Основы конституционного права Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

История права Японии знает только два конституционных акта. Долгое время, вплоть до второй половины XIX века, Япония находилась в добровольной изоляции, не поддерживая практически никакой связи с внешним миром. Только в 1858 году после падения сегуната Эдо японские порты открылись для иностранных судов, подписав торговые договоры с Россией, США, Францией и Нидерландами. В 1867 г. К власти пришел Император Муцухито (1852-1912), который поставил своей целью положить конец традиционному островному изоляционизму страны, находившейся в то время на феодальном уровне развития. Время его правления с 1867 по 1912 г. называлось эрой Мэйдзи – «провещенное правление».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
Конституция Японии
Конституционно-правовой статус Императора
Статус Парламента: полномочия и внутренняя организация.
Правительство и центральная исполнительная власть.
Статус Верховного суда.
Местное самоуправление в Японии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список использованных нормативно-правовых и литературных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая. Основы конституционного права Японии.docx

— 76.75 Кб (Скачать)

Поправки к действующей Конституции могут вноситься только по инициативе Парламента и должны быть одобрены 2/3 общего числа членов каждой из палат – Палаты представителей и Палаты советников. Далее возможны два способа одобрения поправок (референдум и новый состав Парламента, образованный после проведения национальных выборов). Способ ратификации определяется Парламентом. Утвержденные указанным образом поправки немедленно промульгируются Императором от имени народа в качестве неотъемлемой часть Конституции.

Конституция 1947 г., с момента принятия, ни разу не была изменена, хотя такие попытки неоднократно предпринимались. В 50-80-х гг. ХХ в. Либерально-демократическая партия настаивала на изменение антивоенной ст.9, предлагалась и небольшая корректировка существующего статуса Императора. В результате дискуссии в 2005 г. по инициативе палат Парламента был внесен на широкое обсуждение проект  «Основные положения пересмотра Конституции». В мае 2007 г. Парламентом был принят Закон об общенациональном референдуме по поводу пересмотра Конституции Японии, который вступил в силу 18 мая 2010 г.

 

 

 

Статус личности закреплен в основном в гл. III Конституции «Права и обязанности народа» и законах, принятых Парламентом.

Согласно ст. 11 Конституции, "народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека", которые, будучи гарантированы Конституцией, "предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав". Из этой формулировки можно сделать вывод о том, что Конституция исходит из естественной концепции "предоставленных прав". Более того, в ст. 97, помещенной в главе о Конституции как Верховном законе, говорится, что права человека, гарантируемые народу Конституцией, являются результатом вековой борьбы людей за свободу, претерпели в прошлом суровые испытания и дарованы нынешнему и будущим поколениям в надежде, что на вечные времена останутся нерушимыми. Похоже, правда, что сходное содержание обеих статей есть результат не какого-то определенного замысла, а скорее следствие редакционного недосмотра, а может быть, традиционного менталитета.10

Основные права и свободы граждан рассматриваются как абсолютные и присущие человеку от рождения, они не могут нарушаться даже путем издания Парламентом соответствующего закона. Основной закон установил, что "все равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения."(ст.14) В этих целях пэрство и прочие аристократические институты, известные предыдущей Конституции, не признаются. Запрещается также предоставление каких-либо привилегий при присвоении почетных званий, наград или знаков отличия, а сама награда действительна только при жизни ее носителя.

 В целом ряде статей говорится, что указанные в них права не принадлежат, а гарантируются, причем неопределенному кругу субъектов. Наконец, субъектом целого ряда прав Конституция считает не отдельных индивидов, а народ. Например, помимо указанной выше ст. 11 Конституции, именно за народом признается "неотъемлемое право избирать публичных должностных лиц и освобождать их от должности". Все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части (ст. 15, части первая и вторая). Более того, в ст. 12 Конституции сформулирована глубокая философская мысль: "Свободы и права, гарантируемые народу настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния". Нетрудно видеть, что категория "народ" как субъект конституционных прав и свобод заимствована из Конституции США, где она означает совокупность граждан, пользующихся свободами и правами как коллективно, так и индивидуально. О том, что народ — именно совокупность граждан, свидетельствуют формулировки тех положений японской Конституции, которыми гарантируются права человека, не зависящие от его гражданства. Например, первое предложение ст. 13 гласит: "Все люди (стало быть, не только те, кто принадлежит к народу Японии) должны уважаться как личности".

