Организация и развитие малых торговых предприятий в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Основу информационной базы работы составляют аналитические материалы специализированных периодических изданий и ресурсы тематических источников информации сети интернет

Оглавление

Введение............................................................................................................3

1. Малые предприятия, их сущность..............................................................4

1.1 Организация малых предприятий.............................................................4

1.2 Развитие малого предпринимательства...................................................8

2. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства.......16

2.1 Проблемы развития малого предпринимательства зарубежом...........16

2.2 Проблемы становления малого предпринимательства в России.........19

Заключение.....................................................................................................25

Список использованной литературы............................................................26

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Иркутский Государственный Университет

Кафедра коммерции и маркетинга 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Основы коммерческой деятельности»

Организация и развитие малых торговых предприятий  в России и  зарубежом. 
 

Выполнила:

Студентка группы (11223)

Пронькина А.А. 
 
 

Проверила:

кандидат  экономических наук,

доцент

       Филиппова Ольга Викторовна 

Иркутск 2009г.

Содержание 

Введение............................................................................................................3

1. Малые предприятия,  их сущность..............................................................4

1.1 Организация  малых предприятий.............................................................4

1.2 Развитие малого  предпринимательства...................................................8

2. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства.......16

2.1 Проблемы развития малого предпринимательства зарубежом...........16

2.2 Проблемы становления  малого предпринимательства в России.........19

Заключение.....................................................................................................25

Список использованной литературы............................................................26 
Введение

В  последнее  время  в  промышленности   индустриально   развитых   стран

наметилась тенденция  к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных  на одной территориальной площадке. В связи с наблюдающимся  в  последнее  время падением серийности производства  и  расширением  номенклатуры  производимых изделий    развитие    новых    несложных    производств,     второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание было передано  крупными корпорациями специализированным средним и мелким  фирмам,  которые  добились значительных успехов в своей деятельности. В современной экономике  сложился своеобразный симбиоз крупных корпораций и средних и мелких фирм.

    Положительная роль развития предприятий малого бизнеса несомненна но, тем не менее, в России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного  сектора экономики. В  свете  реформирования  экономической  системы  и  все  еще  не доведенного до конца перехода к рыночной модели малым  предприятиям  следует уделять особое внимание. Развитие малых предприятий необходимо каждой стране для становления эффективной  и стабильной экономики. Все    вышеперечисленные     факты     обуславливают     целесообразность проанализировать в данной  работе  ситуацию,  связанную  с  развитием  малых предприятий в нашей стране и зарубежом. В список поставленных задач входит  рассмотрение вопросов, связанных с тем положительным влиянием,  которое  оказывают  малые предприятия на экономику государства, анализ положения малых  предприятий  в стране, выявление трудностей и барьеров, встающих на  пути  развития  малого бизнеса, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.

    Основу  информационной  базы  работы  составляют  аналитические  материалы специализированных периодических изданий и ресурсы  тематических  источников информации сети  интернет.  Для  общего  представления  субъекта  анализа  и рассматриваемых проблем была использована актуальная учебная литература. Тематика рассматриваемого  явления  весьма  обширна  и  включает  в  себя множество  вопросов  и  проблем,  материалов  для  рассмотрения  и  анализа. 
 

 

1. Малые предприятия,  их сущность 

1. 1 Организация малых предприятий

 

    В последние годы в России были созданы  условия для широкого развития такой динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов. Согласно российскому законодательству, выделение, в частности, малых предприятий, производится по предельным уровням численности персонала по отраслям: в промышленности, строительстве и на транспорте - это 100 чел., 2. в науке и научном обслуживании — 60 чел., в сельском хозяйстве — 60 чел., в оптовой торговле — 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел., в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

  В мировой  практике нет унифицированного определения  малого предприятия. В 75 странах используется более 50 различных статистических показателей, характеризующих малые и средние предприятия. Широко применяются качественные критерии, такие, как личное руководство предприятием, прямой личный контакт руководства с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, самостоятельность, жесткая зависимость от местных рынков и источников сырья и др. Преобладают, однако, количественные критерии: численность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т. д.

    В Великобритании, например, к малым  относятся предприятия и фирмы  с числом занятых до 200 чел. в промышленности и до 25 чел. — в строительстве. Во Франции к малым относятся предприятия с количеством занятых от 10 до 50 чел., к ремесленным—с числом работающих до 10 чел. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом занятых до 50 чел., к средним —до 200 чел.

    В Японии к средним и малым предприятиям в добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве относятся предприятия с уставным капиталом до 0,1 млрд. иен и числом работающих до 300 чел. В оптовой торговле соответствующие показатели - до 0,03 млрд. иен и до 100 работающих, в розничной торговле и сфере услуг-до 0,01 млрд. иен и до 50 работающих. В ФРГ к мелкому и среднему предпринимательству относятся фирмы с числом занятых менее 300 чел. и годовым оборотом до 100 млн. марок.

