Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Оглавление

Введение. 3
1. Малые предприятия в современной рыночной экономике. 4
1.1. Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства. 4
1.2. Виды малого бизнеса. 7
1.3 Роль малых предприятий в экономике 7
2. Анализ проблем и перспектив развития малых предприятий в России. 11
2.1. Этапы развития малого бизнеса. 11
2.2. Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России. 13
2.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления. 29
Заключение. 34
Список источников и литературы. 36

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 100.30 Кб (Скачать)

Роль малого бизнеса  в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Другими словами, малый  бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается  в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня  государственная политика в отношении  малого предпринимательства строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать  и поощрять просто потому, что так  принято в развитых странах. С  другой - малое предпринимательство  воспринимается чиновниками как  часть податного сословия, главной  обязанностью которого является наполнение бюджета.

Рациональное соотношение  между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических  условий и стран. Оно зависит  от целого ряда факторов. К ним относятся  культурно-исторические традиции и  менталитет общества (в странах с  населением, для которого «дух» предпринимательства  воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический  фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости  ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом  развития экономических реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий, значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм.

  1. Анализ проблем и перспектив развития малых предприятий в России

2.1. Этапы развития малого бизнеса

Становление малого предпринимательства в стране включало в себя несколько этапов развития. Различные исследователи  выделяют разные этапы. А. Ф. Самигуллина  и В. З. Гатауллин2 выделяют три этапа – с 1988 по 1990; с 1991 по 1993 и с 1994 г. по настоящее время. А. В. Виленский говорит уже о четырёх: с конца 1980-х до 1992 г.; с 1992 по 1994 г.; с 1995 г. и далее период с 1996 г. по настоящее время. С. А. Иванов выделяет пять этапов: первый (1985–87), второй (1987–1988), третий (1988–1990), четвёртый (1991–1992) и пятый (1993 – по настоящее время). В работе И. П. Бойко и М. Мессенгиссера3 тоже выделяются четыре этапа:

  • «романтический этап» (1987–1991гг.); 
  • «шоковый этап» (1992–1994 гг.);
  • «этап несбывшихся надежд» (1995–1998 гг.);
  • «этап начинающейся зрелости» (1999 – по настоящее время).

 

     Т. А. Селищева  выделяет также четыре этапа развития, но несколько расплывчато:

  • С конца 1980-х до начало 1990-х;
  • С начала 1990-х до финансового кризиса 1998 г.;
  • С 1998 г. по 2002 г.; 
  • С 2002 г. по настоящее время.

 

     Для сравнения  приведём периодизацию развития  крупного предпринимательства, разработанную  и опубликованную в 2002 г. Я.  Паппэ. Первый этап: 1992 г. –  первая половина 1995 г., второй этап  – вторая половина 1995 г. – 1997 г., третий этап: 1998–1999 гг., четвёртый этап: 2000–2001гг.    

 Организация  Опора России4 в конце 2011г. выделила три волны развития малого бизнеса. Первая началась с краха распределительной системы СССР и закончилась в конце 90-х, чему немало способствовал кризис 1998 г., вторая волна продолжалось до конца 2007 г., третья началась с 2008 г. и продолжается до сих пор.    

 Наша  периодизация содержит 6 этапов. Первый  этап (1987– первая половина 1992 гг.) практически идентичен с первым  этапом в периодизации А. В.  Виленского. Данный этап можно характеризовать как «этап возрождения» Ведь долгое время частное предпринимательство находилось вне закона, хотя, безусловно, полностью не исчезало, достаточно вспомнить феномен цеховиков5. Второй этап (вторая половина 1992–1995 гг.) мы обозначим как «этап бурного роста». За это время число субъектов малого предпринимательства увеличилось более чем в 3 раза.    

 Следующий  третий этап (1996–1999 гг.) определим  как «этап неоправдавшихся ожиданий».  За это время произошло как  сокращение общего числа малых  предприятий, так и среднесписочная  численность работников. Четвёртый  этап (2000–2003 гг.) охарактеризуем как  «этап робко-умеренного роста». Если  число субъектов малого предпринимательства  практически не увеличилось, то  всё-таки увеличился оборот, инвестиции  и среднесписочная численность  работников. Пятый этап (2004–2007 гг.) определим  как «этап значительного роста»  В данный период показатели малого предпринимательства существенно возросли.     

 С 1 января 2008 г. вступило в силу большинство  положений ФЗ-№ 209 «О развитии  малого и среднего предпринимательства  в РФ» и с этого момента  можно начать отсчёт шестого  этапа развития малого предпринимательства.     

 В силу  задержки появления свежих статистических  данных мы не имеем возможности провести полноценный анализ данного периода, и это будет сделано в будущем.    

 Малый  бизнес, как считает ряд экспертов,  играет ведущую роль в экономической  системе, и, безусловно, нуждается  в государственной поддержке. Для устойчивого развития малого бизнеса в регионах одним из эффективных способов является субсидирование.     

