Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель – анализ деятельности малого предприятия, выявление проблем функционирования и разработка предложений по совершенствованию развития на примере ООО «Продлидер»
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть сущность, виды и формы малых предприятий;
Определить место малых предприятий в экономике России;
На примере конкретного малого предприятия провести технико-экономический анализ деятельности и выявить основные достоинства и недостатки развития предприятия.
Разработать рекомендации по совершенствованию развития малого предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Сущность малых предприятий и их место в экономике России
Понятие и сущность малых предприятий………………………………….5
Место и роль малых предприятий в экономике
России………………………………………………………………………….....11
Глава 2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Продлидер»…………..20
2.2 Анализ деятельности ООО «Продлидер»…………………………………24
Глава 3. Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем
3.1 Основные преимущества и проблемы деятельности
ООО «Продлидер»…………………………………………………………….....31
3.2 Предложения по совершенствованию развития малого предприятия ООО «Продлидер»……………………………………………………………………..33
Выводы и предложения…………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 129.11 Кб (Скачать)

 

                                                                                             

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Заочный факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра экономики, менеджмента  и маркетинга

Специальность «Менеджмент организации»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Экономика предприятий»

ТЕМА 13 «Малые предприятия  и их развитие в современных условиях»

(на примере ООО «Продлидер»)

Студент                                     Новикова Виктория Витальевна

 

Группа 5ПМп -1                      Номер личного дела 08ммб00826

 

Преподаватель                          Мищенко Ирина Константиновна

                                                   к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Сущность малых предприятий и их место в экономике России

    1. Понятие и сущность малых предприятий………………………………….5
    2. Место и роль малых предприятий в экономике

России………………………………………………………………………….....11

Глава 2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования

2.1 Технико-экономическая  характеристика ООО «Продлидер»…………..20

2.2 Анализ деятельности ООО «Продлидер»…………………………………24

Глава 3. Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения  проблем

3.1 Основные преимущества и проблемы деятельности 

ООО «Продлидер»…………………………………………………………….....31

3.2 Предложения по совершенствованию  развития малого предприятия ООО «Продлидер»……………………………………………………………………..33

Выводы и предложения…………………………………………………………35

Список литературы………………………………………………………………37

 

ВВЕДЕНИЕ

      В последние годы в России были созданы условия для широкого развития такой наиболее динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов.

        Особую роль малое предпринимательство играет в разработке и внедрении нововведений, т.к. более гибкое управление малых предприятий в большей степени оказывается восприимчивым к новым разработкам.

        Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженный региональный аспект, поскольку малые предприятия строят свою деятельность исходя, прежде всего, из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес должен стать основным фактором развития региональной экономики.

        Малое предпринимательство является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, изменение конкуренции и т.д. Уровень развития малого предпринимательства в регионе является индикатором благоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций, расширения сфер деятельности.

         Именно поэтому данная работа является актуальной, в ней раскрываются некоторые аспекты деятельности предприятий малого бизнеса, рассматривается сущность малых предприятий, особенности их развития в России.

          Объектом исследования выступает малое предприятие ООО «Продлидер».

         Предметом исследования являются процесс и проблемы развития организации ООО «Продлидер».

         Цель – анализ деятельности малого предприятия, выявление проблем функционирования и разработка предложений по совершенствованию развития на примере ООО «Продлидер»

         Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Раскрыть сущность, виды и формы малых предприятий;
  2. Определить место малых предприятий в экономике России;
  3. На примере конкретного малого предприятия провести технико-экономический анализ деятельности и выявить основные достоинства и недостатки развития предприятия.
  4. Разработать рекомендации по совершенствованию развития малого предприятия.

Временной период исследования 2009-2011гг.

      Работа состоит из введения, теоретической части (глава 1), технико- экономической характеристики и финансового анализа (глава 2), разработки предложений по решению проблем и совершенствованию развития малого предприятия (глава 3), выводов и предложений, заключения, списка литературы.

      Теоретической и методологической основой послужили кодексы и законы РФ, современная экономическая литература, статистические сборники, статьи журналов, бухгалтерская отчетность и т.д.

        В работе были использованы методы: анализ, таблицы, а также программные ресурсы Microsoft Word, Microsoft Excel.

           

 

 

 

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ  МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

          Малое предприятие — небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников (от 15 человек в торговле до 100—200 — в промышленности) и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции.


Согласно ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ » к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных  юридических лиц не должна  превышать двадцать пять процентов  (за исключением активов акционерных  инвестиционных фондов и закрытых  паевых инвестиционных фондов), доля  участия, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней  численности работников для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних  предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [1]

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с  постоянно обновляемой номенклатурой  и ассортиментом выпускаемых  изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в  условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном  насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с  учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом  отношении является преимущественно  ручным, не автоматизированным. Малые  предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают  комплектующие изделия для сборочных  предприятий. Кроме того, малые предприятия  доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Важно учесть, что малые  фирмы занимают традиционную только для них сферу деятельности, в  которую крупные предприятия  редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные  виды работ, народные промыслы и аналогичные  виды деятельности. При хорошей организации  снабжения необходимыми материалами  и сбыта изделий, такие малые  предприятия дают значительную отдачу.

           Особенности развития малых предприятий в России:

  • обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
  • относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
  • персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
  • ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
  • семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
  • финансирование. Если субъекты крупного бизнеса получают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
  • высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80. [7, с.128]

        Исходя из основных особенностей выделим преимущества и недостатки развития малых предприятий (таблица 1) [13, с.76]

Таблица 1

 Преимущества и недостатки развития малых предприятий в России

Преимущества

Недостатки

1) гибкость и мобильность в управлении и организации производства;

2) полное использование рабочей силы и оборудование, меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);

3) относительно небольшой капитал для создания таких предприятий;

4) возможность уменьшения расходов производства за счет узкой специализации, экономии на управленческих расходах и др.;

 

 

 

Преимущества

1) низшая производительность работы (в большинстве случаев) сравнительно с крупными предприятиями;

2) неспособность внедрять важные капиталоемкие достижения науки и техники в производство;

3) ограниченная возможность повышать квалификационный уровень нанимаемых работников;

4) значительные трудности с финансированием, получением кредитов, недостаточность оборотных средств, задолженность

 

 

Недостатки

5) значительная роль в создании новых рабочих мест;

6) большое значение в формировании среднего класса населения;

7) создание конкурентной среды как важной движущей силы экономического прогресса;

8) формирование предпринимательства как фактора социально-экономического прогресса.

5) отсутствие профсоюзов, а итак тех прав в управлении производством, которые завоевали нанимаемые работники на крупных предприятиях;


 

           Даже простое сопоставление положительных и отрицательных сторон деятельности малых предприятий, которые являются противоречивыми в пределах единой системной сущности, свидетельствует о доминировании положительных черт, а потому является основанием для экономической целесообразности расширения масштабов такой деятельности.

            Если сущность такого предпринимательства анализировать комплексно, со стороны выполняемых им функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной), то роль малых предприятий неоднозначная. Так, роль их в реализации новаторской функции (т.е. содействии процесса продуцирования новых идей - технических, научных, организаторских, управленческих и т.п.) чрезвычайно важная (особенно новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении исследовательски-конструкторских разработок).

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях