Коучинг (кадровое консультирование) в развитии современного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования заключается во всестороннем рассмотрении специфики коучинга, как альтернативного способа директивного стиля руководства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
* рассмотреть коучинг как новую модель развития персонала в организации;
* изучить коучинг как технологию развития организации через обучение;
* раскрыть стили управления коучинга в бизнесе;
* теоретически рассмотреть взаимосвязь тренинга и коучинга;
* изучить преодоление препятствий на пути коучина;
* рассмотреть достоинства коучинга;
* раскрыть коучинг, как стиль менеджмента.

Оглавление

Введение 3
1 Коучинг, как стиль управления 5
1.1 Коучинг как новая модель развития персонала в организации 5
1.2 Коучинг как технология развития организации через обучение 7
1.3 Стили управления коучинга в бизнесе 10
2 Коучинг в организации: опыт комплексного подхода к развитию человеческих ресурсов 15
2.1 Взаимосвязь тренинга и коучинга 15
2.2 Преодоление препятствий на пути коучинга 17
2.3 Достоинства коучинга 21
3 Коучинг как стиль менеджмента 24
3.1 Развитие и обучение коучингом, как стилем менеждмента 24
3.2 Обучение как средство демотивации. 25
3.3 Коучинг как механизм мотивации. 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

ЧОУ ВПО  «Курский институт экономики и бизнеса» 

факультет менеджмента  

специальность «Управление персоналом» 
 
 
 

Курсовая  работа  
 
 

По дисциплине: «Управление профессиональным развитием персонала»

Тема      «Коучинг (кадровое консультирование) в развитии современного предприятия» 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:

Студент 4 курса, заочного  отделения

Группы М-881/4

Безяевой Д.У. 

Проверил:

 
 
 
 
 
 

Курск, 2011г. 
 
 
 

      Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

 
 

      В области управления персоналом появилось  много различных технологий, позволяющих  более успешно руководить людьми. Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и  поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих сотрудников, работа с резервом - это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современной организации.

      В настоящее время в сфере управления используются различные способы и подходы. И одним из самых новых, объединяющих в себе различные методики и техники, дающим новые возможности, признан коучинг как важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Современное управление в стиле коучинга - это взгляд на сотрудников как на огромный дополнительный ресурс предприятия. Где каждый сотрудник является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения.

      Актуальность  данной курсовой работы обусловлена  тем, что  коучинг  и сравнительно молодое явление в нашей стране, но также  и наибольшее распространение  он получил в крупных компаниях, особенно тех, которые имеют выход на зарубежный рынок. Коучинг – это совершенно самостоятельное направление в консультировании и управлении организацией.

      Цель  курсового исследования заключается  во всестороннем рассмотрении специфики  коучинга,  как альтернативного  способа  директивного стиля руководства.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • рассмотреть коучинг как новую модель  развития персонала  в организации;
  • изучить коучинг как технологию  развития  организации через обучение;
  • раскрыть стили управления коучинга в бизнесе;
  • теоретически рассмотреть взаимосвязь тренинга и коучинга;
  • изучить преодоление препятствий на пути коучина;
  • рассмотреть достоинства коучинга;
  • раскрыть коучинг, как стиль менеджмента.

      Объектом  исследуемой работы является коучинг как вид консультирования и управления специалистов в организации.

      В качестве информационной базы  используется научная литература по коучингу,  обзор периодических изданий печати по исследуемой теме, ссылки на источник Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Коучинг, как стиль управления

      1.1 Коучинг как новая модель развития  персонала в организации

 
 

      Коучинг – инструмент личностного и профессионального  развития, формирование которого началось в 70-х годах XX века. Один из основоположников коучинга был Тимоти Гэлвэй так определил сущность коучинга: «Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться» [10, с. 17].

      Истоки  коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека.

      Итак, коучинг – это  непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам достигать реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свой КПД и улучшают качество жизни [11].

      На  каждой встрече клиент выбирает предмет  разговора, коуч слушает и вносит свою лепту в виде проясняющих замечаний, эффективных вопросов, предоставлением обратной связи и др. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Коучинг фокусирует внимание на том, где клиент хочет оказаться, в какой точке он находится в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра.

      В настоящее время тема коучинга стала  одной из самых востребованных в  области менеджмента и консалтинга. По данным европейских специалистов, это одним из эффективных методов в менеджменте. Большинство коуч-консультантов определяют его не только как метод непосредственного обучения, но и как философию, систему технологий и методов, направленных на постановку и максимально быстрое достижение целей.

      Все используемые в коучинге методы направлены, главным образом, на то, чтобы сосредоточить  внимание человека на целенаправленном действии и побудить его совершить это действие, получив от этого удовольствие [12].

       Существуют  традиционные методы управления персоналом в организации. Выделяются четыре  основных схемы:  

      Рисунок 1 – методы управления персоналом в  организации

      В свою очередь выделяется еще направление  управлением персоналом, лежащее  за пределами традиционных методов руководства – это коучинг.

      При коучинговом подходе начальник  затратит больше времени на беседу с подчинённым, но в ходе этой беседы он узнает о том, насколько хорошо подчинённый понял суть задания  и как он будет действовать, чтобы  его выполнить. Он узнает о ходе мыслей подчинённого и сможет стать для него партнёром, а не надзирателем. Контроль за ситуацией при этом будет максимальным.

