Малые предприятия и их развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:04, реферат

Краткое описание

Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход.

Оглавление

Введение 3

1. Место и роль малого предпринимательства в процессе формирования
рыночных структур. Новая концепция управления 4

2. Критерии выделения малого бизнеса 6

3. Создание малого предприятия 8

4. Малый бизнес – основа современной рыночной инфраструктуры 9

5. Эффекты масштаба 12

6. Роль малого бизнеса в освоении технологических нововведений 13

7. Специализация и кооперация малых предприятий 15

Заключение 17

Список использованных информационных источников 19

Файлы: 1 файл

экономика оргагизаций.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ  ИНСТИНУТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

ИМЕНИ О.В. КАЗНАЧЕЕВА (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА» 

Реферат 

              Учебная дисциплина   ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ 

              Тема: МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ 
 
 
 

    
 
 
 
 
 

                                                                                                 Студентки   второго    курса

                                                                                                группы   БУА-71

                                                                                                экономического факультета

                                                                                                Трапезниковой Марии

                                                                                               Владимировны

                                                                                                 Преподаватель: Погосян В.В. 
 
 

                                                                                                                  Оценка:                                                                                                                                              

                                                                                                            «                        »

   
 

                                                     
 
 

                                                 

                                                    
 
 

    

Ставрополь 2008 г.

 

    Содержание 

    Введение                                                                                                                   3 

    1. Место и роль малого предпринимательства в процессе формирования    

        рыночных структур. Новая концепция  управления                                          4

                                       

    2. Критерии выделения малого бизнеса                                                                6 

    3. Создание малого предприятия                                                                            8 

    4. Малый бизнес – основа современной рыночной инфраструктуры                 9 

    5. Эффекты масштаба                                                                                              12 

    6. Роль малого бизнеса в освоении технологических нововведений                  13 

    7. Специализация и кооперация малых предприятий                                           15 

    Заключение                                                                                                                17 

    Список  использованных информационных источников                                       19 

 

    ВВЕДЕНИЕ

        Предприятие занимает центральное место в  народнохозяйственном комплексе любой  страны. Это первичное звено общественного  разделения труда. Именно здесь создается  национальный доход. Предприятие выступает  как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

        От  успеха отдельных предприятий зависит  объем создаваемого валового национального  продукта, социально - экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

        Принято считать, что оптимальными являются такие размеры предприятия, которые  обеспечивают наиболее благоприятные  условия для использования достижений науки и техники при минимальных  издержках производства и при этом достигается эффективное производство высококачественной продукции. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    4

    1. МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР.

    НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

        В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А все дело в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечал, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.

        Государственные предприятия в России, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществления ее демонополизации.

        Изменения внутренних и внешних условий  хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия  (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством. Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка».

        Какие же характеристики необходимы сегодня  успешно развивающемуся производству? Во-первых, небольшие подразделения  с небольшим числом работников, имеющих  более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень. Во-вторых, небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды.

        Данные  тенденции в развитии организационных  структур управления реализуются в  двух направлениях:

        динамичное  развитие малого бизнеса;

        появление и развитие командных (бригадных) структур. 
     

        5

        Сегодня на всех уровнях управления нужны  автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений  компании, способные непосредственно  выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, ощущение хозяина полученного результата. 

        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    6

    2. КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

        Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

        Роль  малого бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой легче  всего начинать самостоятельный  бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии малого предприятия. В развитых странах до 80% предприятий – субъекты малого предпринимательства. И хотя большие предприятия, представляя количественное меньшинство дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности.

        Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие – это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин «малое предприятие» определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы – все это предприятия и они могут быть малыми, если попадают под критерии малых предприятий.

        В Западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или  предприятия относятся к категории  малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенное определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «…малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-

    третьих, независима в смысле, что не является частью более крупного предприятия  и собственники – менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений».

        Употребляется также функциональная классификация. По определению международного бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия.

        Однако  наиболее распространенным критерием  является количество занятых.

        В отношении российских малых предприятий  продолжает действовать постановление  СМ РСФСР №406, по которому установлено  два критерия их  
     

    7

    выделения: количество работающих и объем хозяйственного оборота. Фактически в постановлении сделана попытка классифицировать малые предприятия по количеству занятых с учетом отраслевой принадлежности.

        По  российскому праву к малым  предприятиям относятся вновь создаваемые  или действующие предприятия, коммерческие организации (юридические лица):

        1)в  уставном капитале которых доля  участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  общественных и религиозных организаций  (объединений), благотворительных фондов  не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

Информация о работе Малые предприятия и их развитие