация УП. 21
3. Положения о подразделениях. 22
4. Должностные инструкции. 23
5. Контракт. 28
Тема № 5. Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. 39
1. Понятие найма, источники найма. 39
2. Общая схема найма персонала. 41
3. Сущность и организация отбора персонала. 41
4. Порядок найма и увольнения. 42
5. Зарубежный опыт. 45
Тема №6. Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 46
1. Трудовая ориентация. 46
2. Трудовая адаптация 46
Тема №7. Деловая карьера. 48
1. Определение понятия карьера. 48
2. Мотивация карьеры и антимотивационные факторы. 50
3. Организация карьеры на предприятии. 51
4. Управление карьерой. 52
5. Продвижение по службе в японских компаниях. 52
6. Развитие персонала и организация обучения. 55
Тема №8. Мотивация трудовой деятельности. 58
1. Отношение к труду, механизм его активизации. 58
2. Определение понятия мотивация. 60
3. а. Пассивность работника. 63
3. б Мотивационные факторы. 64
3. в Методы улучшения параметров работ. 64
Тема № 9. Управление межличностными отношениями. 64
1. Понятие конфликта. 65
2. Типы конфликтов. 65
Тема №10. Персональный менеджмент. 65
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий труда. 66

Файлы: 1 файл

лекции по управлению персоналом.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

   агрессии (даже по отношению к своим  домашним) и в демонстрационных  чертах

   (перед  начальником, или иным  субъектом   стресса).  Девизом  этого   этапа

   является  фраза  –  «Меня  никто  не  понимает».  В  этот  период  человек

   стремится  показать, что он деятельнее, чем  начальник, что он  умнее   его.

   Но, ведь  сильнее тот,  за  кем  власть.  А  она  обычно  за  начальником…

   Следовательно,  надо уметь носить маски бесстрастия.

3. Подсознательная надежда – люди считают, что занимают  четко  определенные

   позиции  и  ждут,  когда  же  начальник   промахнется.  В  это  время   люди

   стремятся  избегать своего противника, удерживая  при этом свой авторитет.

4.  Разочарование   –  производительность  труда  снижается   до   минимально

   допустимого.  Но надежда все равно остается. Работник  задается  вопросом:

   «А в  чем я виноват, чем я хуже?»  Поведение человека в этот  период подобно

   поведению  маленького ребенка. Сознательное  плохое  поведение,  постоянные

   маленькие  пакости. Дабы на него (человека) обратили внимание.

5. Потеря готовности  к сотрудничеству  –  «нас  не  любят!!!!!»  А  привычка

   хорошего  отношения к себе все равно   осталась.  В  этом  случае,  человек

   уходит  в кокон. Как результат этого снижается  общая  производительность.

   Так как  человек не хочет работать, более  того, он  пренебрегает  работой.

   На этой  стадии возможно отчуждение от  всех  людей.  Это  самое   страшное

   наказание,  какое только можно придумать (в  семейной  жизни  делайте  что

   угодно: бейте посуду, орите, бросайтесь  из окна, - НО  не  молчите).  Ибо

   этот  показатель чувствуется другими  более сильно, чем все остальное.

6. Заключительная  стадия – у человека есть  два выхода: остаться  на  работе,

   уйти  с неё. Вероятнее всего,  что,  оставшись,  вы  дождетесь  ещё   более

   сильного  конфликта. Так как накопленное  всегда выливается.

 

 

3. б  Мотивационные  факторы.

 

      Управление персоналом должно  воздействовать на  мотивацию   людей  так,

чтобы у работника  появилось  желание  к  работе,  желание  проявить  себя  с

лучшей стороны. Крайне важны модели  работников.  В  своей  работе  менеджер

должен создать  целостность,  он  должен  сознавать  какой  результат  работы

будет конечным. При этом его подчиненные должны  видеть  важность  работы

(иметь  материальные  стимулы),  должны  иметь  возможность   участвовать   в

принятии  решений,  и,  конечно,  должна  быть  связь  между  менеджером   и

работником.  Оценка  эффективности  труда  работника   зависит   только   от

менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив.

      Спроектированная  на  основе  этих   принципов   работа   обеспечивает

внутреннее  удовлетворение каждого участника. Именно на основе  этих  данных,

была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

 

 

3. в Методы  улучшения параметров работ.

 

      Методы  улучшения  параметров  работы  –   стимулирование   внутренней

мотивации работника (энтузиазм, сотрудничество)….

