Конституционные основы организации государственной власти в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение современного государственного устройства Японии, превращение ее с дуалистической монархии в парламентскую монархию.
Задачами работы являются: расширение знаний по дисциплине «Система ГМУ» ", в частности знаний государственного устройства Японии. Сравнение государственного устройства Японии на различных этапах её истории и конкретное рассмотрение формы государственного устройства, конституционных основ организации государственной власти Японии (глава государства, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, местное самоуправление.)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..............2

Глава1. Эволюция формы правления в Японии.
1.1 Конституционный строй в период правления династии Тэнно (конец 19в.). Конституция 1889г……………………………………………………..3-6
Конституционные реформы под давлением США.
Конституция 1947г…………………………………………………………....6-9
Глава 2. Форма государства Япония.
2.1 Форма правления в Японии……………………………………………...9-11
2.2 Территориальное устройство и государственный режим Японии….11-12
Глава3. Конституционные основы организации государственной власти в Японии
3.1 Глава государства……………………………………………………….12-14
3.2 Законодательная власть…………………………………………………14-18
3.3 Исполнительная власть………………………………………………….18-25
3.4 Судебная власть………………………………………….………………25-30
3.5 Местное самоуправление………………………………………………..30-34
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.Организация ГМУ в Японии.docx

— 136.69 Кб (Скачать)

В ноябре 1945 г. была упразднена должность хранителя печати, который  был весьма могущественным лицом  в военном Правительстве Японии.

В феврале 1946 г. был опубликован  проект Конституции, разработанный  японским правительством. Он лишь незначительно  отличался от Конституции 1889 г. Поэтому  в штабе американских оккупационных  войск был разработан другой проект, опубликованный в марте. При его  составлении были использованы положения  конституционного права Великобритании и США, частный проект Конституции, подготовленный группой японских интеллигентов  на базе Веймарской конституции Германии 1919 г., и др. По образному выражению  известного японского государствоведа X. Масаясу, "процесс принятия новой  Конституции был похож на соревнование по перетягиванию каната между оккупационными властями и консервативными силами Японии в рамках границ, очерченных международным и внутрияпонским общественным мнением"*.

*Цит. по: Инако Ц. Указ. соч. С.71.

В апреле 1946 г. прошли парламентские  выборы на основе правил, установленных  приказом главнокомандующего. Впервые  в выборах приняли участие  женщины. Соперничали главным образом  несколько крупных политических партий, а всего к концу 1946 г. было зарегистрировано более 120 партий. Большинство  мест в новой нижней палате Парламента получили центристские партии: Либеральная (30%) и Прогрессивная (20%). Социалистическая партия получила 20% мест. Первые две  партии сформировали новое правительство.

Можно выделить следующие  особенности действующей конституции 1947 г. (и ее отличие от прежней  конституции 1889 г.):

закреплен принцип народного  суверенитета;

сохранена конституционная  монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно  ограничены;

высшим органом государственной  власти объявлен парламент;

ликвидирована наследственная Палата пэров парламента[1];

предусмотрена двухпалатная структура парламента, состоящего из двух выборных палат Палаты представителей и Палаты советников;

парламенту предоставлено  право формировать правительство;

правительство стало ответственным  перед парламентом, а не перед  императором;

ликвидированы сословия (пэры, князья и т.д.)

закреплены основополагающие права и свободы человека;

Также, к особенностям Конституции 1947 года относится наиболее четкое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и  принципа пацифизма.

Принцип народного  суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в ст.1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст.41).

Конституция содержит широкий  перечень личных, политических и социально-экономических  прав и свобод граждан.

Особое значение имеет 9-я  статья Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и  создания регулярных вооруженных сил. Включение в Конституцию данной статьи имело целью предотвратить  возрождение японского милитаризма.9-я  статья Конституции является, пожалуй, самой проблемной. С одной стороны, она служит объектом неутихающей  критики реакционных сил, с другой - выступает препятствием для осуществления  Японией своих международных  обязательств, таких, как участие  Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным  участием в миротворческих миссиях (Камбоджа, Мозамбик, Руанда) и в спасательных операциях при стихийных бедствиях. На сегодняшний день функцию вооруженных  сил выполняют японские силы самообороны, созданные в июле 1950 года в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Корейском  полуострове. Это мощная, хорошо обученная  и прекрасно экипированная армия  численностью 130 тысяч человек, по расходам на которую страна занимает седьмое  место в мире, хотя и осуществляется это всего в пределах 1% ВНП.