      Если  вопрос времени не стоит остро, но необходимо качество, то коучинг, как  средство повышения сознания и принятия ответственности будет иметь наибольшую отдачу. Коучинг оптимизирует процесс обучения и запоминания [12].

      Таким образом, коучинг это  методика раскрытия  потенциала личности для максимизации собственной производительности и  эффективности. Коучинг больше помогает личности обучаться, нежели учит. 
Это не только техника, которая применяется в определённых обстоятельствах. Это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия.
 
 

      1.2 Коучинг как технология развития  организации через обучение    

 
 
 
 

      На  современном этапе развития перед  организацией стоит самая острая задача – максимально эффективно задействовать потенциал своего персонала. Система результативной работы с персоналом предполагает, что одним из важнейших факторов является раскрытие потенциала человека с целью предельного повышения его эффективности.

        С ростом спроса на коучинг  вообще, повышается и спрос на  коучей в конкретных областях  жизнедеятельности человека: бизнесе,  построении карьеры, образовании,  здоровье, межличностных отношениях и т.д.

      В процессе коучинга человек по-новому осмысливает события, происходящие в его жизни, определяет, что для  него действительно важно, ставит конкретные, согласованные друг с другом, цели и направляет свои усилия на их достижение. Кроме того, коучинг помогает определить внутренние барьеры и избавиться от них, стать более самостоятельным, определиться со своими сильными сторонами и в процессе своей деятельности опираться на них.

      Коучинг всегда фиксируется на положительном. Это не означает, что негативные аспекты того или иного явления отрицаются; скорее на них стараются посмотреть глубже, проникнуть в самую суть и отказаться от навешивания ярлыков бесполезности. Кроме того, когда центральное место в процессе коучинга отводится позитиву, перемены становятся наиболее ощутимыми и деятельность приносит максимальную удовлетворённость, что, в свою очередь, является стимулом для новых достижений.

      Одним из самых серьезных достижений коучинга является то, что клиент может научиться  быть коучем для себя и своей команды. В процессе коучинга клиент может наблюдать за работой консультанта, видеть, какое влияние тот оказывает на его работу и жизнь. Клиент также может видеть, что благодаря совместным усилиям, он смог достичь гораздо большего, чем, если бы был один. И он то же самое может делать со своей командой. В процессе коучинга клиент учится быть хорошим слушателем, узнаёт, что он способен задавать серьезные вопросы, что он способен скорее ободрить человека, чем командовать им, что он способен на инновации [6].

      Основные  «коучинговые»  взаимоотношения  базируются на принципах коучинга.

      Джон  Уитмор, основатель бизнес направления  в коучинге, считает, что «основополагающим  принципом коучинга является твердая  уверенность в том, что практически  все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они выказывают в своей повседневной жизни. Коучинг же, по сути, и направлен на то, чтобы выявить все эти способности» [8].

  • «Коучинг обращается ко всей жизни клиента в целом» [10, с. 27].

В процессе своей жизни, в течение каждого  дня каждый человек принимает  огромное количество решений, касающихся различных сфер его жизни и  деятельности. И от этих решений  зависит, насколько человек счастлив и реализован в этой жизни.  Следовательно, благоприятные изменения в одной из сфер его жизни приводят к достижениям и в других.

  • данный принцип основывается на том, что выбор направления работы и постановка всех задач, решаемых в процессе коучинга, исходит от клиента, а не от коуча. Все процессы в коучинге направлены на достижение результатов, которые определил для себя клиент. Задача коуча – помочь клиенту сосредоточиться на желаемых изменениях и не допускать отклонений от избранных преобразований. Коуч является гарантом непрерывного движения клиента к самореализации и балансу, а также «его вовлечения в процесс собственной жизни» [10, с. 29].
  • определяющая сила принадлежит отношениям, которые складываются между коучем и клиентом. Они совместно создают союз, который направлен на реализацию потребностей клиента. Именно клиенту отводится активная роль в создании эффективных отношений, «соответствующих его стилю работы и обучения» [7, с. 30].

      Процесс формирования подобных отношений подразумевает  взаимную ответственность как со стороны коуча, так и со стороны  клиента. Подобные отношения позволяют клиенту «чувствовать, что он осуществляет контроль над отношениями и, в конечном итоге, над изменениями, которые совершает в своей жизни.

 
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Характеристика коучинга как  технологии 

     Таким образом, коучинг ориентирован на личность, предлагая клиенту, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и свободы - свободы выбора клиента.

     Коучинг — это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни.  

      1.3  Стили управления коучинга в  бизнесе

 
 

      Рассмотрим  виды управления коучинга в сфере  бизнеса.

    • Коучинг, как стиль управления или коучинг персонала.

      Так или иначе линейные менеджеры  оказывают воздействие на своих  подчинённых. С одной стороны, менеджер наделён властью, следовательно, как он ей распорядится будет зависеть от того, как он привык действовать, какой опыт в сфере управления он получил ранее. С другой стороны, сотрудники, отученные ещё со школы  «самостоятельно думать и брать на себя ответственность», для которых удобнее, чтобы ими руководили.

Информация о работе Коучинг (кадровое консультирование) в развитии современного предприятия