 

Методы:

А. Менеджер  и  любой другой  человек,  работающий  на  предприятии должен

стремиться  разнообразить свои навыки

Б. Увеличить  понятие целостности работника (США  – управление – по задачам)

В. Увеличение важности

Г. Увеличение  автономности  (тут  напрямую  стоит  вопрос о делегировании

полномочий, а  также вопросы полов (мужского и  женского))

Д. Увеличение обратной связи – от самой работы  и  от  внешних  потребителей

результатов труда.

 

Все эти связи  должен отслеживать менеджер.

 

 

Тема № 9. Управление межличностными отношениями.

 

1) Понятие конфликта

2) Причины конфликтов  и типы конфликтов

3) Управление  конфликтной ситуацией.

 

 

   Понятие  конфликта.

 

      Конфликт – отсутствие соглашения  между  двумя  и  более   сторонами,  а

также группами лиц.

      Конфликт может иметь положительную и негативную окраску. Но в любом

случае, он рождается  в ходе различного рода агрессии, споров и войн.

      Конфликт может быть:

     1) функциональным и вести к повышению  эффективности работы организации

     2) дисфункциональными, которые могут привести к снижению личной

        удовлетворенности, снижению сотрудничества  и разрушением

        эффективной системы управления  организацией.

 

2. Типы конфликтов.

 

> Внутриличностные. Они имеют различные формы.

        - ролевой  конфликт  (когда  к  типу  предъявляются  противоречивые

        требования по поводу рядовой  работы; когда  требования  организации

        не  соответствуют  требованиям   личности  работника,  а  также   при

        неудовлетворении работой; малой  уверенности  в  себе; в связи со

        стрессом, далеко не всегда, связанным  с трудом).

> Межличностные  – самый распространенный тип  конфликтов.

         - это борьба за рабочую силу, капитал, борьба между руководителями

           за оборудование, за оснащение  рабочего места.

 

 

 

Тема №10. Персональный менеджмент.

 

1) Организация  рабочего пространства и создание  благоприятных условий

   труда.

 

 

      По  завершении   рабочей   недели   необходимо   дать   оценку   плану

использования рабочего времени на неделю и достигнутым конечным целям.

          Важнейшим  звеном  годового  планирования   является   определение

ключевых  направлений   деятельности.   На   основе   ключевых   результатов

руководитель  должен  разработать  личный  план  деятельности  и  бюджет  на

предстоящий  год.  Затем  имеющееся  в   распоряжении   руководителя   время

индивидуализируется в календарном плане работы  настолько  точно,  насколько

это возможно на год вперед.

         После того как цели и задачи  определены,  руководителю  необходимо

решить вопрос о том, как будет организован  контроль  за  ходом  исполнения.

При этом следует  помнить, что контролируются  именно цель, ее реализация,  а

не мероприятия, необходимые для  ее  достижения.  При  контроле  результатов

деятельности  особое  внимание  должно  быть  уделено  способу  осуществления

контроля.

         Контроль за выполнением заданий  и использованием  рабочего  времени

является последним  пунктом в системе индивидуального  планирования.  Контроль

за ходом  выполнения  планов  позволяет  руководителю  получить  необходимую

информацию  для проведения  анализа  и  определения  путей  совершенствования

своей работы.

         Наличие контрольных мероприятий  позволяет руководителю  определить,

насколько  удачным  было   планирование   использования   рабочего   времени

применительно  к  различным  периодам   планирования,   и   получить   более

обоснованную  информацию   о   своих   возможностях,   ограничениях   и   об

использовании рабочего времени.

 

1. Организация  рабочего пространства и создание благоприятных условий

труда.

 

      В  комплексе  мер,  обеспечивающих   эффективность   труда   в   сфере

управления, важная роль отводится рационализации  рабочих  мест  и  созданию

благоприятных условий труда.

         Под рабочим местом работника  управленческого труда понимается  зона

его трудовой деятельности, оснащенная необходимыми средствами труда.

          Понятие «организация рабочих  мест» охватывает:

1. устройство  и планировку служебных помещений  и размещение  в  них  рабочих

   мест;

2. планировку рабочих мест сотрудников;

3. оснащение  рабочих мест необходимой мебелью   и  современными  техническими

   средствами  переработки информации.

      Общим требованием рациональной  организации рабочих мест является:

      Устройство служебных помещений предполагает  выбор  для  руководителей

отдельных структурных  подразделений и уровней помещений  рациональных  форм,

габаритов и  размеров, а также планировку этих помещений  и  рабочих  мест  в

них.

         Планировка  служебных  помещений   включает  в  себя   распределение

структурных подразделений  по комнатам и такое  размещение  в  них  мебели  и

различного  оборудования, которое  предотвращает  потери  времени  на  лишние

перемещения,  обеспечивают  экономное  использование  площади  и  сохранение

здоровья работающих. Планировка служебных помещений  определяется  процессом

работы,  осуществляемой  в  них.   При   этом   учитываются   функциональная

значимость  структурного подразделения, содержание  и  технология  выполнения

работ, взаимосвязи  работников в процессе труда.

