Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:04, курсовая работа
История права Японии знает только два конституционных акта. Долгое время, вплоть до второй половины XIX века, Япония находилась в добровольной изоляции, не поддерживая практически никакой связи с внешним миром. Только в 1858 году после падения сегуната Эдо японские порты открылись для иностранных судов, подписав торговые договоры с Россией, США, Францией и Нидерландами. В 1867 г. К власти пришел Император Муцухито (1852-1912), который поставил своей целью положить конец традиционному островному изоляционизму страны, находившейся в то время на феодальном уровне развития. Время его правления с 1867 по 1912 г. называлось эрой Мэйдзи – «провещенное правление».
ВВЕДЕНИЕ.
Конституция Японии
Конституционно-правовой статус Императора
Статус Парламента: полномочия и внутренняя организация.
Правительство и центральная исполнительная власть.
Статус Верховного суда.
Местное самоуправление в Японии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список использованных нормативно-правовых и литературных источников.
Особенность японского Парламента проявляется в осуществлении судебной функции. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат.
4.Правительство и центральная исполнительная власть.
Кабинет министров является руководящим органом исполнительной власти в Японии. Он управляет страной в соответствии с законами и бюджетом, утвержденными Парламентом. Кабинет министров часто называют правительством Японии. Его возглавляет премьер-министр — фактический глава государства. Он избирается среди депутатов Парламента и утверждается Императором. Кабинет состоит из государственных министров, числом от 14 до 17 человек, возглавляющих профильные министерства. Их всех назначает премьер. По законодательству все министры должны быть гражданскими лицами, не состоящими на военной службе и не являющимися носителями милитаристской идеологии. Статус Кабинета министров регулируется Конституцией, Законом о Кабинете министров 1947 г., Законом о структуре государственных исполнительных органов 1948 г.
Кабинет министров руководит страной согласно вотуму доверия, предоставленного парламентом. Половина членов Кабинета должна назначаться из депутатов обеих парламентских палат. Фактически японский Парламент является местом формирования японского правительства.19
Согласно указанным законодательным актам Правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должны быть избранны из членов Парламента. Первым вопросом, поставленным на обсуждение вновь избранным Парламентом, является выдвижение премьер-министра. Как правило, премьером становится лидер партии или блока, победившего на выборах. После избрания все члены Правительства утверждаются специальным указом императора. В состав Кабинета входит 12 министров, отвечающих за определенную сферу государственного управления, и 8 министров «без портфеля», являющихся советниками премьер-министра. Результатом демилитаризации государственной идеологии и политики является отсутствие в Кабинете «силовых» министров.20
Глава кабинетов наделен правом по своему усмотрению отстранять от должности отдельных министров. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом.21
Основными обязанностями и правами Кабинета министров является:
представление на рассмотрение Парламента проекта бюджета на следующий год;
По состоянию на сентябрь 2011 года действующий Кабинет министров страны сформирован Демократической партией Японии.23 Его возглавляет премьер-министр Ёсихико Нода, председатель партии.24
5.Статус Верховного суда.
Суды являются органами судебной власти в Японии. Они существуют для надзора за исполнением законов и решения конфликтов в соответствии с действующим законодательством. Судебная власть Японии является независимой от исполнительной и законодательной властей. Это необходимое условие для осуществления справедливого судопроизводства. Суды возглавляются независимыми судьями, при разрешении дел руководствующихся только Конституцией, законами и собственной совестью. (ч.3 ст.76 Конституции Японии)25
Верховный суд состоит из 14 судей и главного судьи (председателя). Все судьи, за исключением председателя Верховного суда, назначаются Правительством. Председателя вышеназванного суда назначает Император по представлению Правительства. Судьи Верховного суда назначаются без ограничения срока. Все судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке процедуры импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности.
Верховный суд обладает широкими полномочиями и выступает в качестве:
Согласно конституционным нормам он наделен правомочиями устанавливать общеобязательные правила судопроизводства, внутреннего судебного распорядка, работы адвокатов. Его правилам подчиняются и прокуроры. Верховный суд рассматривает жалобы лишь по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств. Он рассматривает жалобы на конституционность закона или любого другого официального акта, дает толкование конституционных норм.
