Малые предприятия и их развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:04, реферат

Краткое описание

Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход.

Оглавление

Введение 3

1. Место и роль малого предпринимательства в процессе формирования
рыночных структур. Новая концепция управления 4

2. Критерии выделения малого бизнеса 6

3. Создание малого предприятия 8

4. Малый бизнес – основа современной рыночной инфраструктуры 9

5. Эффекты масштаба 12

6. Роль малого бизнеса в освоении технологических нововведений 13

7. Специализация и кооперация малых предприятий 15

Заключение 17

Список использованных информационных источников 19

Файлы: 1 файл

экономика оргагизаций.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

        2)в  которых средняя численность  работников за отчетный период  не превышает: в строительстве,  на транспорте – 100 человек,  в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

        Таким образом, установлены несколько  критериев (численность, структура капитала, виды деятельности), при соответствии которым предприятие может приобрести статус малого. 

        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    8

    3. СОЗДАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

        Малые предприятия могут быть созданы  в результате выделения из состава  действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.

        В России малые предприятия могут  создаваться в любой организационно-правовой форме и почти во всех основных сферах предпринимательства.

        Малое предприятие может быть создано  и частным лицом и предприятием, организацией как государственной, так и общественной. Во-первых, оно  может быть «одноклеточным» и  более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, различаться разнообразием целей, ради которых

    может быть создано предприятие: художественных и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске  практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих,  привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации

        Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий  состоят в получении всех тех  прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие  – юридическое лицо. Создав предприятие – юридическое лицо, гражданин (или группа граждан) отделяет от своего личного имущества то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам. Имущество учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий.

        К преимуществу малых предприятий  следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию  активной части производственных фондов. Также к преимуществу следует отнести и обеспечение их материально-техническими ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям. 

        
     
     
     
     
     
     
     
     

    9

    4. МАЛЫЙ БИЗНЕС – ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

        В России малый бизнес привлекает к  себе внимание только в последнее  время, в связи с переходом  к рыночной экономике, поскольку  предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и невозможна в административной системе.

        Экономические реформы в России положили начало интенсивному возникновению малых  предприятий.

        В странах западной экономики этот процесс начался задолго до этого. 70-80 годы ознаменовались пристальным вниманием экономистов к проблемам развития малого бизнеса. В это время обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала в экономике Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.

        Например, относительно состояния промышленности Германии можно привести следующие  цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х гг. до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого производства увеличилась с 18% до 37%.

        В общем, в 70-80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала 

    проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях  многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая гибкая инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды.

        Большой плюс малых предприятий состоит  в том, что многие из них оказались  более приспособленными, чем крупные  компании к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен прежде всего через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран.

        Активный  рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от

    10

    общего  числа предприятий. Для сравнения  можно взять, например, США, где в малом производстве занято 53% всего населения, Японию – с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. В Индии число малых предприятий превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

        Только  эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса  для экономики этих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит  тот факт, что на один доллар затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

        Но  дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм , создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений.

        Всплеск появления малых предприятий в России приходится на 1994 год. Но буквально через несколько месяцев повышение цен и ужесточение налоговой политики резко сократили их прирост. Деловая активность замерла. Начался процесс выживания. Естественно, что в таких условиях малое

    предпринимательство не может реализовать те функции, которые присущи малому бизнесу  в других странах, и, следовательно, выполнить свою задачу – формировать  полноценный рынок товаров и  услуг.

        Достаточно  сказать, что процесс образования  малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, «за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере». Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 – 532 тыс., а в 1988 году – 682 тыс. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн.деловых предприятий прежде всего в малом бизнесе.

        Мелкие  фирмы действуют в условиях жесткой  рыночной конкуренции, которую не все  способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий  сопровождается в то же время разорением многих из них. Среднее время жизни малого предприятия где-то 6 лет. В большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний.

        В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач  

    11

    чаще  всего называются:

        некомпетентность, несбалансированный опыт, нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении;

        незначительные  объемы продаж;

        конкуренция;

        слишком большие эксплуатационные расходы.

        Однако  чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций. Том Нели, которому удалось участвовать в  становлении многих компаний, говорит: «причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления».

        Но  все же несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит  число ликвидированных, что говорит  об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

        Отсюда  можно говорить о трех моделях  развития малого предпринимательства:

        консервация масштабов деятельности с последующим  сохранением статус-кво;

        медленное расширение деловой активности;

        быстрое развитие малых предприятий и  превращение в средние, а затем  в крупные компании.

        По  данным опроса владельцев малых предприятий в Германии, 55% не планируют расширения, 35% - разрабатывают планы медленного устойчивого роста и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

        Развитие  мелкого предпринимательства в  России предполагает более внушительный процент разорившихся предприятий, чем в странах с развитой управленческой инфраструктурой. Малые предприятия  объективно, по своей природе находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров, сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса – важнейшее условие его развития.

        Малые предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел  в экономике. Небольшие предприятия  наиболее чутко реагируют на изменения  хозяйственной конъюнктуры, падение  или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. 

        12

    5. ЭФФЕКТЫ МАСШТАБА

        Не  так давно было замечено, что, начиная  с определенного момента, все  большие и большие размеры  предприятия означают повышение  средних общих издержек. Экономисты определили это как положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба».

        Основная  причина отрицательной стороны  «эффекта масштаба» связана с  определенными управленческими  трудностями, возникающими при попытке  эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства.

Информация о работе Малые предприятия и их развитие