         Есть две концепции устройства  и  планировки  служебных   помещений,

используемые   в   практике   оргпроектирования,   -   кабинетная    система

планировки  и зальная (планировка по принципу «большой конторы»).

          Кабинетная  система  предполагает  размещение   групп   работников

подразделений и их  руководителей  в  отдельных  комнатах.  При  определении

числа комнат (кабинетов), необходимых для  размещения  аппарата  управления,

учитывается характер деятельности и  оснащение  труда  работников  различных

подразделений, наличие подразделений специального назначения  (машиносчетные

станции, машинописные бюро, обслуживание множительной техники  АС и  др.),  а

также необходимость  предоставления некоторым  лицам  в  силу  их  служебного

положения отдельных  кабинетов. Под служебные помещения  могут быть  отведены:

 

1) отдельные  комнаты (кабинеты) для одного  или двух работников с  выходом   в

   комнату  секретаря;

2)  небольшие   служебные  комнаты,  в  которых   размещается  отдел   (бюро),

   состоящий  из 4-10 человек;

3) большие служебные  комнаты, в которых работают  по 10-30 человек.

      Форма  и  габариты  служебного  помещения  должны  быть  удобными  для

размещения  рабочих  мест.  Так,   наиболее   удобными   считаются   комнаты

прямоугольной формы с соотношением сторон 1:1 или 1:1,5  (предельно  1:2)  с

минимальной высотой 3,25 м и минимальной шириной 2,5-3 м.  При  двустороннем

естественном  освещении  наибольшая  ширина  (глубина)  помещений  не  должна

превышать 12-15 м, при  одностороннем  6-7  м.  Минимальная  площадь  одного

рабочего места  действующими санитарными нормами  в нашей  стране  установлена

в 4 кв. м, а для  руководителей  учреждения   -24-25  кв.  м,  руководителей

отдела –8-24, делопроизводителя –3-4, машинисток –4,6-5  кв.  м.  Кабинетная

система устройства помещений для крупных учреждений  в  настоящее  время  не

считается рациональной, поскольку при ней трудно  обеспечить  прямоточность,

удлиняются  маршруты перемещения сотрудников и  документационных  потоков;  а

разбивка помещения  на отдельные  комнаты  значительно  понижает  коэффициент

полезной  площади   здания,   осложняет   проблему   отопления,   освещения,

вентиляции, удорожает  перепланировку.

         Зальный  принцип  устройства   служебных   помещений   предполагает

размещение  работников аппарата управления в одном  большом зале,  занимающем,

как  правило,  один  этаж  и  рассчитанном  на  1000  человек.   Такой   зал

оборудуется кондиционерами, звукоизоляцией,  освещением. В  нем  выделяют  с

помощью  специальных  передвижных   перегородок   участки   механизированной

обработки  данных  (диктофоно-машинописные  бюро,  вычислительные  центры  и

т.п.), а также  места для совещаний и приема посетителей.

     За рубежом руководителей, нередко считают целесообразным  размещать в

одном помещении  с  подчиненными,  отделяя  их  рабочие  места  передвижными

перегородками.

      Размещение рабочих мест в  залах производится строго в   соответствии  с

рабочим процессом  и  потоками  документации.  Их  группировка  определяется

технологией выполняемых  основных работ и в случае её изменения  может  легко

перестраиваться. Стоимость строительства таких  помещений, а также  потребная

площадь на одного служащего резко сокращаются.

      В  нашей  стране  зальный   принцип   планировки  служебного  помещения

осуществим   только   в   новых   зданиях,    построенных    по    проектам,

предусматривающим  его,  или  на  реконструируемых  предприятиях.  Пока   на

действующих предприятиях преобладает кабинетный принцип размещения.

      Недостатки кабинетной системы   планировки  можно  частично  сократить,

используя  в  старых  зданиях  передвижные   перегородки.   В   здании   при

реконструкции оставляют  только  несущие  стены.  Структурные  подразделения

размещают в  больших комнатах,  рабочие  места  группируют  в  них  с  учетом

требований,  указанных  выше  (прямоточность  движения  рабочего  потока   и

соблюдение  необходимой взаимосвязи отделов  и  работников).  Группы  рабочих

мест  отделяются  специальными  перегородками  из   рифленого   стекла   или

звукопоглощающих   панелей   высотой    примерно    1,5    м.    Перегородки

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"