Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Оглавление

Введение. 3
1. Малые предприятия в современной рыночной экономике. 4
1.1. Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства. 4
1.2. Виды малого бизнеса. 7
1.3 Роль малых предприятий в экономике 7
2. Анализ проблем и перспектив развития малых предприятий в России. 11
2.1. Этапы развития малого бизнеса. 11
2.2. Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России. 13
2.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления. 29
Заключение. 34
Список источников и литературы. 36

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 100.30 Кб (Скачать)

[Введите текст]

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования  
«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

МИКРОЭКОНОМИКА

на тему:

Место и роль малых предприятий  в экономическом развитии общества

 

 

 

Выполнил(ла): Григорьева В. А.

№ Б 511-6

Проверил(ла): Аюрзанайн А. Б.

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012

Оглавление

Введение. 3

1. Малые предприятия в современной рыночной экономике. 4

1.1. Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства. 4

1.2. Виды малого бизнеса. 7

1.3 Роль малых предприятий в экономике 7

2. Анализ проблем и перспектив развития малых предприятий в России. 11

2.1. Этапы развития малого бизнеса. 11

2.2. Анализ текущего состояния развития малого бизнеса  в России. 13

2.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления. 29

Заключение. 34

Список источников и литературы. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Осуществляемые экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. В экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном  этапе его развития, выявить его  роль, специфические особенности  и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом. В  данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.

 Предпринимательская  деятельность является самостоятельной,  инициативной и рисковой деятельностью  дееспособных граждан, направленной  на систематическое получение  прибыли законным путем. На  основе использования действующего  законодательства и многих нормативных  актов изложена система государственной  поддержки  и регулирования  малого предпринимательства, основные  пути и формы финансово-кредитной,  материально-технической и другой  поддержки, без которой малое  предпринимательство не может динамично развиваться.

  1. Малые предприятия в современной рыночной экономике.

1.1. Сущность, понятие,  функции малых предприятий в  экономике государства

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

Малый бизнес – это  бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую  деятельность, совокупность мелких и  средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое  предприятие.

Малое предпринимательство  – с одной стороны специфический  сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении  материальных, энергетических, природных  ресурсов и максимальном использовании  человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения  граждан, в пределах прав, предоставленных  Конституцией Российской Федерации.1

Так предпринимательская  деятельность как малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической  силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного  потенциала, подлинной основой жизни  стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма  деловой жизни.

Сектор малого предпринимательства  наиболее динамично осваивает новые  виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса. Важными особенностями  малого предпринимательства являются широкое использование небольших  местных источников сырья, способность  к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют  конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Присущие малому предпринимательству  гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной  структуры экономики.

Так малое предпринимательство - сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального  продукта государства.

Анализ доступных  публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных  комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства. В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), - везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

Малое предпринимательство  играет в экономике любой страны довольно большую роль. Оно является неотъемлемой частью социально-экономической  системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую  часть граждан страны в эту  систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая  высокую эффективность производства путем глубокой специализации и  кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте  национальной экономики.

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

В настоящее время  в создании малых предприятий  большую заинтересованность проявляют  крупные компании. Они поручают мелкому  бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные  научные разработки.

    1. Виды малого бизнеса

В зависимости от того, какой вид  деятельности, и какую стратегию  поведения выбирает предприятие  на рынке, в экономике западных стран  выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

  • КОММУНАНТЫ.  Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
  • ПАТИЕНТЫ. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
  • ЭКСПЛЕРЕНТЫ. Предприятия этой группы – так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

1.3 Роль малых предприятий в экономике

Говоря о роли малых  предприятий, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это  побочная сфера экономики. Малый  бизнес ограниченно включается в  хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Помимо того, что  малые предприятия внедряют новые  товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

Роль малого предпринимательства  в рыночной экономике велика. Без  него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях нормального  функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов  ВНП. Поэтому абсолютное большинство  развитых государств всемерно поощряет деятельность малого предпринимательства.

Малые предприятия  не противостоят крупным и средним  компаниям, а тесно взаимодействует  с ними, участвует в ускорении  инновационного процесса и в структурной  перестройке народного хозяйства. Развитие малого предпринимательства  способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и  убыточных предприятий; рациональному  использованию небольших местных  источников сырья и отходов крупных  производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство  – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это  подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные  позиции в развитии национальных хозяйств.

Так, в США предприятия  малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость  почти половины трудоспособного  населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных  процессов в промышленности, динамично  реагируя на изменение структуры  потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

Аналогичная картина  наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества