Основы конституционного права Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

История права Японии знает только два конституционных акта. Долгое время, вплоть до второй половины XIX века, Япония находилась в добровольной изоляции, не поддерживая практически никакой связи с внешним миром. Только в 1858 году после падения сегуната Эдо японские порты открылись для иностранных судов, подписав торговые договоры с Россией, США, Францией и Нидерландами. В 1867 г. К власти пришел Император Муцухито (1852-1912), который поставил своей целью положить конец традиционному островному изоляционизму страны, находившейся в то время на феодальном уровне развития. Время его правления с 1867 по 1912 г. называлось эрой Мэйдзи – «провещенное правление».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
Конституция Японии
Конституционно-правовой статус Императора
Статус Парламента: полномочия и внутренняя организация.
Правительство и центральная исполнительная власть.
Статус Верховного суда.
Местное самоуправление в Японии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список использованных нормативно-правовых и литературных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая. Основы конституционного права Японии.docx

— 76.75 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

  1. Конституция Японии
  2. Конституционно-правовой статус Императора
  3. Статус Парламента: полномочия и внутренняя организация.
  4. Правительство и центральная исполнительная власть.
  5. Статус Верховного суда.
  6. Местное самоуправление в Японии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Список использованных нормативно-правовых и литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

История права Японии знает только два конституционных акта. Долгое время, вплоть до второй половины XIX века, Япония находилась в добровольной изоляции, не поддерживая практически никакой связи с внешним миром. Только в 1858 году после падения сегуната Эдо японские порты открылись для иностранных судов, подписав торговые договоры с Россией, США, Францией и Нидерландами. В 1867 г. К власти пришел Император Муцухито (1852-1912), который поставил своей целью положить конец традиционному островному изоляционизму страны, находившейся в то время на феодальном уровне развития. Время его правления с 1867 по 1912 г. называлось эрой Мэйдзи – «провещенное правление».

Первой Конституцией Японии в современном понимании этого термина стала Императорская хартия, промульгированная Императором в 1889 г. Она была в значительной мере «списана» с монархической Конституции Пруссии 1851 г. и отчасти с других актов.1  Поражение Японии во Второй мировой войне и ее оккупация войсками США — одна из основных причин, приведших к крутой ломке конституционных и административных институтов. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, а еще в середине августа того же года Правительство страны приняло Потсдамскую декларацию союзных держав, в которой в качестве целей оккупации Японии провозглашались: демилитаризация страны, демобилизация японских вооруженных сил, наказание всех военных преступников. В ней говорится: " Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам."2

15 августа 1945 г., на следующий день после  принятия, императорским эдиктом  об этом был уведомлен японский  народ.

Черновой проект послевоенной Конституции Японии был составлен в штабе оккупационных войск и затем доработан Правительством страны; Конституция была принята Парламентом, избранным в апреле 1946 г.; 3 ноября 1946 г. император специальным декретом промульгировал Основной закон, который вступил в силу 3 мая 1947 г. В течение 1947—1948 гг. на основе новой Конституции Парламент принял множество законов, составивших основу послевоенной японской правовой системы. Эти акты составлялись Правительством страны, но они рассматривались и Дальневосточной комиссией с участием представителя Советского Союза, следившей за соответствием проектов духу Потсдамской декларации.

Япония является страной с представительной демократией. Граждане участвуют в управлении страной путем избрания своих представителей главами муниципалитетов, депутатами местных советов или Парламента. В связи с этим, выборы этих представителей являются наиболее важными во внутриполитической жизни Японии.

Конституция Японии содержит лишь наиболее важные и принципиальные положения избирательного права. В частности, это положения частей первой, третьей и четвертой ст. 15, согласно которым "народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и смещать их с должности", при выборах гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних (т. е. достигших 20 лет), а тайна голосования не должна нарушаться. Особенность японского конституционного регулирования данной проблематики заключается в том, что часть четвертая упомянутой статьи предусматривает неответственность избирателя ни в публичном, ни в частном порядке за сделанный им выбор. Применительно к выборам Парламента Конституция запрещает дискриминацию на основе расы, религии, пола, социального положения, происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44). 3 Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей, региональных советов или глав муниципалитета — 25 лет; для депутатов Палаты советников и глав префектур — 35 лет. Каждый гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может выдвинуть свою кандидатуру. Для того чтобы быть зарегистрированным, достаточно за четыре дня до дня выборов письменно уведомить о своем намерении соответствующее подразделение в органе местного самоуправления.4

В соответствии с указанным Законом избирательным правом обладают японцы, достигшие 20-летнего возраста, прожившие в своем избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей, который ежегодно обновляется к 15 сентября.

Выборы проходят в избирательных округах. Они подразделяются на большие и малые. Большие округа являются многомандатными, в которых избираются депутаты в Парламент в рамках пропорциональной системы, по так называемым партийным спискам. Барьер для прохода в парламент составляет 2 %.5 Малые округа являются одномандатными, где избираются депутаты Парламента и местные советы по мажоритарной системе. Выборы должны состояться через 30 дней, после их объявления. Продолжительность парламентской избирательной кампании — 17 дней, других — от 5 до 17 дней.

Многопартийная система в западном понимании утвердилась лишь после 1945 г., когда Япония твердо взяла курс на демократическое развитие. Право граждан (подданных) на объединение закреплено в Конституции (ст.21,28) и текущем законодательстве.

В стране зарегистрировано огромное число политических партий (по некоторым данным около 10 тыс.), однако абсолютное большинство представлено на местном уровне. В общенациональном масштабе в течение продолжительного времени действует не более 20 политических партий. В 1995 г. для борьбы с коррупцией введена система государственного финансирования парламентских партий в соответствии с количеством завоеванных депутатских мандатов.

В последнее десятилетие характер многопартийности меняется. Существовавшая с 1955 г. доминантно-партийная система, постепенно трансформируется в традиционную для многих европейских государств многопартийность при отсутствии одной главенствующей в течении длительного времени партии. Доминирующей со середины 1990-х гг. партией, самостоятельно формировавшей правительство и имевшей стабильное парламентское большинство, была Либерально-демократическая партия (ЛДП), основанная в 1955 г. Ныне ее роль в общественно-политической жизни уменьшилась, но либерал-демократы по-прежнему являются самой влиятельной силой в парламенте, правительстве, местных органах власти и самоуправления.

ЛДП – буржуазно центрийская партия, объединяющая широкие слои мелкой, средней и крупной буржуазии, а также часть служащих, крестьян, рабочего класса. Это наиболее многочисленная политическая организация. Она проповедует либеральные ценности, выступает за демократическое развитие страны. В сфере внешней политики эта партия призывает к сохранению тесного военно-политического сотрудничества с США и признает ее ведущую роль в современном мире.

Одна из существенных особенностей ЛДП – невысокий уровень внутренней структурированности и организованности, обусловленный наличием шести фракций, выражающих особые интересы части ее членов и регионов. Межфракционная борьба ослабляет партию и этим нередко пользуются ее политические оппоненты.

Союзнические отношения связывают ЛДП с небольшой буржуазной Консервативной партией и центристской партией Комэйто. Другое название последней организации – «Партия чистой политики». Ее целью является «идеальное общество» в соответствии с идеями буддистской демократии. Она взаимодуйствует с несколькими влиятельными культурно-просветительскими организациями и профсоюзами.

30 августа 2009 года в Японии были проведены парламентские выборы. Избирались депутаты на 480 мест Палаты представителей Японии, нижней палаты парламента Японии. На выборах оппозиционная Демократическая партия Японии (ДПЯ) победила правящую коалицию, состоящую из Либерально-демократической партии (ЛДП) и партии Комэйто.

Демократическая партия занимает большинство мест – 308, против 119 у Либерально-демократической. 16 сентября парламент избрал лидера демократов Юкио Хатояма премьер-министром Японии.

Предыдущий премьер-министр – Таро Ассо – 31 августа официально объявил о своём намерении уйти в отставку с поста председателя Либерально-демократической партии после её поражения.

Эти выборы стали самым серьёзным поражением для правящей партии в современной японской истории. По их результатам впервые со времени образования Либерально-демократической партии она не имеет даже относительного большинства в парламенте.6

После победы на выборах Демократической партии, изменился  характер ее партийной системы: из доминантно-партийной она стала трансформироваться в традиционную для стран Запада партийную систему. Демократическая партия – буржуазная центрийская организация, стремящаяся привлечь на свою сторону как можно больше избирателей популярными и популистскими лозунгами. Она имеет стабильное большинство в палате представителей парламента, но потерпела поражение на выборах в верхнюю палату в июле 2010 г. Демократы широко пропагандируют идеи не только либерализма и центризма, но и необходимость существенного реформирования многих сфер общественной и государственной жизни, в том числе ставится задача активизация борьбы с коррупцией. Значительная часть активистов и руководителей этой партии ранее состояла в рядах ЛДП. Союзником правящей Демократической партии является небольшая мелкобуржуазная Новая народная партия.

На левом фланге активно действует влиятельная оппозиционная Социал-Демократическая партия, именовавшаяся в 1945-1991 гг. социалистической. Она выступает с лозунгами демократического социализма, проведения социально ответственной политики. Короткий промежуток времени в первой половине 1990-х гг. содиал-демократы входили в состав коалиционного правительства, в котором преобладали правые партии. Социальная база этой партии – квалифицированные рабочие, часть служащих. Она пользуется большим влиянием в самом крупном профцентре – Японской конфедерации профсоюзов.

Существует и представлены в парламенте небольшим числом депутатов Коммунистическая партия (старейшая оппозиционная организация в Японии) и Партия демократического социализма. Их влияние меньше,чем социал-демократов. В настоящее время в Японии идет реорганизация партийной системы, которая имеет тенденцию к формированию двупартийности.7

 

  1. Конституция Японии.

В Конституции 1947 г.— второй по счету в истории страны — заметно влияние англосаксонского права. В частности, влияние Основного закона США прослеживается в закреплении прав и свобод, особенно личных прав, основанных на концепции индивидуализма, на структуре и порядке функционирования института конституционного контроля.

При сравнении текстов двух конституций 1889 и 1947 гг. нельзя не заметить некоторой преемственности и схожести. Подобно тому как в первом акте главы по порядку именовались «Об императоре», «О правах и обязанностях подданных», «О Парламенте», «О министрах и Государственном совете», «О судебной власти», «О финансах», «Дополнительные положения» (всего 76 статей), так и во втором акте материал расположен по сходной схеме, хотя новшества в духе первых послевоенных конституций весьма заметны.

Действующая  Конституция небольшая, состоит из преамбулы, 11 глав и 103 статей. Вот её разделы: «Преамбула» (в тексте не имеет названия), «Император», «Отказ от войны», «Права и обязанности народа», «Парламент», «Кабинет», «Судебная власть», «Финансы», «Местное самоуправление», «Поправки», «Верховный закон», «Дополнительные положения».

Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по многим важным аспектам. Основными являются:

• Япония – конституционная парламентарная монархия, где особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ (ст. 1);

• принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он лишь формально утверждает назначение премьер-министра и главного судьи Верховного суда. Само назначение премьер-министра осуществляется Парламентом, а главного судьи — Кабинетом министров. По совету и с одобрения Кабинета министров Император провозглашает от имени народа законы и договоры, созывает сессии Парламента, присуждает награды (гл. 1);

• круг основных прав и свобод человека значительно расширен (гл. 3);

• Япония "отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров" (ст. 9);

• ликвидация всех аристократических институтов (ст. 14). Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа;

• местное самоуправление осуществляется в широких масштабах (ст. 92—95).

Отчетливо заметны три характерные черты этого акта: провозглашение народного суверенитета, закрепление широкого круга прав и свобод и ярко выраженный пацифизм: «Японский народ, - гласит статья 9-, навечно отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы силой или применения вооружённых сил как средства разрешения международных споров.» Из этого вытекает и другое положение Конституции, запрещающее создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средства войны. Но в настоящее время ни одна из ведущих стран мира не обходится без сильной армии. Япония не является исключением, хотя отсутствие юридических оснований сильно ограничивает возможности применения сил самообороны в миротворческих целях и препятствует их усилению. Силы самообороны не обладают баллистическими ракетами, ядерным оружием, морской пехотой и моторизованными десантными подразделениями. В Японии насчитывается 300 тысяч человек сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил. На его содержание тратится почти 100 млрд. дол. США. В настоящее время в Японии дислоцируется американский воинский контингент численностью около 50 тыс. человек.8 Так же на территории находятся 94 военные базы и объекты США. В октябре 2001г. в связи с принятием антитеррористического закона полномочия Сил самообороны во время проведения миротворческих операций были значительно расширены – теперь помимо оказания медицинской помощи, ремонтных работ, охраны окружающей среды подразделения ССОЯ могут оказывать тыловую поддержку, а также доставлять топливо и невоенное оборудование.9

Информация о работе Основы конституционного права Японии