Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Оглавление

Введение. 3
1. Малые предприятия в современной рыночной экономике. 4
1.1. Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства. 4
1.2. Виды малого бизнеса. 7
1.3 Роль малых предприятий в экономике 7
2. Анализ проблем и перспектив развития малых предприятий в России. 11
2.1. Этапы развития малого бизнеса. 11
2.2. Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России. 13
2.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления. 29
Заключение. 34
Список источников и литературы. 36

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 100.30 Кб (Скачать)

В целом, По итогам первого  квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям  развития малого предпринимательства  отмечается негативная динамика.

Итоги деятельности малых  предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать  как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности  занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемов оборота МП – в 25; инвестиций в основной капитал на МП – также  в 25.

В этих условиях государство  в последние месяцы выделяет определенные финансовые средства на поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляются  банкам, фондам, ассоциациям и, нередко, просто не доходят непосредственно  до предпринимательских структур.

 

Общероссийская  общественная организация малого и  среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» провела в 48 регионах России исследование «Рейтинговая карта нарушений  прав предпринимателей». Результаты таковы: малые предприятия тратят на преодоление  административных барьеров в среднем  до 10 тыс. рублей и до 70 часов на одного работника в год. Предприятие  в 20 человек фактически должно иметь  специалиста по «барьерам». Исследование условий предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, проведенное организацией «ОПОРА РОССИИ», показало, что около половины опрошенных в качестве наиболее существенных проблем, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности, выделили высокую налоговую нагрузку, ограниченность финансовых средств и нестабильность законодательной базы, треть - коррупцию в органах власти и управления, каждый четвертый назвал проверки контрольно-надзорных органов.

На данном этапе развития малого бизнеса в  качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые  поразили всю Россию; развитие субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

Установлено, что свыше 60 % малых предприятий  тратят на преодоление барьеров в  среднем ежемесячно по 5.5 тыс. рублей. На получение разрешительных документов предприниматель за год тратил в  среднем 49 дней и сумму средств, адекватную 950 долларам, что в 1,5 раза выше официально установленных расценок. Анализ показал, что частота проверок у индивидуальных предпринимателей без образования  юридического лица в три раза выше, чем у малых предприятий, хотя число выявленных нарушений такое  же, как и у юридических лиц.

Практика  показывает, что три четверти предпринимателей проверяются различными органами несколько  раз в год, а некоторые - ежемесячно. От 30 до 40% предпринимателей в число  наиболее активных контролеров малого бизнеса вносят налоговую инспекцию, Госсанэпидемнадзор, Государственную  противопожарную службу и Госторгинспекцию.

Абсолютным  лидером нарушений со стороны  контрольных органов стало требование проверяющих о предоставлении документов, информации, образцов продукции, не относящихся  к предмету проверки. Вместе с тем, все больше и больше предпринимателей (до 45%) начинают открыто отстаивать свои права в суде.

Существует  и другая проблема, приобретающая  иногда крайние формы в муниципальных  образованиях. Это проблема осуществления  проверок предпринимателей по «неслучайной выборке», имеется ввиду соблюдение контрольно-надзорными органами определенных финансовых интересов, когда некоторые  предприятия проверяются по несколько  раз в год, а другие раз в  три года, да и то путем распития водки с директором магазина. Таким  образом, на территории появляются «микромонополии», а монополизация экономики это  плохо. То есть получается, что неугодные  предприятия вынуждены закрываться, и вот муниципальное образование  теряет рабочие места и часть  налогов в бюджет.

Но, несмотря на такое положение дел с административными  барьерами и соблюдением прав предпринимателей, 40% представителей малого бизнеса в России считают условия  своей деятельности приемлемыми.

Еще одна проблема развития малого бизнеса в  России сегодня это финансовое обеспечение. Несмотря на то, что многие банки  переполнены деньгами, декларируют  возможность кредитования малого бизнеса, практически пока этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления  малого бизнеса крайне сложно по следующим  причинам:

- это  отсутствие у малых предприятий  достойного обеспечения кредита.  Известно, что малый бизнес создавался  снизу в результате частной  инициативы граждан. Он, как правило,  не имел отношения к приватизации  и не получил средств бывших  государственных предприятий;

- дороговизна  кредитных ресурсов. В условиях, когда инфляция измеряется двухзначной  цифрой, производство не может  выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока;

- залоговое  обеспечение кредита, который  вернуть в настоящее время  согласно действующей законодательной  базе и условиям прохождения  дел в арбитражных судах достаточно  сложно.

