Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель данной работы - изучение современного государственного устройства Японии, превращение ее с дуалистической монархии в парламентскую монархию.
Задачами работы являются: расширение знаний по дисциплине «Система ГМУ» ", в частности знаний государственного устройства Японии. Сравнение государственного устройства Японии на различных этапах её истории и конкретное рассмотрение формы государственного устройства, конституционных основ организации государственной власти Японии (глава государства, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, местное самоуправление.)
Введение……………………………………………………………………………………………..............2
Глава1. Эволюция формы правления в Японии.
1.1 Конституционный строй в период правления династии Тэнно (конец 19в.). Конституция 1889г……………………………………………………..3-6
Конституционные реформы под давлением США.
Конституция 1947г…………………………………………………………....6-9
Глава 2. Форма государства Япония.
2.1 Форма правления в Японии……………………………………………...9-11
2.2 Территориальное устройство и государственный режим Японии….11-12
Глава3. Конституционные основы организации государственной власти в Японии
3.1 Глава государства……………………………………………………….12-14
3.2 Законодательная власть…………………………………………………14-18
3.3 Исполнительная власть………………………………………………….18-25
3.4 Судебная власть………………………………………….………………25-30
3.5 Местное самоуправление………………………………………………..30-34
Заключение.
Особое внимание в Японии уделяется обмену опытом, взаимным посещениям официальных представителей органов местного самоуправления аналогичных органов других населенных пунктов или префектур. На указанные цели специально предусматривается выделение финансовых средств из местного бюджета. В частности, на ознакомительные поездки в другие префектуры для изучения опыта работы депутаты получают ежегодные доплаты в размере 380 тыс. иен (около 4,7 тыс. долл.).
Местные собрания работают в сессионном порядке. Ежегодно созываются четыре сессии. На весенней сессии утверждается местный бюджет, подготовленный исполнительным органом (такая сессия обычно длится 20-28 дней). На осенней сессии заслушивается отчет губернатора, мэра, старосты по итогам минувшего финансового года и об исполнении местного бюджета.
Для подготовки целого ряда документов, экспертных заключений, проверок и выполнения других функций по обеспечению работы представительных собраний местного самоуправления создаются вспомогательные органы, прежде всего небольшие секретариаты.
Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют : в префектурах - губернаторы, в городах - мэры , в поселках и деревнях - старосты .[14] С одной стороны, будучи избранными местным населением, они осуществляют местную исполнительную власть конкретной политико-административной единицы. С другой стороны, они рассматриваются и как органы государства, так как ряд функций государственного управления им делегирован центральными ведомствами.
В отличие от многих других
демократических государств в Японии
в течение длительного периода
времени не было четко отлаженных
отношений между центральным
правительством и местными властями.
Последние имели свою компетенцию
в пределах, предусмотренных местной
автономией, и центральные органы
власти не имели возможности эффективно
влиять на местные дела и через
координацию и другие рычаги воздействия
проводить государственную
Местная администрация имеет достаточно сложную структуру, особенно на префектуральном уровне. В префектуре губернатор с согласия префектурального собрания назначает вице-губернатора. Мэр города также с согласия городского собрания назначает себе заместителя. Кроме того, у губернатора и мэра имеются и функциональные помощники, например, главный казначей в префектуре и казначей в городах, поселках и общинах. В небольших поселках и общинах его обязанности обычно возлагаются на помощника старосты.
Помимо указанных должностных
лиц в администрации префектур
имеются структурные
Наиболее типичны в администрациях префектур с населением свыше 2,5 млн. жителей отделы:
1) общих дел, занимающийся
кадрами, общими вопросами
2) народной жизни, занимающийся социальным благосостоянием и социальным обеспечением;
3) здравоохранения, ведающий
страховыми центрами и
4) торговли и промышленности,
занимающийся распределением
5) сельского и лесного
хозяйства, в чьей компетенции
регулирование земельных
6) труда, ведающий трудовыми
вопросами, включая вопросы
7) инженерный, занимающийся
дорогами, городским планированием,
портовыми и другими
8) строительный, занимающийся вопросами жилищного и иного строительства.
Глава местной администрации имеет целый ряд прав в различных сферах местного самоуправления. В законодательной сфере он созывает местное собрание на очередные и внеочередные сессии, имеет право вето по отношению к решениям собраний (вето преодолевается вторичным принятием решения собранием большинством в 2/3 голосов), право досрочного роспуска собраний при определенных условиях (в этом случае он обязан назначить дату новых выборов).
В исполнительной сфере он
руководит аппаратом местной
администрации и исполнением
местных решений и
За осуществление
Исполняя вышестоящие законы и указания правительства или же местные законы и постановления, губернатор префектуры или мэр города издает собственные решения, обязательные к исполнению на территории местного политико-территориального образования. Если какие-то решения требуют одобрения местного собрания, то он обязан представлять последнему проекты таких документов.
В финансовой сфере глава местной администрации вправе формировать и исполнять местный бюджет, устанавливать и собирать местные налоги и прочие денежные сборы, передавать на одобрение местному собранию отчет об исполнении бюджета, назначать ревизию счетов.
В хозяйственной сфере
он вправе приобретать в муниципальную
собственность имущество, осуществлять
контроль и управление им, контролировать
создание и эффективность деятельности
муниципальных предприятий
Все должностные лица общей компетенции (губернаторы, мэры и др.) вправе на своей территории приостанавливать исполнение актов центральных органов администрации (но не правительства).
Кроме того, закон о местной
автономии предусматривает
1) не менее 1/15 избирателей
имеют право потребовать от
главы администрации
2) если должностные лица
исполнительной власти
3) не менее 1/3 избирателей
могут войти в комиссию по
контролю за выборами с
4) в таком же порядке
могут быть отозваны выборные
должностные лица
Заключение
Используя знания исторического прошлого, в данном случае историю государства и права зарубежных стран, в познании современного - есть важный способ приобретения правоведческих знаний с учетом специфики различных режимов и стран континента.
Между тем, в работе главное
внимание уделено не только истории,
но и последней Конституции Японии
1947 года, согласно которой эта страна
имеет свой Парламент, отказывается
от войска и создания регулярных вооруженных
сил. Вместе с тем, страна имеет хорошо
экипированный и резервной
1) предупреждение, оглашаемое в зале заседания;
2) предложение принести извинения;
3) при остановка посещений заседаний;
4) исключение из палаты.
Характерным для Японии является
особенность государственной
Что касается судебной системы власти в Японии, то она характеризуется традиционным консерватизмом.
В отличие от многих других демократических государств, в Японии в течение длительного периода времени не было четко отлаженных отношений между центральным правительством и местными властями. Центральные органы не могли эффективно влиять на местные дела и проводить единую политику в масштабах всего государства. Такое состояние, с одной стороны давало положительные результаты по развитию регионов. С другой - был недостаток координации государственной политики. Сейчас этот вопрос решен губернатором и мэром, определён двойной статус.
Таким образом, предоставленный в курсовой работе материал, частично дает ответ на вопрос о том, как Япония, потерпев катастрофическое поражение во второй мировой войне, в исторически короткое сроки послевоенного развития, достигла колоссальных успехов в деле модернизации экономики и обществе в целом, обеспечив себе место среди ведущих стран мира.
Список используемой литературы:
[1]Пэры (от лат. pares — равные) — первоначально высшие вассалы, имевшие право судиться исключительно судом равных себе; затем в целом ряде стран (Великобритании, Франции, Японии) этим термином обозначали лиц, принадлежавших к высшему дворянству, а с появлением парламентов пэры получили право заседать в их верхних палатах.
Палата пэров состояла, согласно положениям Закона о Палате пэров, из следующих лиц:
— принцев императорского дома,
— герцогов и князей, достигших 25-летнего возраста,
— остальных трех категорий дворян: графов, виконтов и баронов, достигших 30-летнего возраста (150 представителей указанной категории Император назначал сроком на 7 лет),
— четырех пэров, избранных Академией наук сроком на 7 лет,
— 125 членов, которые имели особые заслуги перед государством или выделились своими научными познаниями и назначались указом Императора пожизненно,
— 66 членов, которые избирались крупными землевладельцами, промышленниками или торговцами, платящими наибольшие налоги в отдельном крупном городе или префектуре.
[2] Конституция Японии, ст. 4 \\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М.,1992, 270 с.
[3]Конституция Японии, ст. 3 \\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М.,1992, 270 с.
[4] Конституция Японии, ст. 41 \\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М.,1992, 275 с.
[5] Конституция Японии, ст. 65 \\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М., 1992, 278 с.
[6]Конституция Японии, ст. 66 \\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М., 1992, 278 с.
[7] Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Япония, Бразилия: учебное пособие / под ред. В. В. Маклакова. – М.:Волтерс Клувер, 2010. – 656с.
Информация о работе Конституционные основы организации государственной власти в Японии