Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель данной работы - изучение современного государственного устройства Японии, превращение ее с дуалистической монархии в парламентскую монархию.
Задачами работы являются: расширение знаний по дисциплине «Система ГМУ» ", в частности знаний государственного устройства Японии. Сравнение государственного устройства Японии на различных этапах её истории и конкретное рассмотрение формы государственного устройства, конституционных основ организации государственной власти Японии (глава государства, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, местное самоуправление.)
Введение……………………………………………………………………………………………..............2
Глава1. Эволюция формы правления в Японии.
1.1 Конституционный строй в период правления династии Тэнно (конец 19в.). Конституция 1889г……………………………………………………..3-6
Конституционные реформы под давлением США.
Конституция 1947г…………………………………………………………....6-9
Глава 2. Форма государства Япония.
2.1 Форма правления в Японии……………………………………………...9-11
2.2 Территориальное устройство и государственный режим Японии….11-12
Глава3. Конституционные основы организации государственной власти в Японии
3.1 Глава государства……………………………………………………….12-14
3.2 Законодательная власть…………………………………………………14-18
3.3 Исполнительная власть………………………………………………….18-25
3.4 Судебная власть………………………………………….………………25-30
3.5 Местное самоуправление………………………………………………..30-34
Заключение.
Помимо политической ответственности
правительства речь можно вести
и об уголовной ответственности
отдельных его членов. В частности,
Конституция предусматривает
Премьер-министр руководит работой Кабинета министров, координирует функции остальных членов правительства и направляет их деятельность. Конституция предоставляет ему особые полномочия и отводит более половины содержания главы о правительстве.
Премьер-министр как глава Кабинета и в силу права назначать и смещать министров имеет возможность поддерживать единство в Кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени Кабинета в Парламент. Он также регулирует разногласия между членами Кабинета.
Кабинет осуществляет свои
функции на основе обычая: процедура
заседаний и принятие решений
не регулируют писаными нормами права.
Обсуждение вопросов и подготовка решений
происходят в условиях секретности,
решения принимаются
Во главе каждого министерства
находятся министр и два его
заместителя - парламентский (член Парламента,
который уходит в отставку вместе
с министром) и административный.
Последний является представителем
высшего чиновничества и
Министры финансов, сельского и лесного хозяйства, внешней торговли и промышленности имеют по два парламентских заместителя.
Внутренняя организация министерств, включает бюро (директораты), подразделяемые на секции. При наиболее важных министерствах создаются административные комиссии (по типу американских административных комиссий и управлений), а также консультативные комиссии для изучения, разработки назревающих проблем и информирования правительства. Они играют важную роль в ограничении всевластия чиновничьего аппарата.
Японские министры, как
правило, не являются специалистами
и потому целиком зависят от компетентности
своих подчиненных. В соответствии
с поправкой, принятой в 1974 г. к Закону
о Кабинете министров, министр может
возглавлять более одного министерства
или иного ведомства, что делает
ротацию министров более
Министр - прежде всего представитель правящей партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно связан с одной из парламентских фракций и вынужден большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Средний срок пребывания на посту - около года. Это, впрочем, не означает, что освобожденный от должности министр не возглавит вскоре другое министерство, а возможно, и это же. Частая сменяемость не позволяет министрам вникнуть в дела министерства, а высшие чиновники по этой причине не спешат вводить их в курс дела. Деятельность министра может быть подвергнута проверке только со стороны Премьер-министра, но такое вмешательство - отступление от общепринятых норм.
Публичная администрация. В Японии структура правительственного аппарата состоит из трех взаимосвязанных звеньев: карьерного чиновничества; полуправительственных корпораций, выполняющих некоторые функции государственного управления и координации деятельности различных звеньев исполнительной власти, и персонала вспомогательных государственных органов.
Отличительные особенности японской публичной службы состоят в том, что:
1) в категорию государственных
служащих здесь принято
2) по численности
3) система пожизненного
найма государственных
Несмотря на то, что по
сравнению с другими
Существуют так называемые
вспомогательные органы. В послевоенный
период в Японии начала создаваться
широкая сеть консультативных органов,
которые в своей работе опираются
на помощь предпринимательских, академических,
профсоюзных кругов; консультируются
с представителями Парламента и
служащими государственного аппарата.