 Выделим  ряд основных проблем, сдерживающих  развитие малого бизнеса в  России. Это инфраструктурные, кадровые  и финансовые препятствия, решение  которых необходимо в ближайшем  будущем.

 

2.2. Анализ текущего  состояния развития малого бизнеса   в России

На 1 января 2009 г. число малых предприятий, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составило 986,2 тыс., на 1,5% (12,6 тыс.) больше, чем по состоянию на 1 января 2005 г. Значительное сокращение было отмечено в 2003 г. (более чем на 5% по сравнению с 2002 г.) с последующим увеличением в 2004 г. В целом же численность малого предпринимательства стабильна с долгосрочной тенденцией к незначительному росту.

Сфера деятельности большинства малого предпринимательства  – торговля и общественное питание (в Российской Федерации в 2008 г. 49% от общего числа), промышленной деятельностью  и строительством занимаются соответственно 14,3 и 14,9% предприятий, удельный вес прочих отраслей относительно невелик.

 

Рисунок 1 - Распределение по сферам деятельности малого бизнеса в Российской Федерации

 

В 4 квартале 2008 г. среднесписочная численность  работников малых предприятий (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), зарегистрированных на территории Российской Федерации, составила 9162,9 тыс. человек.

За период с 2005 по 2008гг. в Российской Федерации  наблюдалась положительная динамика изменений в среднесписочной  численности работников малого бизнеса  с общим увеличением показателя на 8,6%.

Объем производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, зарегистрированных на территории РФ, составил в 2008г. 1 369 926,2 млн. рублей, превысив аналогичный показатель 2005 г. на 35,5% (с учетом уровня инфляции). В 4 квартале 2008 г. рост продолжился: продукция, работы, и услуги были произведены на сумму 412 360 млн. рублей (4 квартале 2007 г. – 293 506,5 млн. рублей), на 86,5% больше, чем в 4 квартале 2008. Тенденция к стабильному росту наблюдается также во всех регионах.

 

Рисунок 2 - Рост объема производства продукции (работ, услуг) на малом предпринимательстве 2005-2008г.

 

При этом объем валового внутреннего продукта также пропорционально растет.

 

Рисунок 3 - Рост валового внутреннего  продукта Российской Федерации

 

Основной  объем производства малого бизнеса  в денежном выражении приходится на строительство, промышленность, торговлю и общественное питание. На эти сектора  приходится соответственно 23,9, 22,9 и 19,2% в общероссийской отраслевой структуре  выпуска малого бизнеса.

 

В таблице 1 приведены Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации.

На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых  предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц, что на 20,7% меньше, чем  по состоянию на 1 апреля 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей  достигло 160,4 ед., уменьшившись по сравнению  с 1 апреля 2008 г. на 41,7 ед.

Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным  округам Российской Федерации

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1

Прирост / сокращение (-)

Количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения1 за период

01.04.2008- 01.04.2009

КоличествозарегистрированныхМП в  расчете на 100 тыс. чел. населения1 в% от среднего по РФ

РФ

160,4

-41,7

100,0

Центральный

196,9

-24,9

122,8

Северо-Западный

231,0

0,7

144,0

Южный

119,6

-53,3

74,6

Приволжский

156,2

-47,2

97,4

Уральский

112,6

21,1

70,2

Сибирский

131,0

-100,2

81,7

Дальневосточный

147,1

-102,7

91,7


 

Наиболее значительно  число зарегистрированных малых  предприятий на 100 тыс. жителей снизилось  в Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах. Увеличение показателя произошло в Северо-Западном и  Уральском федеральных округах.

По итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность  занятых на МП (без учета внешних  совместителей и работающих по договорам  гражданско-правового характера) в  целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.

 

Таблица 2 - Среднесписочная  численность занятых на МП по федеральным  округам Российской Федерации в  январе-марте 2009 г.

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП в общей среднесписочной  численности занятых

тыс. чел.

в % к январю-марту 2008 г.

%

Изменение относительно января-марта 2008 г., п.п.

РФ

5 741,7

94,6

12,0

-0,3

Центральный

1 674,5

107,7

12,2

1,3

Северо-Западный

668,8

82,2

12,9

-2,4

Южный

707,7

83,2

12,5

-2,5

Приволжский

1 295,3

91,0

12,6

-0,8

Уральский

402,1

111,5

8,8

1,2

Сибирский

736,3

87,0

11,8

-1,4

Дальневосточный

256,9

117,1

11,4

1,8


 

В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих  мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

Сокращение среднесписочной  численности занятых на МП в целом  по стране сопровождалось сокращением  показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной  численности занятых на МП произошло  в Северо-Западном и Южном федеральных  округах – на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных  округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная  численность работников на малых  предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском  ФО – на 11,5%, в Центральном ФО –  на 7,7% [13].

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества