Конституционные основы организации государственной власти в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение современного государственного устройства Японии, превращение ее с дуалистической монархии в парламентскую монархию.
Задачами работы являются: расширение знаний по дисциплине «Система ГМУ» ", в частности знаний государственного устройства Японии. Сравнение государственного устройства Японии на различных этапах её истории и конкретное рассмотрение формы государственного устройства, конституционных основ организации государственной власти Японии (глава государства, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, местное самоуправление.)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..............2

Глава1. Эволюция формы правления в Японии.
1.1 Конституционный строй в период правления династии Тэнно (конец 19в.). Конституция 1889г……………………………………………………..3-6
Конституционные реформы под давлением США.
Конституция 1947г…………………………………………………………....6-9
Глава 2. Форма государства Япония.
2.1 Форма правления в Японии……………………………………………...9-11
2.2 Территориальное устройство и государственный режим Японии….11-12
Глава3. Конституционные основы организации государственной власти в Японии
3.1 Глава государства……………………………………………………….12-14
3.2 Законодательная власть…………………………………………………14-18
3.3 Исполнительная власть………………………………………………….18-25
3.4 Судебная власть………………………………………….………………25-30
3.5 Местное самоуправление………………………………………………..30-34
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.Организация ГМУ в Японии.docx

— 136.69 Кб (Скачать)

Особое внимание в Японии уделяется обмену опытом, взаимным посещениям официальных представителей органов местного самоуправления аналогичных  органов других населенных пунктов  или префектур. На указанные цели специально предусматривается выделение  финансовых средств из местного бюджета. В частности, на ознакомительные  поездки в другие префектуры для  изучения опыта работы депутаты получают ежегодные доплаты в размере 380 тыс. иен (около 4,7 тыс. долл.).

Местные собрания работают в сессионном порядке. Ежегодно созываются четыре сессии. На весенней сессии утверждается местный бюджет, подготовленный исполнительным органом (такая сессия обычно длится 20-28 дней). На осенней сессии заслушивается  отчет губернатора, мэра, старосты по итогам минувшего финансового года и об исполнении местного бюджета.

Для подготовки целого ряда документов, экспертных заключений, проверок и выполнения других функций по обеспечению  работы представительных собраний местного самоуправления создаются вспомогательные  органы, прежде всего небольшие секретариаты.

Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют : в префектурах - губернаторы, в городах - мэры , в поселках и  деревнях - старосты .[14]  С одной стороны, будучи избранными местным населением, они осуществляют местную исполнительную власть конкретной политико-административной единицы. С другой стороны, они рассматриваются и как органы государства, так как ряд функций государственного управления им делегирован центральными ведомствами.

В отличие от многих других демократических государств в Японии в течение длительного периода  времени не было четко отлаженных отношений между центральным  правительством и местными властями. Последние имели свою компетенцию  в пределах, предусмотренных местной  автономией, и центральные органы власти не имели возможности эффективно влиять на местные дела и через  координацию и другие рычаги воздействия  проводить государственную политику в масштабах всего государства. В частности, в Японии долгое время  не было государственных органов, подобных по своему правовому статусу префектам  Франции и представляющих государство  на местном уровне. Придание губернаторам и мэрам двойного статуса позволило  решить эту проблему.

Местная администрация имеет  достаточно сложную структуру, особенно на префектуральном уровне. В префектуре губернатор с согласия префектурального собрания назначает вице-губернатора. Мэр города также с согласия городского собрания назначает себе заместителя. Кроме того, у губернатора и  мэра имеются и функциональные помощники, например, главный казначей в префектуре и казначей в городах, поселках и  общинах. В небольших поселках и  общинах его обязанности обычно возлагаются на помощника старосты.

Помимо указанных должностных  лиц в администрации префектур  имеются структурные подразделения: департаменты, отделы. Так, в столичной  префектуре создано 10 департаментов, на Хоккайдо - 9 отделов. Численность отделов  остальных префектуральных администраций  зависит от численности населения. В префектурах с населением свыше 2,5 млн. человек учреждается 8 отделов, с населением от 1 до 2,5 млн. - 6 отделов, с населением до 1 млн. - 4 отдела.

