Кадровая политика и эффективность государственного упровления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы эффективности государственного управления находятся в центре внимания современной науки и практики. Многие ученые видят данную проблему все более актуальной для современной России. И, разумеется, с этим трудно не согласиться;

Высказывание профессора Хольцера к изданию на русском языке названного труда: “Будущее демократических структур власти в России на всех уровнях во многом зависит от их способности обеспечить в условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение самых насущных потребностей отдельных граждан и общества в целом”...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 61.73 Кб (Скачать)

Управленческая  информация — основа информационного  обеспечения и представляет собой  элемент социальной информации, выделенный из ее общего массива по критериям  причастности к обслуживанию государственно-управленческих процессов формирования и реализации управляющих воздействий.      

В контексте рассматриваемой проблемы особую социальную значимость представляет феномен качественно новой управленческой информации. Смысл ее новизны —  не в содержательном аспекте, а в  том, как происходит процесс ее сбора, накопления, обработки, передачи, хранения и представления. Применение и использование  ее в госаппарате позволит перейти  на качественно новый уровень  выработки и принятия управленческих решений.     

Анализ  социологических исследований показал, что эта проблема в государственном  региональном управлении воспринимается неадекватно как со стороны лиц  готовящих решения, так и со стороны  лиц, принимающих решения. На сегодняшний  день процесс внедрения новых  информационных технологий сводится в  основном к приобретению дорогостоящей  компьютерной техники, использующейся не по ее основному назначению. Выявлены основные проблемы информационного  обеспечения управленческой деятельности на региональном уровне. Среди них: преобладание неполноты и незавершенности  сведений, опирающихся на случайную  информацию, интуитивные соображения, слухи; слабое использование в практической работе, причем в виде письменного  или устного слова; отсутствие оперативности  подготовки необходимых обоснованных решений; несостыкованность с информацией  на других уровнях управления; наличие  количественных показателей в ущерб  качественным; отсутствие культуры информации.     

Проблемы  эффективности управленческой информации имеют важнейшее значение, так  как они напрямую затрагивают  вопросы изменения структуры  и функций государственного управления. Это подтверждается результатами анализа  социологических исследований. На вопрос о целесообразности использования информационных систем пользователи дали утвердительный ответ, при этом 89% из них считают, что автоматизация управления повысит оперативность и достоверность получения информации, 76% считают, что сократится время на текущий сбор и обработку информации, а это приведет к высвобождению рабочего времени руководителей и специалистов для решения перспективных проблем; 46% пользователей считают, что появляется возможность периодического анализа информации и выявления проблемных ситуаций; 25% пользователей полагают, что это обеспечит сокращение документооборота и численности аппарата управления. Настораживает тот факт, что большинство пользователей (68%) не ожидают от автоматизации улучшения управления социально-экономическим развитием региона и высказывают недоверие (80%) к информационным технологиям при подготовке и принятии управленческих решений.     

Результаты  данного исследования предоставляют  возможность корректировать методологию  создания и внедрения информационных технологий, гибко и оперативно совершенствовать методы и средства обработки информации при подготовке и принятии решений  в зависимости от внешних и  внутренних условий функционирования информационных систем. Данные названных  исследований позволяют сделать  вывод о том, что государственный  служащий как потребитель информации не готов ни в организационном, ни в экономическом, ни в социальном плане к внедрению новых информационных технологий в повседневную деятельность госаппарата.     

Отсюда  возникает проблема востребованности профессионально подготовленных управленческих кадров, способных применять и  активно использовать в своей  практической деятельности новые информационные технологии. Согласно Федеральному Закону “Об информации, информатизации и  защите информации”, заложившему основу законодательной базы информационного  обеспечения государственного управления, в условиях, когда “интеллектуальный  труд превращается в труд производительный, создающий стоимость”, госаппарату  необходим “особый класс” (социально-профессиональная группа) интеллектуалов, поставляющих новые знания и обучающих им”.      

Одним из важнейших стратегических направлений  совершенствования государственного управления в регионах является внедрение  и использование разного рода эффективных систем информационной и интеллектуальной поддержки подготовки и принятия управленческих решений, которые будут способствовать грамотному и оперативному процессу выработки  их оптимальных альтернатив. Разновидностью подобных систем, их мощным средством является, к примеру, региональный банк кадровой информации (РБКИ) — центральный механизм формирования кадрового резерва, подбора, аттестации госслужащих, их расстановки. Основная цель РБКИ — обеспечение информационной и аналитической поддержки стратегического управления государственной региональной кадровой политикой. Целесообразность его создания, в первую очередь, обусловлена обеспечением возможностей для руководителей субъектов РФ проводить свою кадровую политику на основе объективной оценки профессионально-деловых и личностных качеств управленческих кадров, исключая вероятность субъективизма, ведомственного или местнического влияния.     

К сожалению, в государственной службе регионов этот крайне необходимый банк данных не приживается. Причины самые  разные: отсутствие финансов и стандартов, а, вообще, просто нежелание в условиях протекционизма иметь подобное объективное  ноу-хау, дабы не “запугать” большую  часть окружения. По большому счету, несмотря на целесообразность внедрения  РБКИ, в настоящее время принимаемые  в этом направлении меры, осуществляются без учета следующих принципов:

достаточного  научного обоснования и системного подхода;

концептуальной  разработки и проектировки;

учета социально-экономической пользы и  социально-психологического настроя  непосредственных участников преобразований — профессиональных государственных  служащих.      

Таким образом, необходимость теоретического осмысления и социологического анализа  сложившейся ситуации с управленческими  кадрами и управленческой информацией  в государственном региональном управлении определяет не только актуальность, но и ее насущную потребность, тем  более на пороге XXI века.     

Очевидно, что четкая национальная кадровая доктрина — главное на сегодняшний день. Но вместе с тем, повышение авторитета и престижности государственной  службы, создание надлежащих социально-экономических  и социально-правовых условий, пресекающих  такие раздражающие общество явления, как коррупция и взяточничество, ориентирование на “случайный” приток людей в региональном госаппарате, автоматически выталкивающий оттуда достойных специалистов, приобретают  особую значимость. На фоне “отпущенной вольной на свободу” в ходу протекционизм, местничество, слухи, самореклама. Ставка на интеллектуального управленца, его компетентность, профессионализм и эффективные информационные технологии — один из главных путей совершенствования государственного регионального управления в условиях происходящей трансформации общественного строя в России.     

Люди  уже устали от всевозрастающих частых смен представителей власти, их новых  программ и обещаний светлого будущего. Однако и без “революционных потрясений”  можно сделать шаг вперед по пути создания системы, способной компетентно  и результативно регулировать общественные отношения, инициировать прогрессивные, социально-ориентированные проекты, стоять на страже закона и правопорядка. Это позволит не только минимизировать проявление факторов торможения в деятельности властных структур регионов, но и повысить эффективность всего государственного управления, поможет формировать  в общественном сознании позитивный имидж государственной власти, укрепить доверие к ней, расширить социальную базу ее поддержки.     

Управляющим необходимо задуматься о системе  ценностей, которыми они руководствуются, заставить трезво оценить самих  себя с тем, чтобы сделать шаг  вперед в совершенствовании своего профессионального мастерства. Ведь первопричина противоречий — в нас  самих, в нашем сознании. Всего-навсего  надо быть просто Человеком, Гражданином, Патриотом, Профессионалом. Так что  же мешает этому? А иначе и в XXI-м  веке нам придется “ходить” по тому же очередному кругу проблем.     

