Роль банковского сектора Германии в содействии развитию малых и средних предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:49, реферат

Краткое описание

Малые и средние предприятия (далее - МСП) играют решающую роль в экономике Германии - они обеспечивают существенную долю бюджетных поступлений, внешнеторгового оборота, ,их успешная деятельность существенно способствует развитию других секторов экономики, прежде всего банковского. Благодаря своей гибкости и мобильности, МСП способны достаточно быстро и эффективно реализовывать новые идеи, адекватно реагировать на изменения конъюнктуры как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Файлы: 1 файл

Роль банковского сектора Германии в содействии развитию малых и средних предприятий.docx

— 27.07 Кб (Скачать)

Роль банковского  сектора Германии в содействии развитию малых и средних предприятий

 

Малые и средние предприятия (далее - МСП) играют решающую роль в  экономике Германии - они обеспечивают существенную долю бюджетных поступлений, внешнеторгового оборота, ,их успешная деятельность существенно способствует развитию других секторов экономики, прежде всего банковского. Благодаря своей гибкости и мобильности, МСП способны достаточно быстро и эффективно реализовывать новые идеи, адекватно реагировать на изменения конъюнктуры как на внутреннем,  так и на внешнем рынках. Малые и средние предприятия стимулируют инновационное и технологическое развитие, они - главные инициаторы структурных изменений в экономике. Однако наиболее значимым и важным результатом деятельности МСП для государства является то, что они обеспечивают наибольшее количество рабочих мест, помогая таким образом урегулировать социальные проблемы общества.

 

Малые и средние предприятия - основная составляющая экономики  Германии. Именно они способствовали быстрому восстановлению и подъему  страны в послевоенное время. По данным исследовательского института малого и среднего бизнеса в  Бонне, на МСП приходится более 40% внутренних валовых инвестиций, на предприятия  с численностью персонала от 10 до 500 работников - более 60% рабочих и 80% учебных мест.

 

Однако, чтобы действительно выполнять свои общественно-экономические функции, совершенствовать деятельность, способствовать развитию технологического и инновационного процессов, малый и средний бизнес нуждается в дополнительном финансировании. Этот вопрос приобрел особую актуальность в последние несколько лет, когда ухудшилась мировая конъюнктура, снижение потребления, замедлились темпы экономического роста и, как следствие, участились случаи неплатежеспособности и банкротства крупных и средних предприятий. Многие из них могли бы этого избежать, если бы были достаточно обеспечены собственным капиталом.

 

По сравнению с другими  странами Европы проблема дефицита собственного капитала для немецких МСП является острой. Так, по размеру доли собственного капитала средних предприятий Германия занимает одно из последних мест в Европе - 22% ; у малых предприятий этот показатель еще ниже - всего 14% . Дефицит собственного капитала - острая проблема как для самих предприятий, так и для банковского сектора, поскольку нехватка капитала негативно влияет на рейтинг заемщика, что уменьшает вероятность получения кредита и существенно повышает его стоимость. При низком рейтинге заемщика или его ухудшении, банковское учреждение заставлю на увеличивать в структуре процентной ставки долю расходов, связанных с ростом риска по кредиту. При этом общий размер процентной ставки не увеличивается - за высокой конкуренции на рынке банковских услуг Германии она имеет четко выраженный среднерыночный уровень. Вследствие этого кредитные операции для многих банков становятся менее прибыльными. Многие банковские учреждения вообще отказываются от кредитования малых и средних предприятий, что вызывает беспокойство у общественности и правительства Германии.

 

Назовем основные причины такого положения вещей:

 

1. Малые и средние предприятия Германии, по сравнению с предприятиями других стран, несут большую налоговую нагрузку ,что сужает их финансовое поле для осуществления необходимых инвестиций и увеличения доли собственного капитала. Чтобы оптимизировать налоговые платежи, подавляющее большинство предприятий выбирает такую организационно-правовую форму хозяйствования, как "общество с ограниченной ответственностью ". Это, безусловно, ослабляет налоговое давление, но одновременно уменьшает возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов через рынок капитала. Анализ пидггоиемницькои активности, проведенного Центральным банком Германии в декабре 2005 года, показал, что благодаря успешному развитию предприятий малого и среднего бизнеса, а, следовательно, и росту их доходов в период с 1994 по 2004 год, они были вполне способны увеличить собственные средства в среднем на четверть. Однако среди МСП, основанных в форме обществ с ограниченной ответственностью (в Германии их доля достигает почти 60%), темпы роста объемов собственных средств в этот экономически привлекательный промежуток времени составляли лишь 2,5-5 %.

 

2. Конкурентная борьба в банковском секторе Германии значительно интенсивнее, чем в других европейских странах. Это привело к значительному снижению процентных ставок и, как следствие, - к уменьшению прибыли овости и привлекательности кредитных операций для банков, причем уровень риска за ними в последние годы растет. На искусственное занижение процентных ставок влияет также деятельность общественно-правовых кредитных учреждений, которые значительно усилили конкуренцию на рынке банковских услуг Германии. В борьбе за клиента частные банки соревнуются с ними не на равных условиях: если банки по организационно-правовой форме являются акционерными обществами, то общественно-правовые кредитные учреждения находятся преимущественно в коммунальной или государственной собственности, а следовательно, перед ними не стоят такие вопросы, как привлечение акционеров, выплата дивидендов, высокое котировки на биржевых рынках.

