Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа
Вопросы эффективности государственного управления находятся в центре внимания современной науки и практики. Многие ученые видят данную проблему все более актуальной для современной России. И, разумеется, с этим трудно не согласиться;
Высказывание профессора Хольцера к изданию на русском языке названного труда: “Будущее демократических структур власти в России на всех уровнях во многом зависит от их способности обеспечить в условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение самых насущных потребностей отдельных граждан и общества в целом”...
Государственное управление в регионах современной России — самая трудно преодолимая проблема. Анализируя возможности разрешения его нынешних противоречий, сталкиваешься с кажущимся, на первый взгляд, парадоксом. Государственное управление существует уже тысячи лет и разве за этот период так никто и не думал о нем? Хотя, вроде бы, и сегодня у нас есть государство и люди в нем есть. Вроде бы, управляют нами управляющие. Были и есть кадры и информация. Но все равно: все, что происходит вокруг нас, — не так, как хотелось бы.
Оптимальный вариант его совершенствования
так и не найден. Не может быть и его стереотипов,
поскольку государственное управление
России — не инерт-ная система и опыт одной страны
с одними социально-экономическими условиями не
может быть полностью применен в другой
стране с совершенно иными условиями
Разумеется, что основу государственного
управления, как и социального управления
в целом, составляет человек — чиновник
или, как его теперь называем, управленец.
В сегодняшнем, признанном многими учеными понимании —
термин “управленческие кадры” означает
основной (штатный, постоянный), как правило,
квалифицированный состав работников
управления, учреждения) предприятия.
Но можем ли мы, положа руку на сердце, заявить,
что среди управляющих нами — сплошь и рядом способные,
компетентные и профес-сиональные кадры
государственных служащих? — К сожалению,
сегодня всякий человек, получивший где-либо
и какое-либо образование, стремится к управлению.
Число управленцев умножилось до крайности
при образовании новых
Особенно явно это ощущается на
региональном уровне государственного
управления, где еще наблюдаются
Анализ ряда социологических исследований,
проводившихся в период 1993-99 гг. в Волго-Вятских республиках:
Мордовии, Чувашии и Марий-Эл, а также Балашихинской администрации
Отсутствие четкой кадровой
стратегии порождает низкий уровень управляемости
На основании анализа
Следовательно, среди многочисленных проблем государственного регионального управления в соответствии со словами известного теоретика профессора Тощенко Ж.Т. “самой уязвимой точкой государственного управления является проблема кадров”, т.е. неподготовленность значительной части нынешних чиновников к эффективной работе в новых условиях. Поэтому цели реализации экономических реформ во многом зависят от качества поиска, оценки, отбора, выдвижения и продвижения управленческих кадров. В итоге центральной проблемой становятся управленческие кадры, от степени способности, компетентности и профессионализма которых зависит его эффективность.
Сами же государственные служащие считают свою работу эффективной. В связи с этим представляет интерес уровень самооценок личных и деловых качеств чиновников субъектов РФ:
ответственность за дело — 93;
компетентность, профессионализм — 82;
ориентированность на интересы учреждения — 77;
инициативность — 67;
стремление к новому, новаторский подход к делу — 67;
умение учитывать интересы населения — 64.
На память приходит процесс смены представителей
власти. Так, в одном из регионов он проходил
трижды за три года. Наблюдения показали,
что особенно болезненно он проявился для управленцев
из числа бывшей партноменклатуры. Забавно выглядело то,
как некогда недосягаемые партийные функционеры,
забыв о своей главной
А не отсюда ли начинается, так называемая гипертрофия власти? Когда подобное зеркало не способно отражать на своих подчиненных основных присущих ему качеств руководителя (вместе взятых): сознания долга и достоинства, взаимопонимания, доверия, простоты обращения с людьми, компетентности, профессионализма.
Что же из себя представляют
кадры, вновь приходящие во власть? С одной стороны,
— это достаточно образованные люди, но
не имеющие опыта управленческой работы.
Таких обычно малая доля. Чаще всего, среди подобного притока
— люди случайные, могут встречаться даже
с криминальным прошлым. Объединяет эти две социальные
группы кадров управления их идеологизированность
властью, посредством которой они
Определяя сегодняшнее кадровое
обеспечение как “наиболее значительный
вызов, стоящий перед государственной службой”,
профессор Слепцов Н.С. региональный процесс управления
рассматривает как составную часть общей
государственной политики формирования
корпуса российских государственных служащих.
Одной из названных им проблем является
преодоление, прежде всего, стихийности в подготовке
кадрового резерва в
1) неопределенность с выборами глав администраций
и представителей органов
2) неясность механизма аттестации
3) противоречивость и медлительность процесса
Мнение экспертов — самих госслужащих складывается несколько иным образом. Они считают, что, прежде всего, могут улучшить деятельность государственного регионального управления следующие направления:
привлечение в органы власти порядочных людей — специалистов (66,8%);
привлечение к руководству профессионалов, грамотных людей (62,0%);
сокращение числа чиновников и упрощение структуры аппарата (56,6%);
увольнение недостойных, позорящих власть людей (52,9%);
усиление общественного, народного контроля за их деятельностью (38,1%):
борьба с бюрократизмом, бумаготворчеством, канцелярщиной (34,8%);
выборность руководителей всех уровней (22,7%);
повышение зарплаты управленцам (11,4%).
Вместе с вышеперечисленными причинами негативных проявлений в кадровой сфере интервьюеры выделяют:
o нестабильность государственных учреждений, частую их реорганизацию (80%);
o низкий престиж государственной службы и слабый авторитет ее институтов (76%);
o слабость нормативно-правовой базы государственной службы, отсутствие действенного контроля и ответственности чиновников за некачественную и недобросовестную работу (60%);
o отсутствие объективных, независимых от воли начальников информационных технологий кадровой работы (40,4%);
o непродуманность прохождения службы: по мере повышения в должности ответственность возрастает быстрее, чем служебные возможности и мате-риальное вознаграждение (23%);
o коррумпированность властных структур (20%);
o отсутствие справедливой и гибкой системы оплаты труда (12,5%);
o влияние на карьерный рост в национальных республиках этнических и “семейных” факторов, политических ориентаций (11,8%).
Итак, проблема стабильности государственного регионального аппарата и корпуса государственных служащих, скорейшее обеспечение органов власти государственно-мыслящими, квалифицированными кадрами становится ключевой задачей регионального управления.
Статус кадров во многом зависит и от
того, насколько хорошо организована их
работа, как они обеспечены служебными
помещениями, оснащены оргтехникой, компьютерами
и т.д. Следует особо подчеркнуть, при этом,
что ниже всего опрошенные оценивают состояние
Сегодняшнему управленцу уже недостаточно лишь опыта в работе, требуемых критериальных качеств. Сейчас необходимо постоянное самосовершенствование, приобретение новых знаний. Управленец должен избавиться от старых рутинных технологий и имеющийся в кабинете компьютер использовать не в качестве необходимого элемента интерьера мебели, а как инструмент, мощное средство при подготовке и принятии управленческих решений. Он просто обязан владеть новыми информационными технологиями. Именно синтез качеств, навыков, умений, опыта, теории, практики, приобретенных знаний в процессе учебы и, еще добавим, — горячей любви к Родине и своему народу — дает основания заявлять о государственном служащем как о профессионале.
Совершенно очевидно, что статус чиновника сам по себе ничего не значит. То есть важным представляeтcя не только “что”, но и “как” делать? В современных условиях государственное региональное управление изменило представление о том, что теперь является основным богатством нации, учреждения, человека. Если государственный служащий — основа государственного управления, авторитет власти, то информация ее сила, главное богатство экономики. Управленец и управленческая информация представляют единое целое, они взаимосвязаны. Ведь эффективность управленческой информации зависит от степени влияния на нее уровня интеллекта, компетентности, профессионализма пользователя — государственного служащего, свойств и качеств самой информационной системы, используемой при подготовке и принятии управленческих решений. Роль современной информации многогранна и неоценима. Управленческая информация не только простое средство общения, взаимодействия, жизнеобеспечения, это — свобода принимать решения, это товар и деньги, это сила и инструмент власти, ведь во истину, кто владеет информацией, — тот правит миром.
Информация о работе Кадровая политика и эффективность государственного упровления