Контроль за соблюдением Конституции возложен на суды. Конституция не запрещает низшим судам осуществлять конституционный контроль, но устанавливает, что окончательное решение по подобным вопросам принимает только Верховный суд. Юридической основой для института конституционного контроля является норма ст.98, провозгласившая Конституцию верховным законом страны и указавшая, что никакие законы, указы и иные государственные акты, противоречащие основному закону в целом или частично, не имеют законной силы. Последствиями вынесенного Верховным судом решения является неприменение нормы, признанной неконституционной.

До сих пор Конституция 1947 г. ни разу не подвергалась пересмотрам, хотя вопрос об отмене или пересмотре отдельных ее статей стоял буквально  с первых дней ее обнародования. Критика  в основном касалась "импортного", навязанного стране характера

Конституции. Наиболее острая борьба развертывалась вокруг отмены или изменения "мирной" 9-й статьи, в отношении которой применяется  расширительное толкование Конституции. Одна из причин конституционной стабильности Японии - "жесткий" порядок изменения  основного закона, установленный  ст.96. Для изменения Конституции, осуществляемого по инициативе Парламента, требуется согласие не менее двух третей общего числа членов обеих  палат. Одобренные таким образом  поправки затем представляются на специальный  референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов (способ ратификации определяется решением Парламента). Существующий в Японии баланс политических сил не позволяет  партиям, выступающим за изменение  Конституции, достичь в Парламенте необходимого для этого кворума.

 
Глава 2. Форма государства  Япония

 

 

2.1 Форма правления  в Японии

Форма правления - это способ организации институтов высшей власти, принципы взаимодействия между ними и роль населения в их формировании. Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами: способ формирования органов высшей власти; строение органов власти; принципы взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти; взаимодействие между властью и гражданами и тем, насколько структура власти обеспечивает свободу населения.

Эти характеристики определяются конституцией, ее организационной функцией. Конституция закрепляет структуру  государственного механизма, распределение  компетенции между государственными органами по вертикали и по горизонтали, а также устанавливает отношения  между органами государственной  власти.

Характер формы правления, существующей в государстве, зависит  от организации верховной государственной  власти, точнее, - от определения правового  положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. Тем не менее форма правления  существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру  государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.

Монархия представляет собой  такую форму правления, при которой  верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в  установленном порядке престолонаследия. Историческим предшественником современной  буржуазной монархии является монархия абсолютная. Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты  государственной власти в руках  монарха, отсутствие каких-либо представительных учреждений.

В современных странах  абсолютная монархия эволюционировала в конституционную, которая, в свою очередь, подразделяется еще на два  вида - парламентарную и дуалистическую монархию.

В Японии формой правления  является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению  с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто  номинального уровня: “Император осуществляет только такие действия, относящиеся  к делам государства, которые  предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной  власти. ”[2]

Как в сфере законодательной, так и исполнительной император  лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах  не может действовать без санкции  кабинета: “Все действия Императора, относящиеся  к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с  совета и одобрения Кабинета, и  Кабинет несет за них ответственность. “[3]

Японская конституция, таким  образом, сохранив монархическую форму  правления, превратила императора в  чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим  основным законом. Он лишен каких-либо “спящих" прерогатив или подразумеваемых  полномочий.

“Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным  органом государства”[4]

Высший орган исполнительной власти в стране - правительство  Японии, Кабинет министров. “Исполнительная  власть осуществляется Кабинетом. ”[5] Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом. [6]

Несомненно, форма правления  оказывает огромное влияние на взаимоотношения  между органами власти. Но исторически  сложилось так, что вначале возникает  форма правления, а потом эта  форма правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в  конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими  отсюда последствиями.