Наиболее типичны в  администрациях префектур с населением свыше 2,5 млн. жителей отделы:

1) общих дел, занимающийся  кадрами, общими вопросами функционирования  префектурального собрания и  префектуры, бюджетом, налогами и  прочими финансовыми вопросами,  а также вопросами, касающимися  единиц местного самоуправления, статистики и информации;

2) народной жизни, занимающийся  социальным благосостоянием и  социальным обеспечением;

3) здравоохранения, ведающий  страховыми центрами и страховой  медициной;

4) торговли и промышленности, занимающийся распределением ресурсов  и регулированием цен;

5) сельского и лесного  хозяйства, в чьей компетенции  регулирование земельных отношений,  освоение земель и переселение,  а также распределение сельскохозяйственной  продукции;

6) труда, ведающий трудовыми  вопросами, включая вопросы профсоюзов;

7) инженерный, занимающийся  дорогами, городским планированием,  портовыми и другими инженерными  сооружениями;

8) строительный, занимающийся  вопросами жилищного и иного  строительства.

Глава местной администрации  имеет целый ряд прав в различных  сферах местного самоуправления. В  законодательной сфере он созывает местное собрание на очередные и  внеочередные сессии, имеет право  вето по отношению к решениям собраний (вето преодолевается вторичным принятием  решения собранием большинством в 2/3 голосов), право досрочного роспуска собраний при определенных условиях (в этом случае он обязан назначить  дату новых выборов).

В исполнительной сфере он руководит аппаратом местной  администрации и исполнением  местных решений и общегосударственных  законов и актов центральной  исполнительной власти. Именно в ходе осуществления полномочий в этой сфере в максимальной степени  проявляется двойное назначение главы местной исполнительной власти. Списки порученных полномочий, включенные в качестве приложений в Закон  о местном самоуправлении, достаточно внушительны. В них все четко  расписано. В частности, губернаторы  ведают решением 126 вопросов, мэры крупных  городов - 28, главы других городов  и поселков - 51 вопроса.

За осуществление делегированных полномочий главы местной администрации  несут ответственность перед  соответствующими министрами. Это нельзя рассматривать как ограничение  местной автономии, во-первых, потому, что каждое из подобных поручений  центра должно основываться на положении  закона, в котором установлена  процедура разрешения конфликтов между  министром и губернатором префектуры (включая судебное разбирательство), а во-вторых, потому, что губернатор префектуры, мэр города имеет право  отменять или приостанавливать действие актов государственного органа, учрежденного на территории данного политико-территориального образования. Само учреждение государственного органа на местах должно согласовываться  с местными властями.

Исполняя вышестоящие  законы и указания правительства  или же местные законы и постановления, губернатор префектуры или мэр города издает собственные решения, обязательные к исполнению на территории местного политико-территориального образования. Если какие-то решения требуют одобрения  местного собрания, то он обязан представлять последнему проекты таких документов.

В финансовой сфере глава  местной администрации вправе формировать  и исполнять местный бюджет, устанавливать  и собирать местные налоги и прочие денежные сборы, передавать на одобрение  местному собранию отчет об исполнении бюджета, назначать ревизию счетов.

В хозяйственной сфере  он вправе приобретать в муниципальную  собственность имущество, осуществлять контроль и управление им, контролировать создание и эффективность деятельности муниципальных предприятий коммунального  хозяйства, местной промышленности и сельского хозяйства.

Все должностные лица общей  компетенции (губернаторы, мэры и др.) вправе на своей территории приостанавливать исполнение актов центральных органов  администрации (но не правительства).

Кроме того, закон о местной  автономии предусматривает возможность  для избирателей непосредственно  участвовать в управлении соответствующей  административно-территориальной единицей:

1) не менее 1/15 избирателей  имеют право потребовать от  главы администрации соответствующей  единицы представить в местное  собрание проект определенного  решения, если оно не касается  налогов и финансов. Для рассмотрения  этого проекта глава администрации  должен в течение 20 дней созвать  собрание;

2) если должностные лица  исполнительной власти выполняют  свои обязанности недостаточно  активно, избиратели в таком  же порядке могут потребовать  от главы администрации обеспечить  лучшее выполнение ими обязанностей;

3) не менее 1/3 избирателей  могут войти в комиссию по  контролю за выборами с предложением  о роспуске собрания. Комиссия  должна вынести этот вопрос  на народное голосование. Если  требование инициаторов будет  одобрено абсолютным большинством  голосов избирателей, собрание  распускается;

4) в таком же порядке  могут быть отозваны выборные  должностные лица исполнительной  власти. Как и досрочный роспуск  собрания, этот вопрос может быть  решен только по истечении  одного года с момента начала  их деятельности.

