Контроль качества в растениеводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является разработка и обоснование предложений по совершенствованию механизма управления качеством продукции сельскохозяйственного предприятия.

Оглавление

1 Теоретические основы управления качеством в растениеводстве…………8
1.1 Качество продукции в агропромышленном комплексе…………………..8
1.2 Показатели качества и стандартизация продуктов
сельского хозяйства………………………………………………………. …..13
1.3 Основные направления управления качеством
сельскохозяйственной продукции…………………………………………….20
2 Исследование практики управления качеством сельскохозяйственной
продукции ЗАО «Мордовский бекон»……………………………………… .25
2.1 Характеристика выпускаемой предприятием продукции……………….25
2.2Анализ организации контроля качества сельскохозяйственной
продукции на предприятии……………………………………………………28
2.3 Оценка эффективности управления качеством на предприятии……….30
3 Разработка рекомендаций по улучшению качества
выпускаемой продукции в ЗАО «Мордовский бекон»……………………...32
3.1 Разработка плана проведения мероприятий, нацеленных
на повышение качества продукции…………………………………………..32
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий……………………38

Файлы: 1 файл

качество в растениеводстве.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

      3.1 Разработка плана  проведения мероприятий, нацеленных на повышение качества продукции 

      На  всех этапах развития экономики России проблема управления качеством пищевых  продуктов занимала важное место  как фактор, обеспечивающий повышение  качества жизни и конкурентоспособности  выпускаемых продуктов. За прошедшие годы появилось большое количество работ, посвященных данной проблеме. Однако эти работы ограничиваются рассмотрением управления качеством лишь отдельных видов пищевых продуктов и в полной мере проблемы формирования теории управления качеством пищевых продуктов по всей цепочке от производства сырья и до реализации готовой продукции не решают. В этой связи задачей является построение информационной системы качества (ИСК) и разработка методологии проектирования функции качества по всей цепочке создания пищевых продуктов на основе Системы прослеживаемости и применения современных достижений прикладной математики, позволяющих генерировать стратегические решения и проектировать функцию качества.

      В основу решения данной задачи в качестве ядра стратегии было положено использование процессного подхода на основе проектирования уникального контакта с потребителем. При этом предприятия рассматриваются в тесной взаимосвязи, что позволяет не разрывать взаимодействие с потребителем на фрагменты в границах функциональных областей одного предприятия, а использовать контактные обратные связи, устанавливающиеся между потребителем (производителем готовых пищевых продуктов) и поставщиками сырья для постоянного совершенствования качества продуктов.

      На  рисунке 3.1 представлена схема прослеживаемости безопасности и качества пищевых продуктов. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 3.1 – Схема прослеживаемости безопасности пищевых продуктов

      Внедрение Системы прослеживаемости позволит сделать этот путь «прозрачным» и предотвратит попадание на рынок опасных для здоровья людей пищевых продуктов.

      Создание  глубоко интегрированных цепей  поставки продовольствия, в том числе  продуктов высокой ценности, все  более востребованных потребителями  всех уровней дохода, является важной составляющей общих изменений в маркетинге продукции АПК и рассматривается в контексте концепции бережливого производства. Одним из основных положений бережливого производства является необходимость прозрачного бизнеса и информационных потоков.

      Обмен информацией должен осуществляться на всех этапах продуктовой цепочки, причем на каждом следующем этапе  нужна информация для идентификации  и контроля опасностей, влияющих на безопасность готового продукта. Обмен  информацией между потребителями  и поставщиками в отношении идентифицированных опасностей и мероприятий по управлению ими позволяет пояснить требования потребителей и поставщиков (например, оценить их выполнимость, а также определить воздействие идентифицированных опасностей и мероприятия по управлению производством конечной продукции).

