Эволюция управленческой мысли в ХХ веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Эволюция управленческой мысли в ХХ веке стала, по какому-то молчаливому всеобщему согласию, предметом монополии американского менеджмента. В этом легко убедиться, ознакомившись с трактовкой становления менеджмента в западных источниках. Это не совсем так. Достаточно вспомнить: "Всеобщую организационную науку" А.А. Богданова, опубликованную еще в 20-х годах ХХ века, в которой был предвосхищен "системный подход" задолго до его появления на Западе. Можно также вспомнить то обстоятельство, что прототипом "долгосрочного планирования" (предтечей стратегического менеджмента) являлись, как ни странно, "планы пятилетки" Советского Союза 1920-30-х гг.

Файлы: 1 файл

Эволюция.docx

— 677.58 Кб (Скачать)

Первый  взрыв интереса к управлению был  отмечен в 1911 году. Именно тогда американский инженер Ф. У. Тейлор опубликовал  свою книгу " Principles of Scientific Management " ("Принципы научного управления"), которую многие считают началом  признания управления наукой и самостоятельной  областью исследований. Однако, еще  задолго до опубликования трудов Тейлора, в американском обществе инженеров-механиков  большой шум наделал доклад Тауна , в котором он провозгласил принцип, что всякий инженер должен быть также  и экономистом. Подобный лозунг не был  идеологическим измышлением, в нем  была сформулирована уже назревшая  и успевшая фактически сказаться  тенденция и отчасти указаны  ближайшие практические перспективы. Многие инженеры увидели в нем  правильное выражение складывавшегося  положения вещей. С особым вниманием  отнесся к данной проблеме и Тейлор, посвятивший впоследствии долгие годы кропотливой работы правильному, как  ему казалось, ее разрешению.

Видно, что  понимание того, что организацией, чтобы более эффективно достигать  ее целей, можно и нужно управлять  систематизировано, развивалось с  первой половины XIX века до 20-х годов  века нынешнего. Основной силой, которая  подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая  началась в Англии. Но идея того, что  управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке. Это  обусловлено рядом факторов. В  начале XX века США были почти единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Трансконтинентальные железнодорожные линии, строительство которых было завершено в конце XIX века, превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. В то время практически не существовало государственного регулирования в бизнесе. Невмешательство позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего дела, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей, крупных предприятий, причем, настолько крупных, что они требовали новых формализованных способов управления.

Таким образом, можно сказать, что появление  и оформление управления как науки  было частично ответом на потребности  большого бизнеса; частично попыткой воспользоваться  преимуществами техники, созданной  в период промышленной революции;  частично   достижением   группы   любознательных  людей,  имевших горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы.

Дальнейшее  развитие науки об управлении не представляло собой серию последовательных шагов  вперед. Скорее, это было несколько  различных подходов, которые часто  совпадали, что-то заимствовали друг у  друга. Объектами управления являются и люди, и техника, а, следовательно, успехи в теории управления зачастую зависели от успехов в других, связанных  с управлением, областях, таких как  математика, психология, социология и  так далее. По мере развития этих областей знания исследователи в области  управления узнавали все больше о  факторах, влияющих на успех организации. Такие знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы  к управлению. В то же самое время  мир начинает быстро меняться. Все  более частыми и значимыми  становились научно-технические  нововведения и правительства различных  стран начали все более решительно определяться в своем отношении  к бизнесу. Эти и многие другие факторы заставили представителей управленческой мысли сильнее осознать существование внешних по отношению  к организации сил и их влияние  на нее. Это привело к разработке новых подходов к управлению.

Прогнозирования являются стержнем любой  торговой системы, поэтому отлично  воспроизведенныепрогнозы Форекс могут сделать тебя страшно богатым.

В процессе эволюции науки об управлении появилось  четыре основных школы управления, каждая из которых внесла свой неоценимый вклад в развитие управленческой мысли. Этими школами являются:

1.      Классическая школа (1885-1950), в которой многие выделяют школу научного управления и административную школу управления. Основные представители - Тейлор, Гилберт, Гантт , Файоль , Урвик .

2.      Поведенческая (бихевиористская ) школа управления (1930-1950-наст. время). Основные представители - Мэйо , Барнард , МакГрегор , Маслоу , Герцберг , МакКлелланд .

3.      Школа науки управления или количественного подхода (1950-наст. время). Основные представители - Черчмен , Форестер , Райфа .

4.      Школа ситуационного подхода (1950-наст. время). Основные представители - Берне , Сталкер , Вудворд , Томпсон.

Наиболее  убежденные приверженцы каждой из этих школ полагали в свое время, что именно им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и  неудачные попытки применить  теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными. И тем не менее, концепции и приемы всех четырех школ и по сей день в той или иной степени находят свое применение в управлении организациями. Рассмотрим подробнее развитие классической школы, одним из основоположников которой и является Анри Файоль .

Первой  концепцией классической школы управления было научное управление, которое  тесно связано с работами Тейлора, Френка и Лилии Гилберта и Гантта . Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя  наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь  их более эффективного выполнения. Первой фазой исследований научного управления был анализ содержания работы и определен ие ее о сновных  компонентов. Так, например, Тейлор скрупулезно  замерял количество железной руды и  угля, которое человек может поднять  на лопатах различного размера. Гилберты изобрели прибор и назвали его  микрохронометром . Они использовали его в сочетании с кинокамерой  для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при  определенных операциях и сколько  времени занимает каждая из них. Основываясь  на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить  лишние, непродуктивные движения, и  тем самым повысить эффективность  работы.