Особо оговаривается равенство мужчин и женщин. Например, в соответствии со ст.24  брак заключается только при взаимном согласии обеих сторон и существует при условии взаимного сотрудничества, в основу которого положено равенство прав мужа и жены. В отношении выбора супруга, имущественных прав супругов, наследования, выбора местожительства, развода и других брачно-семейных вопросов законы должны основываться на принципе личного достоинства и равенства полов. Учитывается также равенство при замещении государственных постов (ст. 44).

В японской Конституции нашли свое отражение все три основные группы прав, свобод и обязанностей граждан: личные (гражданские), политические и экономические, социальные и культурные.

Личные права и свободы предоставляют конституционную защиту частной жизни граждан, свободу человека от неправомерного вмешательства государства. Право на "жизнь, свободу и на стремление к счастью" закрепляет статья 13. Конституционное право на жизнь развивается в ст. 36, запрещающей применение пыток и жестоких наказаний и в ст. 31, гласящей, что: "Никто не может быть лишен жизни или свободы или быть подвергнут какому либо наказанию иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом". Право на жизнь включает в себя право на безопасность и право на здоровую окружающую среду, которые относятся к так называемым "новым правам". Право на свободу мысли и совести (ст. 19) отражает личные права в духовной сфере и предполагает свободу от идеологического контроля. Япония является светским государством, поскольку Конституция признает свободу религии и, кроме того, "государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности" (ст. 20).

Конституция закрепляет неприкосновенность жилища, тайну частной жизни и коммуникаций (ст. 35). Статья 22 предусматривает свободу передвижения и поселения. Основной закон в достаточно широком объеме устанавливает уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод. По американскому образцу Конституция провозгласила принцип "привилегии против самообвинения": "Никто не может быть принуждаемым давать показания против самого себя. Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозой либо после неоправданно длительного ареста или содержания под стражей, не может рассматриваться как доказательство. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание". Никто не может быть арестован без должных оснований (ст. 34). Арест может проводиться только при наличии приказа компетентного работника органов юстиции (ст. 33).

Статья 39 запрещает привлечение к ответственности вторично за одно и то же деяние. Право на беспристрастный суд, открытое разбирательство и на защиту в судебном процессе сформулировано в ст. 37 Конституции.

Интерес представляют политические права, установленные в конституционных нормах. Японская Конституция предоставляет гражданам избирательное право (ст. 15, 44 и 93) и право подачи "мирных петиций" (ст. 16), причем в основном законе обозначен круг вопросов, по которым может быть подана петиция. К ним относятся: возмещение ущерба, смещение публичных должностных лиц, введение, отмена или исправление законов, указов или предписаний. К политическим свободам относятся свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений (ст. 21).

Широким является круг социально-экономических прав. Это право на труд (ст.27), однако оно же является и обязанностью, запрет принудительного труда (ст. 18), право свободного выбора профессии (ст.22), право собственности (ст.29), право на образование, в том числе обязательное бесплатное (ст. 26), свободу научной деятельности (ст. 23). Конституционная норма (ст.25) фиксирует уникальное право на достойный образ жизни: «Все имеют право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни». Государство взяло на себя обязательство проводить политику, направленную на подъем и дальнейшее развитие общественного благополучия, социального обеспечения, здравоохранения.

Конституционные обязанности находятся в тесной связи с конституционными правами и свободами. Конституция Японии обязывает своих граждан платить налоги (ст. 30), трудиться (ст. 27). В статье 26 сказано: «Все должны в соответствии с законом обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно.» Здесь, таким образом, многие принципиальные вопросы регулируются текущим законодательством.Следует обратить внимание на то, что японская Конституция предусматривает обязательность и бесплатность школьного обучения. Это своеобразная гарантия для малолетних или несовершеннолетних лиц от равнодушия или легкомыслия родителей, которые не заботятся об образовании и воспитании своих детей, что чревато негативными последствиями не только для них, но и для общества. Асоциальное поведение нередко коррелируется с отсутствием или низким уровнем образованности.11

Статья 12 устанавливает, что "права и свободы, гарантируемые народу Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа". Конституция Японии содержит и гарантии соблюдения основных прав и свобод. Основой юридической гарантии являются контроль за конституционностью нормативных актов и ответственность за нарушение конституционных прав и свобод, осуществляемые судебной властью.