      Данный  подход к проблеме управления качеством  дает возможность развить теорию управления качеством пищевых продуктов, поскольку в нем процесс формирования качества рассматривается полностью, начиная от производства сырья и заканчивая реализацией готовой продукции потребителю, и базируется на создании информационных технологий в непрерывном единстве с применением аналитического инструментария и современных достижениях прикладной математики. Кроме того, он основан на принципах целесообразности и преемственности.

      Таким образом, вопросы управления качеством  требуют совершенствования и  развития, особенно в части поэтапного его формирования:

      1)  основы прикладной теории обеспечения  продовольственной безопасности  России;

      2) управление качеством и безопасностью  пищевых продуктов, 

      3) управление качеством и безопасностью  сырья;

      4) управление качеством производственных  процессов;

      5) управление качеством услуг;

      6) разработка новых, совершенствование  качества существующих продуктов.

      Необходимость рассмотрения указанных разделов обусловлена  особенностью производства пищевых  продуктов. Выделенные центры (фокусы) формирования потребительских требований к качеству сырья, производственных процессов и услуг позволили  разработать методологию на каждом этапе следования продукта, начиная от его разработки и заканчивая реализацией потребителю. При этом подразумевается, что, если готовая продукция выпускается с учетом требований потребителя, то она будет конкурентоспособной.

      Последовательность и взаимосвязь предложенных разделов теории управления качеством основывается на системном подходе и рассмотрена как системная задача иерархического типа. Для ее решения создана система качества, объединяющая производителей сельскохозяйственного сырья, переработчиков, производителей пищевой продукции и услуг общественного питания (рис. 3.2), что позволит проследить качество продуктов, выпускаемых внутри системы качества и гарантирует его при реализации их потребителю.

      Рисунок 3.2 – Многоуровневая, иерархическая система управления качеством продуктов  
 

      Представленная  на рис. 3.2 многоуровневая система является принципиально новым образованием, по сравнению с отдельными составляющими ее элементами или их суммой.

      В то же время на каждом иерархическом уровне вводится свое понятие системы, соответствующее уровню рассмотрения. Это обусловливает предопределенность системной природы элементов и невозможность познания их вне системы, без учета взаимосвязей и взаимозависимостей. Структура системы, существующие в ней цепочки прямой и обратной связи, предопределяют поведение системы и возможные проблемы в процессе функционирования. Принцип системной динамики в данной работе проявляется в образовании причинных цепей предпосылок в получении некачественной продукции, которые вызваны взаимообусловленными факторами, в том числе и внутрисистемными и рассматриваются последовательно «от поля до прилавка».

      В качестве базовой теории при формировании процедуры оценки многоуровневой системы  были выбраны теория систем, методология классификации, основанная на декомпозиции, и причинно-следственный подход при управлении качеством пищевых продуктов.

      Итак, для успешного развития и заполнения соответствующих ниш рынка ЗАО «Мордовский бекон» Республики Мордовия необходимо, по нашему мнению, активно развиваться в направлении улучшения системы контроля качества продукции.

      Качество  сельскохозяйственной продукции представляет собой совокупность биологических  и потребительских свойств продукта, обладающего способностью удовлетворять индивидуальные запросы потребителя. Мировой опыт убеждает, что именно в условиях рыночной экономики и острой конкуренции, качество становится основой выживания товаропроизводителей, критерием оценки результативности их хозяйственной деятельности.

      Обеспечение конкурентоспособности предприятия  достигается благодаря соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования  факторов, воздействующих на эффективность  и конкурентоспособность производства.

      К основным принципам конкурентоспособности предприятия относятся: принципы превосходства качества товара на рынке; принципы преобладания товара на рынке; принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции; принцип экономической выгоды.

      Основными рыночными факторами, способствующими  повышению конкурентоспособности  отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являются: создание инфраструктуры рынка; сокращение количества посредников  в системе реализации продукции и переход преимущественно на кооперативные формы организации торгово-закупочной деятельности; увеличение вложений в сферу переработки продукции в целях расширения ее ассортимента и качества, позволяющих удовлетворять спрос потребителей ЗАО «Мордовский бекон» должно четко определить стратегию своего конкурентного поведения на соответствующем товарном рынке. Для этого предприятие должно найти свое конкурентное преимущество, что создаст для него определенное превосходство по сравнению с предприятиями-конкурентами. Важнейшие мероприятия по совершенствованию качества продукции в «Мордовском беконе» должны включатся в планы оргтехмероприятий предприятия (таблица 3.1).

      Таблица 3.1 - Мероприятия по улучшению качества производимой продукции на 2011 – 2012 гг.

       
Наименование  мероприятий Срок выполнения Ответственные за выполнение        
Проверка  средств измерения В течение года Начальник производства, главный механик        
Закрепление оборудования за обслуж. персона лом  и соблюдение графика смазки оборудования Постоянно Главный механик        
Провести  семинары с техниками- технологами, агрономами, животноводами Один раз  в год (июль) Инженер качеству        
Провести  технологическую учебу с рабочими Август Инженер по качеству        
Принимать сырье и отправлять продукцию  только с качественными удостоверениями и с сертификатами соответствия Постоянно Начальник отдела сбыта, зав. складом, диспетчера        
Усилить контроль за качеством поступающего сырья, в т.ч.   Инженер по качеству        
Усилить контроль за качеством дополн. сырья  поступающего на предприятие Каждая партия Начальник отдела снабжения        
Усилить контроль технологического процесса обработки  зерновых, дойки, и пр. Постоянно Техник-технолог        
Разработка  инструкций по обслуживанию оборудования По мере необходимости Главный механик        
Усилить контроль при транспортировке продукции Постоянно Экспедитор        
Контроль  вышеизложенных мероприятий   Директор предприятия        
 

      3.2 Оценка эффективности  предлагаемых мероприятий 

      В условиях конкурентного рынка и  ограниченности ресурсов предприятия  вынуждены делать стратегический выбор в пользу развития набора ключевых характеристик продукта, каждая из которых играет специфическую роль в процессе уникального контакта с потребителем. Создание уникального контакта с потребителем невозможно без интеграции управленческих процессов, охватывающих все этапы взаимодействия с потребителем.

      Для качественного утверждения стратегических позиций предприятия, входящие в  систему качества, должны объединить свои ключевые возможности в общий процесс управления потоком потребителей. При этом всякое предприятие, входящее в общую систему качества, выполняет свою роль и последовательно передает потребителя на следующий этап взаимодействия. Этот подход позволяет:

      1) объединить разработку потребительского  предложения и вопросы внутренней организации, устранить разрывы на отдельных этапах производства;

      2) обеспечить координацию стратегической  деятельности различных предприятий,  и как следствие взаимообусловленность  стратегии управления качеством.

      Такой подход к разработке стратегии учитывает динамику отношений предприятия и потребителя. Повышается возможность провести анализ потребительских потоков предприятия и его основных конкурентов, что дает возможность сравнивать результативность как отдельных участков на данном предприятии, так и с его конкурентами, определить «узкие места» и возможности для роста. Определяется стратегический ресурс предприятия, не доступный конкурентам, систематизируется работа по стратегическим направлениям развития предприятия. Моделируются и прогнозируются перспективные показатели качества и услуг.

      Если все запланированные мероприятия, намеченные в п.3.1, проводить добросовестно и в срок, то можно добиться снижения брака продукции (производственный брак можно снизить на 5%, а экспедиционный на 7%).

      Если в 2010 году производственный брак составил 3278,7 кг, то после проведения мероприятия производственный брак можно снизить на 5% и в конце 2011 года он снизится на 163,9 кг и составит 3114,8 кг; экспедиционный брак может снизиться на 243,3 кг и составить на конец 2011 года 3231,9 кг. Суммарное снижение брака (производственный и экспедиционный) составит 407,2 кг.

Информация о работе Контроль качества в растениеводстве