Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:04, реферат
Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход.
Введение 3
1. Место и роль малого предпринимательства в процессе формирования
рыночных структур. Новая концепция управления 4
2. Критерии выделения малого бизнеса 6
3. Создание малого предприятия 8
4. Малый бизнес – основа современной рыночной инфраструктуры 9
5. Эффекты масштаба 12
6. Роль малого бизнеса в освоении технологических нововведений 13
7. Специализация и кооперация малых предприятий 15
Заключение 17
Список использованных информационных источников 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИНУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ИМЕНИ О.В. КАЗНАЧЕЕВА (ФИЛИАЛ)
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЯТИГОРСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА»
Реферат
Учебная дисциплина
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ
Тема: МАЛЫЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ
Ставрополь 2008 г.
Содержание
Введение
1. Место и роль малого предпринимательства в процессе формирования
рыночных структур. Новая концепция
управления
2. Критерии
выделения малого бизнеса
3. Создание
малого предприятия
4. Малый
бизнес – основа современной рыночной
инфраструктуры
9
5. Эффекты
масштаба
6. Роль
малого бизнеса в освоении технологических
нововведений
13
7. Специализация
и кооперация малых предприятий
15
Заключение
Список
использованных информационных источников
ВВЕДЕНИЕ
Предприятие
занимает центральное место в
народнохозяйственном комплексе любой
страны. Это первичное звено
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально - экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
Принято
считать, что оптимальными являются
такие размеры предприятия, которые
обеспечивают наиболее благоприятные
условия для использования
4
1. МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР.
НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А все дело в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечал, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.
Государственные предприятия в России, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществления ее демонополизации.
Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством. Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка».
Какие же характеристики необходимы сегодня успешно развивающемуся производству? Во-первых, небольшие подразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень. Во-вторых, небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды.
Данные тенденции в развитии организационных структур управления реализуются в двух направлениях:
динамичное развитие малого бизнеса;
появление
и развитие командных (бригадных) структур.
5
Сегодня
на всех уровнях управления нужны
автономные, самоуправляемые группы
работников из разных подразделений
компании, способные непосредственно
выйти на рынок. В сущности, данные структуры
являются логическим следствием тенденций
в развитии формирования оргструктуры
управления корпораций, прослеживающиеся
на протяжении последнего полувека. Командные
структуры призваны обеспечить сочетание
преимуществ малого бизнеса с программно-целевым
управлением в рамках крупной организации.
С мелким бизнесом командные структуры
прежде всего сближает общность организационной
культуры, системы материального и морального
стимулирования, ощущение хозяина полученного
результата.
6
2. КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
Роль малого бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой легче всего начинать самостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии малого предприятия. В развитых странах до 80% предприятий – субъекты малого предпринимательства. И хотя большие предприятия, представляя количественное меньшинство дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности.
Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие – это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин «малое предприятие» определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы – все это предприятия и они могут быть малыми, если попадают под критерии малых предприятий.
В
Западных странах не разработан единый
критерий, согласно которому те или
предприятия относятся к
третьих, независима в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники – менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений».
Употребляется также функциональная классификация. По определению международного бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия.
Однако наиболее распространенным критерием является количество занятых.
В
отношении российских малых предприятий
продолжает действовать постановление
СМ РСФСР №406, по которому установлено
два критерия их
7
выделения: количество работающих и объем хозяйственного оборота. Фактически в постановлении сделана попытка классифицировать малые предприятия по количеству занятых с учетом отраслевой принадлежности.
По российскому праву к малым предприятиям относятся вновь создаваемые или действующие предприятия, коммерческие организации (юридические лица):
1)в
уставном капитале которых