 

2.2 Территориальное  устройство и государственный  режим Японии

 

Япония является унитарным государством, в то же время в ней получили широкое развитие муниципальные институты. Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства (правда, есть унитарные государства, имеющие в своем составе автономии: Италия, Испания, Китай и др.). Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства заключается в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

Территориальная организация  Японии базируется на принципе местной  автономии и носит политико-административный характер. В положение ст.95 Конституции, согласно которому специальный закон, применяемый в отношении только одного местного органа публичной власти, в соответствии с законом может  быть издан Парламентом не иначе, как с согласия большинства избирателей, проживающих на территории соответствующего местного органа публичной власти. Очевидно, что такое согласие может  быть выявлено только путем местного референдума.

Конституционные положения, относящиеся к местной автономии, были детализированы в ряде законов - в Законе о местной автономии 1947 г., Законе о финансовой автономии, Законе о местных налогах и  Законе о распределении местных  налогов 1950 г.

Закон о местной автономии  делит местные территориальные  единицы на две группы: единицы, органы управления которыми обладают общей  компетенцией, и единицы, на территории которых осуществляется специальная  юрисдикция. Первые, в свою очередь, делятся на политико-административные единицы высшего уровня и низшего  уровня.

К единицам высшего уровня относятся 47 префектур, относящихся  к четырем категориям: "то" (Токио), "до" (о. Хоккайдо), "фу" (Киото, Осака) и "кен" (43 остальные префектуры). В правовом статусе между префектурами различных категорий существуют некоторые незначительные различия в организации и управлении соответствующими территориями. Меньше всего различия между префектурами "фу" и "кен", обусловленные главным образом  исторической традицией, в силу которой, например, Киото имеет несколько  особый статус как древняя столица  Японии. Единицы низшего уровня - это города ("си"), поселки ("мати") и сельские общины ("мура"). Всего  на низшем, уровне 3437 единиц: городов, поселков и общин.

Столица государства - Токио  префектура объединяет 23 самостоятельных "специальных района" ("токубэцу ку"), приравненных по своему правовому  статусу к городам "си", и  ряд городов, пригородных поселков и общин. Общегородских органов  местного самоуправления город Токио  не имеет. Прочие префектуры делятся  на низшие единицы: города, поселки  и общины. Города с населением свыше 1 млн. человек включают районы, представляющие собой административно-территориальные  единицы: самоуправления там нет, а  управление осуществляется чиновниками, которых назначает мэр города. Политико-территориальные единицы  низшего уровня включают в свои границы  не только собственно места проживания населения, но и окружающие их пахотные земли, леса и т.д. В города, например Саппоро или Киото, входят не только сами города, но и обширные безлюдные  районы горных массивов.

В 1995 г. в Закон о местном  самоуправлении внесены изменения, которые облегчили процесс слияния  городов, поселков, общин. Это нововведение призвано способствовать решению целого ряда местных проблем, однако слияние  возможно только с согласия населения  и соответствующих представительных органов.

 

Глава 3. Конституционные основы организации  государственной власти в Японии  

 

3.1 Глава государства

 

Согласно Конституции  Японии Главой государства является Император. Императорская династия Японии считается самой древней  из всех сохранившихся наследственных монархий в мире. Каждый японский Император  считался потомком первого Императора Дзимму (Дзимму-тенно), который, в свою очередь, происходил от богини Солнца Аматэрасу (Верховного сияющего божества неба). Таким образом, Император, согласно Конституции, вел свое происхождение  от богов. Вступление на престол Дзимму-тенно  восходит к 660 г. до н.э., следовательно  нынешний Император - 125-й в этом непрерывном  ряду. Отсюда выходит, что японская царствующая семья - древнейшая из всех династий. Однако это не совсем так, если принять во внимание существовавший в Японии многовековой обычай, согласно которому Император уже в молодые  годы отказывался от престола. В  этом случае престол наследовало  лицо, связанное с ним часто  лишь усыновлением. Поэтому нельзя признать, что все японские Императоры принадлежат к одной фамилии.

Информация о работе Конституционные основы организации государственной власти в Японии