Уместно здесь привести актуальное и сегодня  мнение знаменитого государственного мужа, обер-прокурора Синода России, воспитателя двух последних русских  царей К.П.Победоносцева. Оценивая государственное  управление царской России, его чиновников и их технологии, он пишет, словно предвидя сегодняшний день: “Тяжело теперь жить всем русским людям, горячо любящим  свое Отечество и серьезно разумеющим праеду в жизни. Было тяжело, и есть, и, горько сказать, еще и будет. У  меня тягота не спадает с души, потому, что вижу и чувствую ежечасно, каков  дух времени и каковы люди стали. Из лжи не выведешь правду; из смешения лени, равнодушия, невежества с безумием и развратом не возникает сам  собою порядок. Что мы посеяли, то и должны пожинать. Всем неравнодушным  к правде людям очень темно  и тяжело, ибо, сравнивая настоящее  с прошлым, давно прошедшим, видим, что живем в каком-то ином мире, где все точно идет вспять к  первобытному хаосу. И мы посреди  всего этого брожения чувствуем  себя бессильными”.     

Современный чиновник не должен забывать старую проверенную  временем истину: “Именно на управленцах  всех уровней лежит задача сделать  все возможное для создания подходящего  варианта будущего и не дать втянуть  себя в водоворот неудач”. Конечно, современный мир многообразен, зависит  от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто  берет на себя бремя ответственности  за руководство нашим хозяйством при трудном движении по неизведанному  пути и кто готов сделать все  для того, чтобы быть на уровне этой ответственности.     

Как показал анализ социологических  исследований, сегодняшний государственный  служащий субъектов РФ, несмотря на все его плюсы и минусы, как  центральное звено в управляющей  системе, потребитель и источник информации, не готов ни в организационном, ни в экономическом, ни в социальном плане к внедрению новых информационных технологий в повседневную деятельность госаппарата. А, значит, он не способен и к совершенствованию государственного управления. “Сливки поднимаются вверх пока не скиснут”. И еще. “На крапиве виноград не родится”.     

Авторитет власти — в ее кадрах, но сила ее — в информации. Смысл информационного  обеспечения в конечном итоге  заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии  и методики с новейшими техническими средствами во, всех проявлениях информационной работы. И то, какие кадры придут завтра во власть, с какой информацией будут работать, станет тому подтверждением. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

       Итак, эффективность государственного управления проявляется на всех уровнях функционирования системы: от отдельной организации  — до местного общества, от местного уровня — до регионального, от регионального  сообщества — до социальной системы  и ее политической организации —  государства. На каждом из уровней эффективность  измеряется своими критериями, характеризующими соотношение целей и результатов, а в иной плоскости соответствие результатов интересам управляющих  и управляемых, выраженных в целях. Высшим критерием эффективности  системы государственного управления в целом служит полнота реализаций ее функций. В обобщенном выражении  — это сохранение данных политической системы и общества, обеспечение  их целостности, единства и безопасности, а также защита интересов всех групп населения, прав и свобод граждан.        

Государственная кадровая политика РФ неразрывно связана  с государственным управлением, при котором кадровая работа является его составной частью и по сути решающей. Она ведется, гл. образом, по трем основным направлениям:       

- в области государственных предприятий,  учреждений, организаций (объединений,  фирм, концернов, компаний и       

- в системе государственной службы (на уровне федеральном, субъектов  Федерации и местного самоуправления);        

- в области негосударственных  предприятий (акционерных, частных,  арендных предприятий, фирм и  т.д.).       

Сущностное  содержание государственной кадровой политики РФ заключается в непосредственной деятельности государственных органов, кадровых служб и должностных  лиц, которые воплощают на практике и проводят в жизнь конкретные мероприятия по его осуществлению. Они реализуют государственную  кадровую политику РФ посредством определения  численности при наборе и подготовке работников и специалистов различных  категорий для отраслей народного хозяйства; установления перечней специальностей и специализаций, степени потребности в тех из них, в которых более всего нуждается государство в определенный момент; путем квалификационных требований, стандартов и нормативов; методами стимулирования и ограничений, а также всеми другими способами, имеющимися в распоряжении государства. Обучение и подготовка кадров в РФ ведется через систему образования, в которую входят общеобразовательные средние и среднеспециальные учреждения, профессионально-технические училища, вузы, аспирантуры и докторантуры, ведомственные учебные заведения, курсы повышения квалификации работников различных отраслей и др. организационные формы как государственные, так и частные.       

Информация о работе Кадровая политика и эффективность государственного упровления