Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:10, реферат
Эволюция управленческой мысли в ХХ веке стала, по какому-то молчаливому всеобщему согласию, предметом монополии американского менеджмента. В этом легко убедиться, ознакомившись с трактовкой становления менеджмента в западных источниках. Это не совсем так. Достаточно вспомнить: "Всеобщую организационную науку" А.А. Богданова, опубликованную еще в 20-х годах ХХ века, в которой был предвосхищен "системный подход" задолго до его появления на Западе. Можно также вспомнить то обстоятельство, что прототипом "долгосрочного планирования" (предтечей стратегического менеджмента) являлись, как ни странно, "планы пятилетки" Советского Союза 1920-30-х гг.
ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ
СИСТЕМЫ. Существует два основных типа
систем: закрытые и открытые. Закрытая
система имеет жесткие
Открытая
система характеризуется взаимодействием
с внешней средой. Энергия, информация,
материалы — это объекты обмена с внешней
средой через проницаемые границы системы.
Такая система не является самообеспечивающейся,
она зависит от энергии, информации и материалов,
поступающих извне. Кроме того, открытая
система имеет способность приспосабливаться
Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Даже для монастыря — чтобы действовать в течение длительного времени — необходимо, чтобы приходили люди и поступали продукты, поддерживался контакт с основавшей его церковью. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.
Рис. 2.3.Организация - открытая система.
ПОДСИСТЕМЫ. Крупные
составляющие сложных систем, таких
как организация, человек или
машина, зачастую сами являются системами.
Эти части называются подсистем
Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Проржавевший проводок от аккумулятора не подает ток в электросистему автомобиля, вследствие чего не может работать вся машина. Точно также работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.
Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления — главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ. Рис. 2.3. представляет собой упрощенное изображение организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.
Переменные и системный подход
Поскольку это довольно
новый подход, мы еще не можем
полностью оценить истинное воздействие
данной школы на теорию и практику
управления. Тем не менее, уже сейчас
можно сказать, что его влияние
велико и, кажется, будет расти в
будущем. По словам профессоров Розенцвейга
и Каста, теория систем обеспечила дисциплину
управления основой для интеграции
концепций, разработанных и предложенных
более ранними школами . Многие из
этих более ранних идей, несмотря на
то, что они не могут рассматриваться
как полностью правильные, имеют
большую ценность. На системной основе
вероятно можно будет синтезировать
новые знания и теории, которые
будут разрабатываться и
Однако, теория систем
сама по себе еще не говорит руководителям,
какие же именно элементы организации
как системы особенно важны. Она
только говорит, что организация
состоит из многочисленных взаимозависимых
подсистем и является открытой системой,
которая взаимодействует с
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД
(В оригинале
contingency approach — вероятностный, зависящий
от случайностей, обстоятельств,
от ситуации. Используя наиболее
адекватный термин «
Традиционные школы
управления пытались определить принципы,
относящиеся к функциям управления.
Этот комплекс теоретических знаний
о том, как должны работать руководители,
традиционно рассматривается
Ситуационный подход,
разработанный в конце 60-х годов
не считает, что концепции традиционной
теории управления, бихевиористской
школы и школы науки управления
неверны. Системный подход, с которым
ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различн
Рис. 2.4. Процесс управления с точки зрения открытой системы.
Рассмотрение ситуации
как важного явления не является
чем-либо новым в управленческой
теории. Идя намного впереди своего
времени, Мери Паркер Фоллетт еще
в 20-е годы говорила о «законе
ситуации». Она отмечала, что «различные
ситуации требуют различных типов
знаний», и что человек, обладающий
знаниями применительно только к
одной ситуации, стремится быть в
хорошо управляемых деловых
Однако, лишь в конце 60-х годов управление и смежные дисциплины социальных наук получили достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на организацию и на эффективность управления в различных ситуациях. Такая увязка очень важна для сравнения стилей управления в различных культурах. Например, хотя многие организации недавно предприняли попытку заимствовать японские методы управления, успех может зависеть от отбора лишь тех методов, которые соответствуют культуре людей, которыми управляют.
Ситуационный подход и процесс управления
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.
Например, все организации
должны создавать структуры для
того, чтобы добиться своих целей.
Однако, существует множество различных
способов построения организационных
структур. Может быть создано много
или мало уровней управления. Руководители
среднего и низового звеньев могут
получить большую долю участия в
принятии решений, или наоборот —
руководители высшего звена могут
резервировать за собой право
принимать самые ответственные
решения. Если определенный род деятельности
может логически
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход
концентрируется на ситуационны
1 Руководитель должен
быть знаком со средствами
профессионального управления, которые
доказали свою эффективность.
Это подразумевает понимание
процесса управления, индивидуального
и группового поведения,
2. Каждая из управленческих
концепций и методик имеет
свои сильные и слабые стороны,
3. Руководитель
должен уметь правильно
4. Руководитель
должен уметь увязывать
СИТУАЦИОННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ.
Успех или неуспех
Установление этих
основных переменных, в особенности
в области лидерства и