 

Из-за нехватки капитала, с  одной стороны, и низких процентных ставок по кредитам - с другой, малые и средние предприятия Германии привыкли финансировать свою деятельность преимущественно за счет кредитов. Сегодня, когда темпы экономического роста, потребления и производства замедлились, а количество случаев неплатежеспособности предприятий увеличилось, банки существенно сократили кредитование, а иногда и вообще отказываются предоставлять МСП кредитные ресурсы. Исходя из этого, банковский сектор ощутил потребность в новых программах, продуктах и инструментах финансирования малого и среднего предпринимательства, соединить увалы бы традиционные формы финансирования с продуктами рынке денег и капиталлу.

 

К замедлению развития МСП (и  не только в Германии) приводят и  другие проблемы, связанные с:

 

- решением вопросов наследования;

 

- обеспечением высокого  профессионализма и квалификации  персонала;

 

- совершенствованием и  переводом на современные стандарты "системы и правил бухгалтерского учета и контроллинга» , что обеспечило бы прозрачность процесса анализа и оценки заемщиков;

 

- нераспространение среди  МСП возможности привлечения  финансовых ресурсов через рынок  капитала. Несмотря на стремительный рост в последние годы рынка секьюритизированных обязательств по кредитам предприятий, его участниками являются в основном крупные предприятия, а не МСП, что связано с размерами и правовой формой последних (60% из них основан, как уже отмечалось, в форме ООО), нехваткой международной кредитн й истории и рейтинга, высокими затратами на осуществление первой эмиссии;

 

- низкой долей собственного  капитала, а ,следовательно, и высокой зависимостью МСП от кредитных ресурсов

 

Большое беспокойство среди малых и средних предприятий  Европы относительно дальнейшего их финансирования вызывают новые правила ("Базель П"), которые вступили в силу с 2004 года, заменив старое положение Базельского комитета по формирования и использования банками собственного капитала ("Базель I"), принятое в 1988 году По старым правилам, банковские учреждения при осуществлении кредитных операций должны были 8% от суммы кредита финансировать из собственного капитала, а остальные - за счет привлеченных средств. При применении единого "8-процентного правила" не учитывали разную степень риска по кредитам, зависев от рейтинга заемщиков, т.е., кредитуя клиентов с высоким рейтингом, банки вынуждены резервировать того же размера собственный капитал, и для проблемных заемщиков тоже. Такой подход был некорректным к относительно успешным предприятиям, которым приходилось покрывать кредитный риск компаний с неудовлетворительным рейтингом, так и учитывая основную цель Базельского комитета - содействие стабильности банковской системы темеми.

 

По новым правилам (\"Базель II\") стоимость кредита для заемщика и размер собственного капитала банка, за счет которого будет финансироваться часть кредита будет зависеть от рейтинга заемщика кредитует кая заемщиков с низким рейтингом, банки привлекать большую сумму собственного капитала, а успешных клиентов – меньше. Иначе говоря, нагрузка на собственный капитал банка будет зависеть от рейтинга дай альник и степени риска по кредиту Собственный капитал имеет свою стоимость, которую можно выразить размеру дивидендов по акциям банка; том, когда последний, кредитуя заемщика с низким рейтингом, ис ристовуватиме больше собственного капитала, процентная ставка по кредиту будет выше, чем для заемщика с высоким рейтингомгом.

 

Правила \"Базель П\" обеспечивают честность и порядочность в борьбе предприятий за кредитные ресурсы  Как уже отмечалось, большинство  МСП Германии хватает собственного капитала, на размер которого внимание при разр счета показателей, определять рейтинг предприятия и соответственно - оценку рискованности по кредиту С введением \"Базеля П\" для большинства МСП кредитные ресурсы подорожали Благодаря новым правилам, направленным прежде всего на поддержание стабильности банковской системы, обеспечивается дальнейшее развитие финансирования малых и средних предприств.

 

Одним из первых банков Германии, учел условия \"Базель П\", был Commerzbank AG Он создал систему оценки рейтинга своих клиентов, которую постоянно совершенствует и развивает Система позволяет розраховув ваты степень, размер и вероятность риска по каждому из кредитов Понимая важность финансирования малых и средних предприятий как для банковского сектора, так и для экономики страны в целом, обращаю или на сложную ситуацию, в которой оказалось большинство из них, банк разрабатывает новые методы и инструменты кредитования этого сектора экономики Основные усилия направлены на разработку таких схем и методов фин ансування, которые сочетали бы традиционные формы с продуктами рынка денег и капитала Предоставляя свою помощь и услуги, банк пытается вывести предприятия малого и среднего бизнеса на рынок капитале в, где они могли бы привлекать необходимые средства Именно в этом видится будущий механизм финансирования МСП, и именно такие услуги могут оказывать крупные интегрированные банк банки.