Научное управление не пренебрегало и человеческим фактором. Важным вкладом этой школы  было систематическое использование  материального стимулирования с  целью заинтересовать работников в  увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также  возможность небольшого отдыха и  неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало возможность руководству  установить нормы производства, которые  были выполнимы, и платить дополнительно  тем, кто превышал установленный  минимум. Авторы работ по научному управлению признавали важность отбора людей, которые  физически и интеллектуально  соответствовали выполняемой ими  работе, а также подчеркивали большое  значение обучения.

Научное управление также выступало в  защиту отделения управленческих функций  обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его  современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация  в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что делает успешнее всего. Такой  подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие  сами планировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным  переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область  научных исследований. Однако, авторы, писавшие о научном управлении, посвящали  свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Тейлор  и Гилберт начинали свою карьеру  простыми рабочими, что, безусловно, повлияло на их представления об управлении организацией. В отличи и от них, авторы, считающиеся создателями  школы административного управления, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего  звена управления. Анри Файоль , с  именем которого, как уже говорилось, и связывают появление этой школы, руководил большой французской  компанией по добыче угля. Л. Урвик  был консультантом по вопросам управления в Англии. Следовательно, основной заботой  основоположников административного  управления была эффективность в  более широком смысле слова, применительно  к работе всей организации, а не только ее производственной части. Файоль и  его единомышленники старались  определить общие характеристики и  закономерности управления организаций. Их целью было создание универсальных  принципов управления, причем они  исходили из идеи, что следование этим принципам обязательно приведет организацию к успеху. Данные принципы затрагивали два основных аспекта: разработка рациональной системы управления организацией и построение структуры  организации и управления работниками. Следует отметить, что многие принципы управления, разработанные Файолем , до сих пор остаются практически  полезными и применяются во многих организациях.

Читать далее: Учение об управлении анри Файоля

Глава 2. Эволюция управленческой мысли

Введение

В гл.1 мы охарактеризовали понятие менеджмента и его  значение. Эта глава содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную  научную дисциплину и профессию. Как нам предстоит узнать, не существует никаких универсально применимых приемов  или твердых принципов, которые  бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям  повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание  управления и организации. Таким  образом, эту главу можно считать  своего рода вступлением к последующему более серьезному и детальному рассмотрению ряда вопросов, а также как краткий  обзор подходов к управлению.

После чтения этой главы вы должны понимать термины  и понятия, указанные выше.

ДРЕВНЯЯ ПРАКТИКА - НОВАЯ НАУКА

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация  собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами.

Однако, как управление, так и организации древности  сильно отличались от тех, что описаны  в нашей книге. Хотя само управление старо как мир, идея управления как  научной дисциплины, профессии, области  исследований — относительно нова. Управление было признано самостоятельной  областью деятельности только в двадцатом  веке. Немного позже мы попытаемся хотя бы частично раскрыть причины  этого. А сначала давайте кратко остановимся на истории развития организаций и управления ими, чтобы показать, какими они были в прошлом.

Управление и  организации до 1900 года

ДРЕВНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Свершения крупных организаций  в древности ясно указывают, что  они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу Пикчу и  пирамиды Египта могли появиться  на свет только вследствие координированных организованных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные  политические организации. Македония  при Александре Великом, Персия, а  позднее Рим простирались от Азии до Европы. Руководителями этих организаций  были короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были погонщики и надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций.

Шли годы, управление некоторыми организациями становилось  все более четким и все более  сложным, а сами организации становились  все более сильными и все более  устойчивыми. Хорошим примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские  легионы с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, подразделением армий на дивизии, планированием  и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские  страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся  Риму, строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом. Связь, как нам  еще предстоит увидеть, — это  очень важная составляющая успеха организации. Знаменитые дороги, которые кое-где  используются и сейчас, помогали собирать налоги и дань в пользу императора. И, что еще более важно, хорошие  дороги позволяли легионам, размещенным  внутри страны, быстро связываться  с окраинными провинциями, если местные  жители или местная администрация  восставали против римского правления.

формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить в этих огромных процветавших организациях древности, но в целом, характер и структура  управления в те времена отличались от сегодняшних. Например, пропорция  между руководителями и неруководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей  среднего звена. Прежние организации  стремились иметь малочисленную  группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически  все важные решения. Очень часто  руководство осуществлялось одним  человеком, это был как бы театр  одного актера. Если лицо на верхнем  уровне управления (а это почти  всегда был мужчина) был хорошим  лидером и правителем, как Юлий Цезарь, или Адриан, тогда все  шло более или менее гладко. Когда к власти приходил такой  неумелый руководитель, как Нерон, жизнь  могла погрузиться во мрак.

Таблица 2.1. Сравнение  старой и современной организации

Старая организация

Современная организация

Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций.

Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих.

Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена.

Большое количество руководителей, большое  количество руководителей среднего звена.

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.

Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.

Занятие руководящих постов в организации  и чаще всего по праву рождения или путем захвата силой.

Занятие руководящих постов в организации  чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.

Малое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Большое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Упор на приказ и интуицию.

Упор на коллективную работу и рациональность.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли в ХХ веке