В Японии действует 8 высших судов, расположенных в крупнейших городах. Они выступают главным образом в качестве апелляционных судов и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам. Им подведомственны дела по жалобам, вынесенным на решения суда второй инстанции, а также дела о некоторых государственных преступлениях.
Верховный суд Японии в случае необходимости может учреждать филиалы каждого из высших судов. 27
Высший судебный орган Японии является последней инстанцией для рассмотрения всех гражданских, уголовных и административных дел. Суд окончательно разрешает по второй инстанции дела о преступлениях против государства, а по третьей инстанции — остальные уголовные и гражданские дела. При этом простые дела рассматриваются членами любого из трех отделений.
Верховный суд также осуществляет определенные полномочия судебного управления в соответствии с традициями судебного централизма данной страны. В этом качестве он обобщает судебную практику, издает руководящие указания для нижестоящих судов, а также положения о прокуратуре при судах, акты о судебной дисциплине и об управлении судами (акты, имеющие административный характер).
Верховный суд Японии, в отличие от большинства европейских конституционных судов, не имеет дела исключительно с конституционным контролем, а также не имеет специальной схемы выбора дел. Он не вправе по своему усмотрению истребовать у другого суда дело для проверки и исправления решений по вопросам права в порядке certiorari, как это имеет место у Верховного суда США. Загруженность делами членов Верховного суда чрезвычайно велика, и поэтому Верховный суд определяет себе около 30 «научно-исследовательских судей» из числа весьма опытных судей нижестоящих судов. Для подготовки дел к слушанию имеется 20 «исследовательских секретарей». Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики США, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.
6.Местное самоуправление в Японии.
Местное самоуправление в Японии осуществляется на уровне административных единиц — префектур, городов, поселков и сел. В стране его называют «школой демократии». Община каждого из этих уровней выбирает себе власть, занимающуюся делами местного водоснабжения, пожарной службой, библиотеками, утилизацией мусора, заботой о пожилых гражданах, содействием промышленности и т. д.
Власти местной общины состоят из однопалатного совета и правительства. Советы бывают префектурными и муниципальными. Муниципальные советы делятся на городские, поселковые и сельские. Депутаты советов избираются прямым, тайным голосованием, сроком на 4 года. Возрастной ценз для депутатов префектурных советов составляет 25 лет. Советы принимают подзаконные акты, действующие на подконтрольной советам территории, обновляют или отменяют прошлые постановления. Депутаты советов обязаны принимать местный бюджет. Исполнительные органы власти местного самоуправления представлены местными правительствами. Их комплектуют местные чиновники. Они избираются голосованием из членов общины по результатам экзаменов. Возглавляют правительства местные главы. В префектурах их называют префектами, в городах — мэрами. Они избираются общиной на прямых, тайных выборах, сроком на 4 года. Возрастной ценз для глав префектур — 30 лет; для глав муниципалитетов — 25 лет. В случае конфликта между советом и правительством, совет может выражать вотум недоверия правительству, а правительство — распускать совет и накладывать вето на его решения.28
Местные власти вправе устанавливать префектурные и муниципальные налоги для пополнения бюджета. В случае финансового кризиса местное правительство может издавать муниципальные облигации, а центральное правительство может выделять средства из центральной казны для поддержания жизнедеятельности общества. Основные расходы местных бюджетов идут на строительство, образование и благоустройство территории.
Члены местных общин влияют на самоуправление путем выборов, референдумов, сбора подписей и подачи петиций, демонстраций и т. д. Для надзора за деятельностью местных правительств действует разветвленная сеть некоммерческих организаций и профсоюзов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Основы современной политической системы Японии были заложены принятием конституции 1947 г. Ее важнейшими положениями стали признание суверенитета народа, основных прав человека, принципов разделения власти и местного самоуправления. Япония получила юридическую базу для развития в качестве страны с парламентской демократией.
Политическую структуру японского общества образуют официальные (государственные и муниципальные) учреждения, а также политические партии и непартийные организации.
В системе официальных учреждений в Японии новое место получил институт Императора, не являющийся по Конституции 1947 г. главой государства, а представляющий собой лишь символ «государства и единства народа», которому принадлежит суверенная власть. Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Как в сфере законодательной, так и исполнительной Император лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции Кабинета. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.