 

  1. Конституционно-правовой статус Императора.

Главой государства в «Стране восходящего солнца» является император. Это старейшая монархия в мире, возникшая более 2600 лет назад, в 660 г. до н.э. По состоянию на 2012 год Императором Японии является Его Величество Император Акихито.12

Среди японцев сильны монархические настроения. До конца 1945 г. Император обладал огромной, фактически неограниченной властью. На протяжении веков господствовала и являлась государственной теория об избранности и божественном происхождении Императора и его семьи. Глава государства считался Сыном Неба и прямым потомком великой богини Аматэрасу Омиками, которой по легенде японцы обязаны появлением на свет.

В ХХ в. монархические настроения и институт императора использовались военно-самурайскими кланами в своих корыстных целях, в том числе для захвата чужих территорий и ведения агрессивных войн. В тот период основой образа мыслей подданных была вера в то, что японцы являются избранным народом, которым правит «божественный император» и которому «суждено править всей Азией».

В 30-е гг. Япония развязала захватническую войну в Азии, а в 1941 г. вероломно напала на США. Однако она потерпела поражение, и в 1945 г. ее территория впервые в истории была оккупирована иностранными (американскими) Войсками.13

Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. До недавнего времени императорский дом переживал кризис наследников – у действующего монарха долгое время не было внука, поэтому специальная государственная комиссия даже рекомендовала изменить законы, чтобы разрешить восхождение на трон женщинам. Однако после рождения в сентябре 2006 г. долгожданного внука рассмотрение данного вопроса отложено.

Царствование  каждого императора провозглашается властями определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летоисчисление ( предыдущий император Хирохито правил с 1926 г. по 1989 г.) Официальное наименование эры пребывания на японском троне нынешнего императора Акихито – «Хейсей», т.е. достигающий мира.14

После войны в связи с демократизацией государственного и общественно-политического устройства и установлением конституционной парламентской монархии существенным образом изменился статус главы государства. Он превратился в сугубо церемониальную фигуру. Его положение ныне определяется действующей Конституцией и Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

 Согласно конституционным нормам (ст.1) Император является только  «символом государства и единства  народа, его статус определяется  волей народа, которому принадлежит  суверенная власть». Монарх практически  исключен из текущего и реального государственного управления и тем более не обладает неограниченной властью, как это было до окончания Второй мировой войны. В тот период он обладал и «верховной», и «законодательной властью», и возвышался  над другими государственными институтами. Все действия, относящиеся к государственным делам, монарх предпринимает с одобрения Правительства (Кабинета министров), которое несет за них ответственность.

 Он назначает премьер-министра  по представлению Парламента  и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по  представлению Правительства.

 По совету и одобрению Кабинета, император производит следующие действия (ст. 7):

  1. Опубликование поправок к Конституции, законов, правительственных указов и международных договоров;

  1. Созыв Парламента;

  1. Роспуск Палаты представителей;

  1. Объявление всеобщих парламентских выборов;

  1. Подтверждение назначений и отставок государственных министров и других предусмотренных законом государственных служб в соответствии с законом, а также полномочий, мандатов и верительных грамот послов и посланников;

  1. Подтверждение амнистий и помилований, смягчений наказаний, освобождений от исполнения приговоров и восстановление в правах;

  1. Пожалование наград;

  1. Подтверждение ратификационных грамот и других предусмотренных законом дипломатических документов;

  1. Приём иностранных послов и посланников;

  1. Отправление церемоний.

Согласно Статье 8, «Никакое имущество не может быть передано Императорской фамилии, получено ею или принесено ею в дар кому-либо, иначе как в соответствии с резолюцией Парламента».

Император и Императорский дом ограничены в своих имущественных правах. Они не имеют права принимать или дарить имущество без разрешения Парламента. По действующему закону об Императорском доме от 1947 года Император выполняет свои обязанности пожизненно. Его преемник избирается из числа мужчин по мужской линии основной ветки Императорского рода. В случае болезни или несовершеннолетия Императора предусматривается институт регентства. Всеми делами Императора и Императорского дома занимается Управление Императорского двора при Кабинете министров Японии.15

Информация о работе Основы конституционного права Японии