 

 

 

 

 

Заключение

Используя знания исторического  прошлого, в данном случае историю  государства и права зарубежных стран, в познании современного - есть важный способ приобретения правоведческих знаний с учетом специфики различных  режимов и стран континента.

Между тем, в работе главное  внимание уделено не только истории, но и последней Конституции Японии 1947 года, согласно которой эта страна имеет свой Парламент, отказывается от войска и создания регулярных вооруженных  сил. Вместе с тем, страна имеет хорошо экипированный и резервной полицейский  корпус, по расходам на который Япония занимает 7 место в мире. В Японии парламентарная монархия (1947 г.). До этого  года была дуалистической монархией. Сейчас полномочия императора сведены до минимума. Существенным выводом нашей работы является то, что форма правления  оказывает огромное влияние на взаимоотношения  между органами власти. Но исторически  сложилось так, что сначала возникает  форма правления. Эта форма правления  эволюционирует, когда принимается  новая Конституция, где дается характеристика измененный формы правления. На наш взгляд, очень интересным является положение о депутатах парламента Японии, в частности, о нарушении дисциплины депутатами. Хотя они неприкосновенны, но подлежат наказаниям:

1) предупреждение, оглашаемое  в зале заседания;

2) предложение принести  извинения;

3) при остановка посещений  заседаний;

4) исключение из палаты.

Характерным для Японии является особенность государственной службы чиновников: а) система "пожизненного найма", предполагающая длительную (до ухода на пенсию) службу в одной  организации. За это - увеличения размера  вознаграждения от непрерывного стажа  работы, т.е. Отсутствуют межведомственные перемещения чиновников, (только внутри ведомства); б) традиционная почитаемость чиновника, одна из слагаемых успехов Японии в экономической сфере. Большое значение имеет японский менталитет: трудолюбие, коллективизм, преклонение перед авторитетом, потребность в гармонизации межличностных отношений, стремление к самосовершенствованию и т.д. Чтобы стать чиновником, надо сдать обязательно конкурсной экзамен. Только, кто на "особой службе" - экзамены не сдают.

Что касается судебной системы  власти в Японии, то она характеризуется  традиционным консерватизмом.

В отличие от многих других демократических государств, в Японии в течение длительного периода  времени не было четко отлаженных отношений между центральным  правительством и местными властями. Центральные органы не могли эффективно влиять на местные дела и проводить  единую политику в масштабах всего  государства. Такое состояние, с  одной стороны давало положительные  результаты по развитию регионов. С  другой - был недостаток координации  государственной политики. Сейчас этот вопрос решен губернатором и мэром, определён двойной статус.

Таким образом, предоставленный  в курсовой работе материал, частично дает ответ на вопрос о том, как Япония, потерпев катастрофическое поражение во второй мировой войне, в исторически короткое сроки послевоенного развития, достигла колоссальных успехов в деле модернизации экономики и обществе в целом, обеспечив себе место среди ведущих стран мира.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

[1]Пэры (от лат. pares — равные) — первоначально высшие вассалы, имевшие право судиться исключительно судом равных себе; затем в целом ряде стран (Великобритании, Франции, Японии) этим термином обозначали лиц, принадлежавших к высшему дворянству, а с появлением парламентов пэры получили право заседать в их верхних палатах.

Палата пэров состояла, согласно положениям Закона о Палате пэров, из следующих лиц:

— принцев императорского дома,

— герцогов и князей, достигших 25-летнего возраста,

— остальных трех категорий  дворян: графов, виконтов и баронов, достигших 30-летнего возраста (150 представителей указанной категории Император  назначал сроком на 7 лет),

— четырех пэров, избранных  Академией наук сроком на 7 лет,

— 125 членов, которые имели  особые заслуги перед государством или выделились своими научными познаниями и назначались указом Императора пожизненно,

— 66 членов, которые избирались крупными землевладельцами, промышленниками  или торговцами, платящими наибольшие налоги в отдельном крупном городе или префектуре.

[2] Конституция Японии, ст. 4 \\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М.,1992, 270 с.

[3]Конституция Японии, ст. 3 \\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М.,1992, 270 с.

[4] Конституция Японии, ст. 41 \\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М.,1992, 275 с.

[5] Конституция Японии, ст. 65 \\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М., 1992, 278 с.

[6]Конституция Японии, ст. 66 \\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М., 1992, 278 с.

[7] Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Япония, Бразилия: учебное пособие / под ред. В. В. Маклакова. – М.:Волтерс Клувер, 2010. – 656с.

Информация о работе Конституционные основы организации государственной власти в Японии