Особую  роль на развитие малого бизнеса оказывает  и мировой финансовый кризис. Ситуация сегодня иная, чем в период кризиса 1998 года, быстрого обвала и быстрого подъема после кризиса ожидать  не стоит, также не следует надеяться  на рост отечественной промышленности после кризиса.

Тогда, в 1998 году, импорт был существенно  дороже отечественных товаров, после  кризиса многие иностранные компании перестали работать с отечественным  рынком. Это расчистило рынок для  более дешевых российских товаров, качеством они не отличались, но были более низкой стоимости за счет недорогой рабочей силы и материальной базы, оставшейся еще от СССР. Сейчас ситуация совсем другая, товар произведенный  в России зачастую дороже импортного. Китайцы все равно сделают  дешевле и лучше. Так что у  бизнеса, который занят в промышленности такого шанса как в 1998 году просто не будет.

Относительно  хорошо во время кризиса будут  себя чувствовать компании, занимающиеся бизнесом, востребованным в любое  время, так как люди в любое  время хотят кушать и ходить в  парикмахерскую. Только работать придется лучше, скорректировать в правильную сторону цены и ассортимент товаров  и услуг. Также неплохо в любой  кризис себя чувствует сфера развлечений, но малый бизнес в этой нише практически  не представлен.

Предприниматели, которые развивались осторожно, не влезая в большие долги, будут  находиться в более завидном положении, по сравнению с коллегами у  которых большая долговая нагрузка. В любом случае чтобы небольшой  компании пережить кризис придется начать экономить, урезая необязательные расходы. Кризис позволит выжить только самым лучшим, кто хорошо работал и до кризисных явлений, у того останется достаточно клиентов.

Кроме общих  проблем, мешающих развитию предпринимательства, есть множество частных, которые  непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия: некомпетентность; отсутствие управленческого  опыта и недостаток в финансах, снабжении и производстве; отсутствие опыта работы в отрасли; небрежность в ведении дел; мошенничество или бедствие и иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Социологические исследования в России показывают, что среди причин, препятствующих развитию предпринимательства, главными являются: отсутствие у предпринимательства  четкой программы, непоследовательность - в реализации экономической политики, отсутствие необходимой правовой базы и юридических гарантий, сопротивление  административно-командной системы.

В России из 5 млн. представителей малого бизнеса, 4 млн. – ПБОЮЛы6, которые практически не имеют доступа к финансовым ресурсам. Пороговое значение для перехода на упрощенную систему налогообложения, которая действительно является шагом вперед и возможностью для развития малых предприятий, сейчас оставляет всего 20 млн. рублей. При этом внятного расчета - почему 20 млн. руб., а не 50-60 млн. руб. нет. При этом приводимые цифры роста числа малых предприятий на 5-7%, по оценке экспертов «ОПОРЫ», являются просто «системой клонирования» одного малого предприятия. Оно при превышении барьера в 15-20 млн рублей, чтобы по-прежнему использовать «упрощенку», создает второе, третье, пятое предприятие, однако это один и тот же бизнес. Малые предприятия во многих производственных сферах, например, в швейной или текстильной промышленности, с численностью чуть более 100 человек, имеют небольшие обороты, но по закону могут применять обычную форму налогообложения, поэтому они тоже клонируются на искусственные образования.

Таким образом, малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической  жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. К определению  места и роли малого бизнеса в  любой экономике, как и к определению  самого этого понятия, следует подходить  с двух точек зрения – количественной и качественной.

В России в настоящее время уровень  развития малого и среднего бизнеса  явно не соответствует ни сегодняшним  потребностям экономики страны, ни тем более завтрашним требованиям  глобализирующегося мирового рынка. И, чтобы не остаться в роли вечно  догоняющих, нам необходимо уже в  самом ближайшем будущим устранить  опасный перекос в сфере предпринимательства.