 

Учитывая опыт всех экономически развитых конкурентоспособных рыночных экономик, можно утверждать, что  специализированные банки, а именно банки содействия развитию - создавались  и создаются для испол выполнение функций, которые не выполняют ни центральный, ни коммерческие банки Речь идет о такие задачи, как поддержка структурных изменений, реструктуризация, модернизация и приватизация предприятий, финансирование из аходив, направленных на решение проблемы безработицы, и главное - финансовая поддержка сектора жизнеспособных малых и средних предприв.

 

Банк содействия развитию экономики страны должен выполнять  три основные функции Прежде всего - это поддержка целевых групп Для стран Восточной Европы это, прежде всего, малые и средние предприятия Они являются одной из целевых групп в экономически развитых европейских странах, особенно тогда, когда в результате конъюнктурных изменений в МСП возникают определенные проблемы Вторая функция - содействие развитию банковской сист еми Поскольку банк содействия развитию поддерживает МСП через коммерческие банки, те, в свою очередь, также получают помощь в виде финансовых ресурсов и приобретают опыт работы с предприятиями малого и среднего бизнеса Третья функция указанного банка заключается в содействии созданию и развитию эффективного национального рынка капиталов касается последних двух функций, то они типична для банков развития в странах Восточной Европы, где банковский сектор и рынок капитала малоразвитыхзвинені.

 

Поддерживая национальный банковский сектор и рынок капиталов, банки  содействия развитию создают себе надежный фундамент для дальнейшего совершенствования  финансирования МСП

 

Во-первых, чтобы финансировать  малое и среднее предпринимательство  через коммерческие банки, нужен  развитый и надежный банковский сектор (основной риск невозврата ссуды лежит  именно на коммерческих х) Во-вторых, при  увеличении объемов финансирования МСП государственных средств, безусловно, не хватает - их придется привлекать на рынке капиталов, который для  большинства банков содействие развитию в развитых странах является основным финансовым источником Благодаря своему высокому рейтингу гарантом по всем обязательствам выступает государство, такие кредитные учреждения имеют возможность привлекать средства на выгодных усло вах До 2003 года в Германии функционировало два банка содействия развитиюку:

 

1) Kreditanstalt fur Wiederaufbau (далее - KfW) - Кредитное учреждение для восстановления;

 

2) Deutsche Ausgleichsbank (далее - DtA) - Немецкий компенсационный банк

 

В 2003 году правительство Германии решило объединить усилия этих двух банков, создав один - \"Банк среднего бизнеса  Инициатива KfW и DtA по содействию развитию\" (\"Die Mitteиьstand-bank Foidorinitiztive v von KfWundDtA \"").

 

Свою деятельность обе  кредитные учреждения начали почти  одновременно - в послевоенные годы Предпосылкой их создания стал \"План Маршалла\", по которому США оказывали  финансовую помощь Германии В отличие от дру их европейских стран, эта помощь не даровалась, а предоставлялась на возвратной основе Американское правительство платил своим экспортерам за товары и услуги, которые ввозились в Европу, в долларах США, тогда как есть европейских импортеры стоимость работ и услуг переводили на счета своих центральных банков в соответствующей национальной валюте Таким образом, на счетах центральных банков краиньЗахиднои Европы накопит лись средства, затем каждая из них использовала для восстановления собственной экономикміки.

 

15 декабря 1949 Германия  и США подписали соглашение  об экономическом сотрудничестве  Соглашение регламентировала использование  и управление средствами (в то  время эквивалентно примерно 3 млрд евро), аккумулированными на счетах центрального банка Германии Согласно договору эти средства направлялись на создание специального или особого фонда (Sondervermogen) За счет его средств предполагалось предоставлять револьверные к редиты для содействия развитию экономики Статус \"револьверный\" означает, что все кредиты после погашения снова направляются на финансирование потребностей экономики 1 февраля 1950 Соглашение вступило в силу Этот день считается официальным днем ??рождения фонда, который в 1953 рощ »получил название ERP-Sondervermogen European Recovery Program - европейская программа восстановления) Согласно условиям Лондонской соглашения 1953 года Федеративная Республика Германия освобождалась от уплаты долга за финансовую помощь, полученную согласно \"Плану Маршалла\", за исключением суммы в 1 млрд долларов США Эту сумму, а также начисленные на нее проценты по ставке 2,5%, принадлежало платить 60 равными частями каждые полгода Фактически долг был уплачен уже к концу 1966 года С погашением остальной части долга средства специального фонда пере шли в собственность Германии состоянию на конец 2004 года их объем из начальных 3 млрд евро увеличился до 12 млрд евро Названием \"специальные, или особые средства\" отмечено прежде всего на независимости указанных ного фонда Специальные средства ERP четко отделены от других средств и фондов бюджета Германии, и в любом случае не используются для выполнения обязательств бюджета Этим и объясняется особенность их статуссть їх статусу.

Информация о работе Роль банковского сектора Германии в содействии развитию малых и средних предприятий