При помощи этих органов правительство
имеет возможность получать дополнительную
информацию помимо официальных каналов,
проверять объективность
Вспомогательные органы при
правительстве Японии развиваются
быстрыми темпами. Например, секретариат
Премьер-министра увеличился с 1979 по 1987
г. более чем в два раза - со
158 до 322 человек. Тем не менее значение
неправительственных
Во многом сходные задачи,
только на более высоком уровне,
приходится решать органам, создаваемым
при правительстве. Например, координировать
работу министерств и ведомств, а
не департаментов и отделов
Среди органов, подчиненных Кабинету, важнейшие - административные советы (всего 9) и специализированные комитеты (всего 23). Административные советы действуют главным образом в таких сферах управления, где требуется высокая степень подготовки или где необходимо согласовывать противоречивые интересы (например, совет по соблюдению правил деловой жизни, совет по урегулированию вопросов землепользования). Специализированные комитеты занимаются вопросами, разрешение которых имеет более широкий характер и выходит за пределы компетенции какого-то одного министерства. Все вышеуказанные органы подчиняются Премьер-министру.
Помимо вспомогательных
органов, создаваемых при органах
исполнительной власти, в Японии также
существует разветвленная сеть так
называемых "персональных консультативных
органов", которые подчинены
Существую также и независимые
органы. Это органы, которые независимы
от правительства. К их числу относятся
прежде всего Ревизионный совет
и Совет государственных
Ревизионный совет призван
контролировать государственный бюджет
и государственные расходы. Согласно
ст.90 Конституции заключительный отчет
о государственных доходах и
расходах ежегодно проверяется Ревизионным
советом, который представляет свой
доклад вместе с докладом Кабинета
министров в течение
Совет государственных учреждений ведает вопросами службы государственных чиновников и следит за тем, чтобы при занятии государственных должностей не получала преимущества ни одна из партий, а назначения производились исключительно на основании профессиональной квалификации и опыта претендентов.
Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственной службы возложен на Совет по делам персонала (дзиндзиин) при кабинете министров. Совет действует как орган, представляющий рекомендации по кадровым вопросам парламенту, кабинету и отдельным министерствам. Среди других полномочий Совета - издание в пределах своей компетенции правил и установлений по государственной службе, разбор жалоб на государственных служащих, организация и проведение конкурсных экзаменов.
Все лица, находящиеся на государственной службе, подразделяются на две основные категории - работников "обычной службы" и работников "особой службы".
Основная масса чиновничества занята на "обычной службе", применительно к которой действует конкурсная система назначения на должность и стандартная шкала жалований.
Служебное положение государственных
служащих определяется их должностью,
которую они занимают в соответствии
со своим рангом (докю). Каждый из восьми
существующих рангов подразделяется на
15 разрядов (гохо). Разряд чиновника
зависит от стажа, образовательного
уровня, различных служебных
Назначение на государственную
службу производится на основе конкурсных
экзаменов. Японская Конституция закрепила
принцип равного доступа
Система приемных экзаменов на государственную службу, введенная в конце XIX в., действует без существенных изменений до настоящего времени. Экзамены могут быть письменными или устными. Допускается проведение экзамена по физической подготовке, оценка специальных навыков.
Конкурсные экзамены организуются по принципу "открытых дверей". Время и место их проведения объявляются в средствах массовой информации.
Содержание конкурсных экзаменов
идентично для большинства
Через конкурсные экзамены
происходит и повышение в должности.
Каждое лицо, занятое на государственной
службе, формально имеет равное право
на повышение в должности (ст.37 Закона
о государственных служащих). В
то же время Совету по делам персонала
предоставлено право
При продвижении по государственной
службе учитываются как стаж работы,
так и деловые качества служащего,
являющиеся предметом постоянного
изучения кадровыми структурами. Работа
сотрудника ежегодно оценивается его
непосредственным начальником (заведующим
отделом в министерстве), который
направляет соответствующее заключение
(доклад) директору департамента на
утверждение. Если последний не согласен
с содержащейся в докладе оценкой
деятельности сотрудника, то он может
подготовить собственное
3.4 Судебная власть
Все судьи независимы и
связаны только Конституцией и законами;
они действуют, следуя голосу своей
совести (часть третья ст.76). Данный
принцип служит дополнительной гарантией
объективности судей при
Информация о работе Конституционные основы организации государственной власти в Японии