Тенденции развития современного спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:43, реферат

Краткое описание

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport — «игра», «развлечение») — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Оглавление

Введение 2
Современные тенденции развития спорта 2
Значительный рост спортивных достижений. 2
Значительное удорожание спортивных соревнований, обусловленное: 3
Резкое омоложение спорта. 3
Профессионализация спорта. 5
Кризис олимпизма. 5
Тенденции развития спорта в XXI веке 7
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СПОРТА.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

                                                  СФУ

ИНСТИТУТ  ПЕДВГОГИКИ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

                 Реферат на тему:

     Тенденции  развития современного спорта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 

 

                                               Введение

Как известно, тема спорта крайне актуальна в наше время. Спорт смотрят, им занимаются, его любят. Спорт занял свою твердую позицию в жизни человечества. Но рассмотрим само определение этого слова.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport — «игра», «развлечение») — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков.

Спорт — составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека.

Массовый спорт  даёт возможность миллионам людей  совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.

     Спорт высших достижений — это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человек . Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. 

                      Современные тенденции развития спорта

     В последнее время появилось достаточно большое количество работ, в которых  оценивается состояние современного спорта. Их анализ позволяет выявить  следующие основные тенденции в  развитии спорта, наблюдаемые в последнее десятилетие: 

Значительный  рост спортивных достижений.

    Это связано с целым рядом факторов:

     - во-первых, с внедрением новых  методов тренировки, которые отличаются большей эффективностью; любые перемены в методике тренировки направлены прежде всего на улучшение спортивных результатов.

     - во-вторых, с изменением условий проведения соревнований, совершенствованием инвентаря, оборудования, спортивной экипировки;

     - в-третьих , со значительным увеличением  объемов тренировочной работы (за  последние тридцать лет - более чем вдвое);

     - в-четвертых, с использованием  новых приемов повышения работоспособности  (психологической и физиологической  направленности), созданием новых  фармакологических средств восстановления  спортсменов; общеизвестно, что понятие  "спортивное соревнование" помимо соревновательной деятельности самих спортсменов охватывает соучастие в состязании, конкуренцию заинтересованных лиц (тренеров, представителей спортивной науки и др.). Это способствует интенсификации научных разработок, связанных с созданием новейших средств восстановления, средств повышения эффективности тренировочного процесса;

     - в-пятых, с экономическими стимулами  соревнований. В 90-е годы мы  стали свидетелями того, что призовой  фонд многих соревнований резко  возрос в основном благодаря привлечениям негосударственных ассигнований, спонсорских средств, рекламы и др. 

Значительное  удорожание спортивных соревнований, обусловленное:

     - повышением требований к условиям  их проведения (базам, инвентарю);

     - появлением и развитием видов спорта, имеющих в своей основе дорогостоящую предметную деятельность;

     - увеличением представительности  и расширением программы проводимых  соревнований;

     - повышением требований к организационному, судейскому, врачебному и информационному  обеспечению.

     Кроме того, требуются значительные средства для проведения отбора и подготовки спортсменов, для обеспечения системы подготовки кадров, финансирования спортивной науки, медицины и т. д. 

Резкое  омоложение спорта.

     Проблема  участия детей в большом спорте неизбежно порождает самые разные оценки. Можно сделать такое предположение: большой спорт, в котором участвуют дети, может оказывать на них как отрицательное, так и положительное влияние.

     По  мнению Э. Майнберга (1995), большой спорт  способствует развитию физических качеств и росту спортивного мастерства юного спортсмена, а также приобретению плодотворного в воспитательном отношении опыта: подросток узнает, что для получения максимальных спортивных показателей необходимо приложить огромные усилия, связанные не только с чисто моторной деятельно стью. "Немало переживаний принесет ему также осознание того, что спортивные успехи порой зависят не только от уровня физической подготовки, но и от возможных случайностей. Ему придется учиться переносить поражения, разочарования, неудовлетворенность достигнутым".

     По  мнению ряда исследователей (Л.И. Лубышева, 1997; Э. Майнберг, 1985; O. Grupe, 1987, и др.), для  молодого спортсмена спорт является школой характера, школой честной игры, школой эмоций, школой физического  и духовного совершенствования, представляя собой своеобразный "полигон", на котором помимо двигательных оттачиваются такие качества, как упорство, решительность, чувство коллективизма и солидарности, умение адаптироваться к существующим обстоятельствам, что в конечном счете способствует обогащению жизненного опыта.

     Однако  пребывание в системе большого спорта может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на юного  спортсмена.

     Многие  виды спорта стали "молодеть", причем это обусловлено и феноменальными способностями молодых спортсменов, и запредельной интенсификацией подготовки (продолжительность тренировочных занятий некоторых юных спортсменов доходит до 5 - 8 ч интенсивного труда в день), психологической "накачкой", биологическими видами стимулирования, способами и формами материального соблазна, которые дают возможность "выжимать" результаты.

