Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Оглавление

Введение. 3
1. Малые предприятия в современной рыночной экономике. 4
1.1. Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства. 4
1.2. Виды малого бизнеса. 7
1.3 Роль малых предприятий в экономике 7
2. Анализ проблем и перспектив развития малых предприятий в России. 11
2.1. Этапы развития малого бизнеса. 11
2.2. Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России. 13
2.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления. 29
Заключение. 34
Список источников и литературы. 36

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 100.30 Кб (Скачать)

Брялина Г.И. утверждает, что результативность программ поддержки малого бизнеса на региональном уровне в последние годы оказалась на низком уровне. Недостаточно применяется субсидирование как фактор развития малого бизнеса в регионах страны. Малоразвита кооперация малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями.

В условиях нестабильности мировой и отечественной  экономики малые предприятия  являются оптимальной формой производства в условиях повышенного риска. Кроме  этого, очевидно, что одна из составляющих функций малого бизнеса – вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения и генерирование  новых рабочих мест.

Крупный бизнес при содействии чиновников выдавливает малый бизнес из привлекательных  сегментов рынка, особенно из сферы  услуг.

Уровень административного давления на малый  бизнес только увеличивается. Сейчас нельзя решить не одной существенной проблемы без участия чиновника.

Еще в 2001г. С.А. Иванов писал, что «приходиться констатировать, что в настоящее  время колоссальный потенциал малого бизнеса не использован в России. Это обстоятельство не просто досадно, оно чрезвычайно опасно и для  российской экономики и политической стабильности в стране». На дворе уже 2012г., а высказывание профессора все еще актуально, особенно про угрозу политической стабильности, ведь в последних огромных протестных митингах10 выступал, прежде всего, средний класс России, который на данный момент времени не способен в массе своей самореализовываться в малом предпринимательстве.

В данной ситуации, подводя итог анализа можно  констатировать, что перспективы  малого бизнеса в России туманны, а его потенциал не используется даже на 50%.

Перспективы развития малого предпринимательства в России.

Росстат сообщает, что  с начала прошлого года в России зарегистрировано 5,6 миллионов малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей. И число этих предприятий постоянно растёт.

Интересно, что число МСП увеличивается неравномерно. Оказывается, в основном расширяется малый бизнес, а происходит это за счёт индивидуальных предпринимателей. Кроме того, возрастает число и микропредриятий с выручкой  до 60 млн. рублей (без учёта налогов).

В ходе опроса предпринимателей, охватившем 60 000 предприятий, «Опора России» смогла определить основные проблемы МСП, «кошмарящие» бизнес. В частности, предприятия малого бизнеса не имеют возможности привлекать высокооплачиваемых специалистов, так как заработок в этом секторе составляет от 15 до 30 тыс. рублей. Множество проблем связано и с трудностями при получении кредитов, а особенно краткосрочных кредитов.

Бизнес не может развиваться  и в условиях сложившейся на Российском рынке конкуренции. И дело не в  конкуренции, способствующей развитию экономики, а дело в том, что достойных  много, а «выжить» в конкурентной борьбе сможет меньшинство (слишком  не равны условия борьбы за потребителя).  К примеру, малые торговые предприятия с трудом пытаются конкурировать с крупными торговыми сетями, при этом торговля и бытовые услуги – это 60% предприятий МСП.  Радостным результатом опроса послужило то, что коррупция и административные препоны, мешающие развитию предпринимательства, уходят на второй план и, есть надежда, в прошлое. Тем не менее, вопросы о коррупции чиновников и правоохранительных органов были озвучены на встрече предпринимателей МСП с Президентом Российской Федерации. Встреча проходила в городе Заречном (Пензенская область) в июле этого года.

Возвращаясь к результатам опроса, следует добавить, что, к сожалению, в опросе не учитывалось мнение предпринимателей о налогообложении предприятий, при том, что выплата налогов  – одна из наиболее расходных статей бюджета. О налогах зашёл разговор на встрече в Заречном, в частности  о едином налоге на вменённый доход (ЕНВД) и реформировании этого налога. Для многих предпринимателей ЕНВД благо, так как благодаря ему они  имеют возможность конкурировать  с более крупными предприятиям. Отмена же налога может привести к убыткам  и, как следствие, ликвидации многих, и причём,  успешных предприятий. Кроме того, с 2011 года должен возрасти размер страховых взносов, выплачиваемых в различные фонды (Пенсионный, социального страхования и др.). Для предприятий МСП страховые взносы увеличатся в 2,5 раза.

Если развитие экономики всё-таки продолжается, то развитие МСП – неизбежность. Может быть, дальнейшее обсуждение ситуации на заседаниях Правительства и Министерства финансов позволит наметить верные шаги, в том числе и шаги к успеху малого предпринимательства.

2.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления

Малые предприятия в России в  своей деятельности сталкиваются с  большими трудностями.

Основная проблема малых предприятий  – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так  и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора  народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий  такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У  основной массы населения, жившей «от  получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для  того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный  государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться  на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного  малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических  и финансовых ресурсов, по крайней  мере, в ближайшее время, нет оснований  рассчитывать. Но гораздо лучше применить  эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно  выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая  предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере  обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы  льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая  и связанные с внешнеэкономической  деятельностью. Смысл в том, чтобы  обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для  последовательного развертывания  предпринимательства.

  • Следующая проблема – это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

В настоящее время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к  тому, чтобы все больше  «задвигать»  его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п. Так, с 1993г. введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаружится, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее.

Отсутствует система проведения глубокого  анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право малым предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение  малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные  для малых предприятий и учитывающие  их специфику, отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к высоким  технологиям, так как их покупка  требует значительных одноразовых  финансовых затрат.

  • Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса  дело обстоит далеко не лучшим образом.
  • Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

Общеизвестно, что снижение доходов  населения привело к значительному  ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания  и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа  реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что  неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные  изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в  виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

В целях развития малого бизнеса  и обеспечения государственной  поддержки малого предпринимательства  Советом Министров – Правительством Российской Федерации принят ряд  специальных постановлений. В Постановлении  «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации (от 11 мая 1993г. №446) отмечается, что государственная поддержка  малого предпринимательства является одним из важнейших направлений  экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним  отнесены производство и переработка  сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров  народного потребления, включая  товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения.

Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих  положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения  и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов  малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое  обеспечение, внешнеэкономическая  деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной  поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной  исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса  в России предусмотрено Федеральным  Законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Формирование рынка - процесс  многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых  является становление и развитие малых предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую  деятельность небольших предприятий  в традиционных областях.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий  включен как один из важнейших  в программу демонополизации  народного хозяйства страны. Малые  предприятия создают благоприятные  условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие  места; расширяется потребительский  сектор; лучше используются местные  сырьевые ресурсы.

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества