Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель данной работы - изучение современного государственного устройства Японии, превращение ее с дуалистической монархии в парламентскую монархию.
Задачами работы являются: расширение знаний по дисциплине «Система ГМУ» ", в частности знаний государственного устройства Японии. Сравнение государственного устройства Японии на различных этапах её истории и конкретное рассмотрение формы государственного устройства, конституционных основ организации государственной власти Японии (глава государства, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, местное самоуправление.)
Введение……………………………………………………………………………………………..............2
Глава1. Эволюция формы правления в Японии.
1.1 Конституционный строй в период правления династии Тэнно (конец 19в.). Конституция 1889г……………………………………………………..3-6
Конституционные реформы под давлением США.
Конституция 1947г…………………………………………………………....6-9
Глава 2. Форма государства Япония.
2.1 Форма правления в Японии……………………………………………...9-11
2.2 Территориальное устройство и государственный режим Японии….11-12
Глава3. Конституционные основы организации государственной власти в Японии
3.1 Глава государства……………………………………………………….12-14
3.2 Законодательная власть…………………………………………………14-18
3.3 Исполнительная власть………………………………………………….18-25
3.4 Судебная власть………………………………………….………………25-30
3.5 Местное самоуправление………………………………………………..30-34
Заключение.
Заседатели в японском судопроизводстве не участвуют.
Конституция также гарантирует публичность судебных действий: разбирательство дел в судах и объявление решений производится в открытых заседаниях. Однако если суд единогласно решает, что гласность представляет опасность для публичного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях. Таким образом, для проведения закрытого судебного законодательства необходимо обязательное сочетание двух обстоятельств: установление наличия опасности публичного судебного разбирательства для публичного порядка или морали и единогласного голосования по этому вопросу всех судей. При этом дела о политических преступлениях, о преступлениях, связанных с печатью, или дела, в которых затрагиваются права граждан, гарантированные главой III Конституции, ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться при закрытых дверях. [10]
В конце 2010г. будет отмечаться 120-летний юбилей рождения современной юстиции в Японии. Как уже упоминалось, возглавляет судебную систему Японии Верховный суд, который состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров. Это суд высшей инстанции, который полномочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Главный судья Верховного суда назначается Императором по представлению Кабинета. Выше мы уже обращали внимание на такую особенность статуса членов Верховного суда Японии, как пересмотр назначения их народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр - при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно (ст.79, 81 Конституции).
Народному пересмотру в ходе
всеобщих парламентских выборов
обычно подлежат кандидатуры более
6 судей. Например, в ходе парламентских
выборов 20 октября 1996 г. процедуру пересмотра
проходили 9 судей, которые были назначены
за должность после всеобщих парламентских
выборов 1993 г. после первого
Наиболее распространенный способ прекращения полномочий, предусмотренный для членов Верховного суда Конституцией и Законом о Верховном суде, - уход в отставку по достижении 70-летнего возраста. Поскольку большинство членов Верховного суда на момент их назначения на должность имеют возраст более 60 лет, то продолжительность их карьеры в этом качестве редко превышает десятилетие. Изучение предшествующего опыта работы судей до момента их назначения в верховный судебный орган показало, что треть (шесть судей в данное время) были так называемыми карьерными или профессиональными судьями нижестоящих судов, треть (четверо в настоящее время) были частнопрактикующими юристами. Из остальных пяти судей двое были карьерными государственными прокурорами, один был карьерным дипломатом в ранге посла, один служил в качестве генерального директора в законодательном бюро Кабинета министров и последний был профессором права.
Компетенция Верховного суда распространяется на всю территорию страны и условно может быть разделена на три основные сферы: рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел; судебное управление; осуществление конституционного контроля.
Высший судебный орган Японии является последней инстанцией для рассмотрения всех гражданских, уголовных и административных дел. Суд окончательно разрешает по второй инстанции дела о преступлениях против государства, а по третьей инстанции - остальные уголовные и гражданские дела. При этом простые дела рассматриваются членами любого из трех отделений.
Верховный суд также осуществляет
определенные полномочия судебного
управления в соответствии с традициями
судебного централизма данной страны.
В этом качестве он обобщает судебную
практику, издает руководящие указания
для нижестоящих судов, а также
положения о прокуратуре при
судах, акты о судебной дисциплине и
об управлении судами (акты, имеющие
административный характер). Он наделен
также властью устанавливать
правила процедуры
Важную административную роль в управлении судебной системой играет генеральный секретариат Верховного суда. При Верховном суде действуют на постоянной основе юридические курсы, имеющие исключительно большое значение для подготовки кадров не только для судебных, но и для других юридических органов.