     Уровень спортивных достижений в современном  спорте требует все большей специализированной адаптации юного спортсмена и "оставляет  мало возможностей для общей закалки  и всестороннего укрепления его физического здоровья" .

     Ряд авторов настроены категорически против участия детей в большом спорте, утверждая, что это ведет к потере здоровья, истощению резервов организма юных спортсменов, снижает эстетическую привлекательность спорта.

     Еще в прошлом веке П.Ф. Лесгафт писал, что "спорт с соревнованием  не должны быть допущены ни в школьном, ни в семейном воспитании ребенка" и "в играх должно исключаться  всякое состязание между занимающимися", считая, что спорт воспитывает  в ребенке злобу и агрессивность.

     Спустя  столетие А.Г. Егоров (1994), развивая идеи П.Ф. Лесгафта, утверждает, что спортизация  физического воспитания усугубляет проблемы нравственного порядка. "Бесспорно, что для сферы спорта, где господствует "дух соревнования и соперничества", характерно значительное расхождение существующих там этических норм с общекультурными. Удары в лицо в боксе или подножка на футбольном поле оправданны с точки зрения достижения высокого результата или интересов команды, страны. В то же время они вступают в явное противоречие с общечеловеческой нравственностью… Дети, усвоив некритически, через механизмы подражания, узкопрофессиональные нормы спорта, начинают затем переносить их на всю сферу человеческой жизнедеятельности". Другими словами, бить по лицу и делать подножки уже не на спортивных площадках, а дома и на улице.

     Конечно, в этих высказываниях кроется  опасность перегибания палки. Невозможно (да и нецелесообразно) запретить  заниматься спортом несовершеннолетним, тем более что желание проявить и проверить себя естественно для подростков, а оптимально подобранные физические нагрузки способствуют повышению уровня здоровья юных спортсменов. Вместе с тем, во-первых, необходимо помнить, что ранняя специализация, целевое устремление юных спортсменов к большим объемам и интенсивности могут привести (и приводят) к тому, что для юношеского спорта окажутся актуальными проблемы взрослых турниров - спортивные травмы, болезни, использование допинга и т.д. Во-вторых, для юных спортсменов, занимающихся в режимах интенсивной спортивной подготовки, необходима эффективная служба реабилитации и контроля за их состоянием. 
 

Профессионализация  спорта.

     Профессионалом  считается спортсмен, для которого спорт является основным видом трудовой деятельности. А сам профессиональный спорт представлен в современном обществе как разновидность бизнеса, важная часть зрелищной индустрии, одна из наиболее утонченных форм коммерции, вид предпринимательской деятельности, цель которой - получение прибыли от продажи зрелища спортивной борьбы.

     В последнее десятилетие в России активно развивается профессиональный спорт, расширяется практика заключения спортсменами контрактов для работы в зарубежных клубах.

     Профессионализация  спорта - неизбежный объективный процесс, способствующий повышению результативности, техничности, эстетичности и зрелищности спорта. Кроме того, поставив спорт на новую организационно-экономическую основу и создав хозрасчетные клубы, государство может приобретать дополнительный источник финансовых поступлений в бюджет страны.

     При этом Л.П. Матвеев (1999) указывает на необходимость  разделять "профессионально-ком  мерческий" и "профессионально-супердостиженческий " спорт, так как первый подчиняется  закономерностям получения финансовой прибыли, являясь отраслью бизнеса, а второй развивается по законам собственно спортивной деятельности, при этом доходы представителей второй группы могут достигать заработков профессионалов и даже превосходить их.

     В целом профессиональный спорт представляет не меньшие возможности для творчества, чем любое профессиональное искусство: он обязывает постоянно заботиться о совершенствовании, о стабильности результатов, о конкурентос пособности.

     Однако, характеризуя динамику развития профессионального  спорта в России и за рубежом, многие авторы отмечают, что в связи с профессио нализацией спорт утрачивает свою гуманистичес кую функцию и роль в обществе.

     По  мнению М.М. Богенa (1996), спортсмен, принимающий  в качестве смысла и цели победу и рекорд, осознанно приносит в  жертву свое здоровье: тренер использует программы, обеспечивающие высокие достижения за счет сверхвысоких нагрузок; руководители поощряют тренировки и спортсменов в их деятельности, направленной на достижение победы; потеря здоровья -ущерб личности спортсмена - принимается как необходимая жертва. "Профессионализированный спорт - социальное бедствие, поскольку его продукт - не только победы и рекорды, прославляющие страну, но и потерявшие здоровье люди", - заключает М.М. Боген.

Информация о работе Тенденции развития современного спорта