Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:10, реферат
Эволюция управленческой мысли в ХХ веке стала, по какому-то молчаливому всеобщему согласию, предметом монополии американского менеджмента. В этом легко убедиться, ознакомившись с трактовкой становления менеджмента в западных источниках. Это не совсем так. Достаточно вспомнить: "Всеобщую организационную науку" А.А. Богданова, опубликованную еще в 20-х годах ХХ века, в которой был предвосхищен "системный подход" задолго до его появления на Западе. Можно также вспомнить то обстоятельство, что прототипом "долгосрочного планирования" (предтечей стратегического менеджмента) являлись, как ни странно, "планы пятилетки" Советского Союза 1920-30-х гг.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией6. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим собственно функции управления.
Вторая категория
классических принципов касалась построения структуры организац
ПРИМЕР 2.2. Принципы управления Анри Файоля
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкция.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6 Подчиненность личных интерес
7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорция между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
9. Скалярная цепь Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, ио было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Справедлив
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.
Источник Henri Fayol. General and Industrial Management (London: Pitman, 1949), pp. 20-41.
Школа человеческих
отношений (1930—1950).
Поведенческие науки (1950 — по настоящее
время)
Школа научного управления и классическая школа появились на свет, коща психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение тоща новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называетсянеоклассической школой.
ДВИЖЕНИЕ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ. Двух ученых — Мери Паркер
Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать
самыми крупными авторитетами в развитии
школы человеческих отношений в
управлении. Именно мисс Фоллетт была
первой, кто определил менеджмент
как «обеспечение выполнения работы
с помощью других лиц». Знаменитые
эксперименты Элтона Мэйо, особенно те,
которые проводились на заводе «Уэстерн
Электрик» в Хоторне (см. гл. 8), открыли
новое направление в теории управления.
Мэйо обнаружил, что четко разработанные
рабочие операции и хорошая заработная
плата не всегда вели к повышению
производительности труда, как считали
представители школы научного управления.
Силы, возникавшие в ходе взаимодействия
между людьми, могли превзойти
и часто превосходили усилия руководителя.
Иногда работники реагировали гораздо
сильнее на давление со стороны коллег
по группе, чем на желания руководства
и на материальные стимулы. Более
поздние исследования, проведенные
Абрахамом Маслоу и другими психологами
(что также описано в
Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ
НАУК. Развитие таких наук, как психология
и социология и совершенствование
методов исследования после второй
мировой войны сделало изучение
поведения на рабочем месте в
большей степени строго научным.
Среди наиболее крупных фигур
более позднего периода развития
поведенческого-
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Поведенческий подход
стал настолько популярен, что он
почти полностью охватил всю
область управления в 60-е годы. Как
и более ранние школы, этот подход
отстаивал «единственный
Таблица 2.2. Вклад различных направлений
Школа научного управления |
1.
Использование научного 2. Отбор работников,
лучше всего подходящих для
выполнения задач, и 3. Обеспечение работников
ресурсами, требуемыми для 4. Систематическое
и правильное использование 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. |
Классическая школа управления |
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный
подход к управлению всей |
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук |
1.
Применение приемов управления
межличностными отношениями 2. Применение наук
о человеческом поведении к
управлению и формированию |
Школа науки управления |
1.
Углубление понимания сложных
управленческих проблем 2. Развитие количественных
методов в помощь |
Наука управления или количественный подход (1950 — по настоящее время)
(Следует обратить
внимание на различия перевода
и содержания двух понятий
— scientific management — «научное управление»,
которое в американской
Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно.
Англичане должны были
отыскивать способ наиболее эффективного
использования ограниченного
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ И МОДЕЛИ. По своей сути, исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на метод проб и ошибок. Точно так же модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.
После создания модели,
переменным задаются количественные значен
ВЛИЯНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО
ПОДХОДА. Влияние науки управления
или количественного подхода
было значительно меньшим, чем влияние
бихевиористского подхода, отчасти
потому, что гораздо большее число
руководителей ежедневно
В табл. 2.2. представлен вклад четырех школ в развитие управленческой мысли.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
Эта концепция, означающая
крупный поворот в