О структуре  занятости на предприятиях различного размера в целом ряде развитых стран свидетельствуют данные таблице 1.1.

Таблица 1.1

Структура занятости  на предприятиях различного размера(в % от общего числа занятых)  

Страна Менее 20 чел. 20-99 чел. 100-499 чел. 500 чел. и более
США 26,9 29,0 23,9 20,2
Япония 49,4 27,6 11,3 11,7
ФРГ 27,3 22,4 22,6 27,7
Италия 50,7 21,7 14,9 12,7
Швейцария 42,6 26,7 19,6 11,1
 

 

В сфере деятельности малых и средних предприятий  субъектами экономических отношений являются:

·         лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность;

·         коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;

·         индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей;

·         работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;

·         государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление заказов предпринимателям, определение состава и размеров льгот при выполнении специальных работ и др.); они же оказывают влияние на субъектов деловых отношений, будучи гарантами осуществления законного предпринимательства.

Объектами регулирования  предпринимательства являются:

·         регистрация и юридическое (официальное) признание предпринимательства;

·         регулирование прав и режимов предпринимательской деятельности;

·         стимулирование и льготы для предпринимателя;

·         создание условий и государственной поддержки предпринимательства, его обслуживание;

·         защита прав предпринимателя;

·         ответственность предпринимателя;

·         соответствующие полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, включая содействие, контроль и надзор.

Для малых предприятий, имеющих юридическую самостоятельность, характерны финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке хозяйственных подразделений. Они создают благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в организационной структуре крупных предприятий). О масштабах деятельности малых и средних предприятий в развитых зарубежных странах и России свидетельствуют данные в таблице 1.2. 
 
 
 
 

Таблица 1.2 

Страна Количество  малых и средних фирм Число занятых, млн. чел. Доля  малых и средних фирм, %
Тыс. ед. В расчете на 1 тыс. жителей В общей численности  занятых В ВВП
Великобритания 2930 46 13,6 49 50-53
Германия 2290 37 18,5 46 50-54
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 54 55-62
Страны  ЕЭС 15777 45 68 72 63-67
США 19300 74,2 70,2 54 50-52
Япония 6450 49,6 39,5 78 52-55
Россия 836,2 5,65 8,1 9,6 10-11
 

 

В США более 37% валового национального продукта производится малыми предприятиями. Ими создается примерно два из трех новых рабочих мест. Всего же небольших фирм здесь насчитывается около 18 млн., из них семейных—7 млн. В каждой из производственных программ, которых насчитывается более тысячи, неизменно содержатся разнообразные мероприятия, призванные обеспечить существенный вклад малых предприятий в экономический рост.

В странах Западной Европы 99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. На их долю приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% — в сфере услуг, почти 90% — в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест. Типичным для стран этого региона является микропредприятие с числом занятых до 9 чел., их насчитывается более 14,4 млн.

1.2 Развитие малого предпринимательства.

Малые предприятия  способны активизировать структурную  перестройку экономики, предоставить дополнительные рабочие места, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса, расширить поле конкуренции. Законодательство предусматривает их организацию путем передачи, продажи и сдачи в аренду неиспользуемых производственных мощностей, машин и оборудования, законсервированных, недостроенных объектов и сооружений, выделения из состава действующих предприятий одного или нескольких структурных подразделений в первую очередь для производства товаров народного потребления и оказания бытовых услуг населению. Они могут создаваться на основе любых форм собственности отдельными гражданами, предприятиями и организациями, государственными органами. Для образования новых и развития действующих малых предприятий создаются целевые фонды за счет добровольных взносов различных предприятий, организаций и граждан, в том числе иностранных.

Малые предприятия, обладая самостоятельностью в осуществлении хозяйственной деятельности, имеют все возможности обеспечивать управление производственными процессами и снабженческо-сбытовыми операциями на основе простых организационных структур при минимальной численности работников административного аппарата и их взаимозаменяемости. Для осуществления многих функций управления при отсутствии ряда служб, характерных для больших структур, малые предприятия на договорных началах могут пользоваться услугами специализированных предприятий.

Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. В таких случаях руководитель принимает на себя решение большинства проблем. Малые предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании. Объясняется это небольшим масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом партнеров. В этих условиях процесс управления упрощается, появляется возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспосабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может вызвать трудности для развития предприятия. Поэтому с увеличением масштабов производства, расширением перспектив деловой активности происходит усложнение организационной структуры управления, размежевание прав собственности и управления. 

Информация о работе Организация и развитие малых торговых предприятий в России и зарубежом