Решения, касающиеся принципиальных положений руководящих указаний и других важных вопросов управления, принимаются особой коллегией, состоящей из членов Верховного суда и других высших судов Японии. При этом Верховный суд может делегировать судам низших инстанций право устанавливать правила своей процедуры.
Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством главного судьи или в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляют 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на англосаксонской системе права, но не соблюдается нижестоящими судами.
Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 судей. В случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в Парламент и в Кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск о неконституционности акта подается в суд первой инстанции.
Верховный суд Японии, в
отличие от большинства европейских
конституционных судов, не имеет
дела исключительно с
Японские юристы отмечают большую консервативность Верховного суда. Так, профессор Е. Нода отмечает: "В первые двадцать пять лет своей деятельности он признал неконституционным только одно положение закона. С 1948 по 1956 гг. он рассмотрел в общей сложности 41 991 иск о конституционности - более чем 5000 исков в год!"[11]
Исследовательские секретари имеются также в высших и окружных судах. В окружных судах они проводят расследование только в отношении дел, касающихся налогов и промышленной собственности. Исследовательские секретари, избранные из числа судей, приостанавливают свой судейский статус на весь срок нахождения в этом качестве.
В рамках традиционной для
Японии централизации в отношении
"управления правосудием" Конституция
(часть первая ст.80) устанавливает, что
судьи судов низших инстанций
назначаются Кабинетом
Высшие суды (всего 8, имеют
6 отделений) суды первой инстанции
по делам о государственной измене
и другим преступлениям против государства,
а также апелляционной
Окружные суды (всего их 50, имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел, а также являются апелляционной инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Они расположены в каждой из 47 префектур. Дела рассматриваются чаще всего судьей единолично либо коллегией из трех судей, если дело касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, которое наказывается лишением свободы" на срок более одного года. Законодатель стремится вывести судей этих судов, насколько возможно, из-под влияния местных властей. В этих целях границы судебных округов построены таким образом, чтобы они не совпадали с границами территориальных единиц местного самоуправления[12].
Суды по семейным делам
имеют такую же структуру, как
и окружные суды, и действуют при
окружных судах и их отделениях.
Они выполняют примирительные функции
и выносят решения по делам, связанным
с семейным правом, спорами о наследстве,
рассматривают мелкие уголовные
преступления, совершенные
Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражданские дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен и мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.
Прокуратура действует на
основе Закона о прокуроpax 1947 г. Определенное
противоречие между принципом независимости
прокуратуры и
Прокуроры должны следовать правилам, установленным Верховным судом. Согласно этим правилам, основные функции прокуратуры включают следующее: предварительное (досудебное) расследование наиболее важных и сложных уголовных дел; разрешение ряда уголовных дел без передачи их на судебное рассмотрение (эта процедура, именуемая "отсрочкой возбуждения обвинения", применяется даже при наличии улик, достаточных для направления дела в суд); возбуждение судебного преследования; поддержание обвинения в суде; надзор за разрешением мелких дел полицией; общий надзор за следствием в органах полиции; надзор за исполнением наказаний, назначенных судом. [13] Существуют комиссии по контролю за деятельностью прокуратуры. Они создаются из представителей населения и имеют ограниченную компетенцию: прокурор "учитывает" мнение комиссии, которое, однако, его не обязывает.
3.5 Местное самоуправление
Как уже говорилось, в
стране существует двухзвенная иерархическая
система территориально-
Граждане Японии избирают
сроком на четыре года органы самоуправления
политико-территориальных
Согласно ст.94 Конституции
местные органы публичной власти
имеют право управлять своим
имуществом, вести дела и осуществлять
административное управление, издавая
в пределах закона свои постановления.
В таких постановлениях они могут
не только устанавливать определенные
правила поведения, обязательные в
пределах соответствующей территории,
но и предусматривать различные
виды наказания за их нарушение, в
том числе и уголовные. Помимо
этих так называемых собственных
полномочий центральные ведомства
вправе делегировать местному самоуправлению
осуществление некоторых
Установленные Конституцией
общие положения о компетенции
органов местного самоуправления в
дальнейшем были конкретизированы и
сформулированы в виде полномочий по
конкретным направлениям и сферам деятельности.
В частности, собственную компетенцию
органов местного самоуправления составляют:
поддержание общественного
В отличие от парламентариев депутаты представительных органов местного самоуправления иммунитетом не обладают. Депутаты-профессионалы получают жалованье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ведением депутатских дел, в том числе ежегодные доплаты на исследовательскую работу по вопросам местного самоуправления.
Информация о работе Конституционные основы организации государственной власти в Японии