На основании  приведенных статистических и аналитических  данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкивается сегодня в своей деятельности малый бизнес в РФ:

- несовершенство  нормативно-правовой базы в сфере  малого предпринимательства;

- отсутствие  действенных финансово-кредитных  механизмов и материально-ресурсного  обеспечения развития малого  предпринимательства;

- несовершенство  системы налогообложения;

- административные  барьеры, коррупция и бюрократизм;

- недобросовестная  конкуренция;

- несовершенство  государственной системы поддержки  малого предпринимательства;

- неразвитость  системы информационной поддержки  малых предприятий;

проблемы  кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Из этого  следует, что решение именно этих вопросов и проблем развития малого предпринимательства в первую очередь должно выдвигаться в центр государственной и муниципальной политики по поддержке развития малого бизнеса на территории Российской Федерации.

 

 

За 2009г. произошел количественный рост субъектов  малого предпринимательства. На 1 января 2010г зарегистрировано 1 602,4 тыс. против 1 335 тысяч годом ранее. При этом произошло сдутие сектора малого предпринимательства. При росте на 20% числа предприятий, общее количество занятых сократилось на 1,1%. Произошло и снижение объема оборота малых предприятий по данным Госкомстата РФ (табл.3).

 

Таблица 3. Динамика изменения объема оборота на МП (в %)

Год

2006

2007

2008

2009

Прирост объема оборота к предыдущему  году

115

114,3

106,6

83


 

Основная  проблема малого промышленного бизнеса  – нехватка финансовых средств, что  особенно явно продемонстрировал экономический  кризис. Ставки по кредитам резко выросли. Если в начале 2008г. они составляли 13%, то к концу года достигли 20%, а  в 2009г. – 27%, оказавшись на уровне 2002 года.  Данная тенденция стала изменяться в лучшую сторону только к концу 2009г., согласно данным Общероссийской общественной организации «Опора России», в ноябре 2009 года для 15% предпринимателей привлечь заемные средства стало  чуть проще (в январе 2009 года аналогичная  доля составляла лишь 8%). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно либо невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в  январе 2009 года), но ситуация все равно  остается сложной. Немаловажны дальнейшие шаги для создания законодательной среды для развития малого бизнеса. Мы считаем неверным отказ в новом ФЗ о предпринимательстве от дифференциации малых предприятий по сферам деятельности.

Таблица 4. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам России7

Федеральные округа

Количество зарегистрированных малых  предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения

На 1.07.2010г.

На 01.01.2011г.

На 01.07.2011г

РФ

154,7

154,8

161,8

Центральный ФО

184,0

184,1

184,7

Северо-Западный ФО

230,5

230,5

263,3

Южный ФО

129,9

130,2

125,4

Северо-Кавказский ФО

62,5

62,5

64,6

Приволжский ФО

157,6

157,6

158,3

Уральский ФО

116,5

116,5

136,8

Сибирский ФО

128,0

128,1

142,0

Дальневосточный ФО

154,2

154,5

153,6


 

Качественный  анализ развития, приводит к не самым  утешительным выводам. Можно говорить о таком феномене как «полумертвые души» Группа экспертов (В. Буев8 и др.) пишет, что около трети прироста количества субъектов малых и средних предприятий было обеспеченно за счет бюджетных (федеральных и отчасти региональных) средств (без учета того, что еще выделяли местные власти). Какую реально экономическую отдачу дали эти наштампованные на госсредства «предпринимательские оболочки» и заработали ли вообще как бизнес-единицы на реальных рынках (а не остались лежать мертвым грузом на полках пакетами бумажных учредительных документов). Проведенный автором корреляционно-регрессионный анализ на основе малых промышленных предприятий показал, как это неудивительно на первый взгляд, что существует отрицательная связь между ростом числа малых промышленных предприятий и ростом реального валового внутреннего продукта (ВВП). Что явно эмпирически подтверждает гипотезу В. Буева и предположения И. Хандрикова9. В силу этого акцент государственной промышленной политики в области малых предприятий не точен. Надо ориентироваться не на рост числа малых предприятий, а на увеличение их оборота.

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества