Эволюция управленческой мысли в ХХ веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Эволюция управленческой мысли в ХХ веке стала, по какому-то молчаливому всеобщему согласию, предметом монополии американского менеджмента. В этом легко убедиться, ознакомившись с трактовкой становления менеджмента в западных источниках. Это не совсем так. Достаточно вспомнить: "Всеобщую организационную науку" А.А. Богданова, опубликованную еще в 20-х годах ХХ века, в которой был предвосхищен "системный подход" задолго до его появления на Западе. Можно также вспомнить то обстоятельство, что прототипом "долгосрочного планирования" (предтечей стратегического менеджмента) являлись, как ни странно, "планы пятилетки" Советского Союза 1920-30-х гг.

Файлы: 1 файл

Эволюция.docx

— 677.58 Кб (Скачать)

Социологические методы —  методы социологического исследования, в том числе и социометрические.

Программно-целевые методы — методы, в которых применяется  специальная матрица, состоящая  из 4 столбцов (исполнители, ресурсы, сроки, цели) и неопределенного количества строк (мероприятия) в зависимости  от объема выполняемых работ.

Проблемно-ориентированные  методы — методы, которые используются в сложных нештатных ситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийные бедствия, аварии, чрезвычайные ситуации, конфликты). В  таких ситуациях основной критический  ресурс — время, на первый план выходит  умение оперативно управлять временем. Специальные тренировки, сборы, тренинги позволяют скоординировать действия подразделений и руководства  в нештатных ситуациях, выявить  и проанализировать ошибки в ответных действиях.

Коммуникативные методы —  методы симметричной и асимметричной  коммуникации, целью которых является создание благоприятной коммуникативной  обстановки в организации и сферах ее взаимодействия с компонентами внешней  среды по вопросам управления персоналом.

Имиджевые методы — методы, основывающиеся на активном применении технологий интегрированных коммуникаций для создания положительного образа организации в глазах ее внешней  и внутренней общественности. К интегрированным  коммуникациям относят: паблик рилейшнз, рекламу, маркетинг, брендинг, промоушн, директ-мейл, спонсоринг, мифодизайн и  др.

Следует заключить, что методы управления персоналом разнообразны по своей природе, но, несмотря на это  должны все-таки находиться в постоянном динамическом равновесии в зависимости  от реальных условий на каждом этапе  развития социально-экономической  системы.

 

Глава 3. Тенденции развития управления персоналом на современном  этапе

 

3.1 Кадровый менеджмент: современное  состояние

 

Уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой  компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках.

В XXI в. приоритет работы с  человеком, кадровой работы, по оценке зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного  предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе в корпорациях.

Интенсивные изменения в  сфере человеческих ресурсов (в глобальном, региональном, национальном, демографическом, отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном измерениях), судя по имеющимся тенденциям, приобретут революционный характер, и специалистов в области кадрового менеджмента  ожидает радикальный сдвиг от сложившихся профессиональных ролевых  стереотипов (администратора-бюрократа  и управленца, придерживающегося  реактивного стиля) к принципиально  новым ролям: стратега, предпринимателя  и маркетолога.

Наметившиеся изменения  в корпоративном управлении, вызванные  глобализацией рынков и структуры  промышленности, сдвигами в архитектуре  рабочих мест и демографии рабочей  силы, ориентацией на высокие доходы собственников, быстрыми и непрерывными организационными и технологическими изменениями, являются стратегическими. Они охватывают не только бизнес в  целом, но и организацию кадровой работы в корпорациях.

1) В бизнесе это следующие  изменения:

- от автономного самообеспечения  — к безграничному партнерству;

- от иерархических или  (и) централизованных структур  — к пластичным и децентрализованным, сетевым структурам;

- от патриархальных моделей  управления — к делегированию  полномочий;

- от ориентации на большие  объемы и низкую себестоимость  — к ориентации на качество, быстроту и нововведения;

- от безошибочной работы  — к измеряемым ее усовершенствованиям;

- от закрытой организационной  системы — к открытой системе.

2) В сфере человеческих  ресурсов корпорации:

- от узкой специализации  и ограниченной ответственности  за порученную работу — к  широким профессиональным и должностным  профилям;

- от спланированного карьерного  пути — к информированному  и гибкому выбору траектории  профессионального развития;

- от ответственности менеджеров  за развитие персонала — к  ответственности самих работников  за собственное развитие;

- от контроля над проблемами, с которыми сталкиваются работники,  — к созданию возможностей  для всестороннего профессионального  роста каждого работника;

- от уклонения от обратной  связи с подчиненными — к  ее активному поиску;

- от секретного рассмотрения  факторов успеха, вакантных рабочих  мест и отбора специалистов  — к открытому обсуждению уровня  компетентности работников, имеющихся  вакансий и путей их заполнения.

С одной стороны, эти сдвиги, затрагивая в первую очередь стратегию  корпорации, превращают кадровые стратегии  в ее ключевой элемент. С другой стороны, без ясно сформулированных стратегических целей корпорации и основных путей  их достижения кадровая работа теряет свой смысл. И если стратегия корпорации не «артикулирована», менеджер по персоналу  должен по крупицам собирать информацию о ее важнейших компонентах: ключевые факторы внешней и внутренней среды, стратегические направления, ожидаемые  финансовые результаты, стратегические угрозы и риски, стратегии поведения  на рынке услуг и сбыта продукции, стратегии развития производства, сегментация  жизненно важных рынков и основные тенденции их переструктурирования.

Доскональное и постоянно  обновляемое знание о состоянии  дел в бизнесе, которому посвятила  себя корпорация, становится решающим элементом профессиональной компетентности специалиста по человеческим ресурсам. Без этого знания невозможно разработать  и реализовать жизнеспособную кадровую стратегию, которая должна быть хорошо спланированным ответом на бизнес-стратегию  корпорации.

 

3.2 Тенденции развития  управления персоналом

 

Для оценки будущих направлений  в эволюции управления и развития человеческих ресурсов полезно познакомиться  с мнениями японских и американских управляющих крупными корпорациями.

Менеджеры 1500 компаний США  о роли управления персоналом в XXI столетии:

- планирование человеческих  ресурсов для завтрашних потребностей  станет составляющей частью формирования  стратегии корпорации;

- руководитель повсеместно  станет членом высшего звена  управления и будет полностью  осведомлен о стратегии, планах  бизнеса, технологии, продуктах и  сегментах рынка;

- роль функции управления  персоналом будет трансформироваться  из процессуальной (сбор и обработка  данных) в ключевой активатор  в подборе и использовании  человеческих ресурсов;

- главными критериями  повышения по службе будут  разнообразие и широта квалификации, умение достигать конкретных  результатов, динамизм, умение работать  в команде, видение и деловая  этика;

- одной из главных функции  управления персоналом станет  интеграция корпоративных культуры, ценностей и целей.

Японские менеджеры будущее  политики в области управления видят  в развитии следующих направлений (% ответов):

Развитие потенциала человеческих ресурсов - 86,6

Тщательное использование  потенциала ЧР - 78,9

Развитие групповой деятельности - 47,1

Акцент на развитие пожилых  занятых - 42,4

Расширение разнообразия квалификаций - 38,3

Стабилизация трудовых отношений - 35,3

Обогащение труда и  ротация - 33,9

Пополнение фондов мотивации - 29,6

Улучшение условий труда - 29,4

Тенденции развития управления персоналом можно свести к следующим:

1. От управления кадрами  к управлению человеческими ресурсами.  Если «специалисты-кадровики» часто  даже не информированы о деловой  стратегии компании, связь между  производством и планированием  персонала очень слабая, то функция  управления человеческими ресурсами,  имеет интегрирующий характер  и сама является частью стратегии.  Основные сдвиги в этом направлении  можно описать следующим образом:

- от вертикального управления, централизованной кадровой функции  и отдела кадров к горизонтальному  управлению, децентрализованной функции  управления персоналом, вовлекающей  линейное управление;

- от планирования персонала  как реакции на производственные  планы к планированию человеческих  ресурсов, полностью интегрированному  в корпоративное планирование.

2. От инструментализма  кадровой функции к стратегической  роли управления персоналом. Акцент  кадровой политики смещается  с подбора и расстановки кадров  к участию в формировании и  реализации стратегии бизнеса.  Если в стратегии компании  акцентируется качество продукции  и потребность в трудовых ресурсах  может быть легко удовлетворена  на внешнем (не внутрифирменном)  рынке труда, что наиболее приемлемым  решением соответствующих проблем  может быть стратегия подбора  и мотивации сотрудников.

Когда целью является ценовая  конкуренция продуктов невысокого качества, а рынок труда не может  удовлетворить потребности в  рабочей силе, то нужна, например, стратегия  развития человеческих ресурсов с акцентом на тренинг.

Если же стратегия ставит своей целью создание новых рынков для новых продуктов с высокими ценами, часто единственным выходом  является использование внутреннего  рынка труда, и управление персоналом становится лучшим механизмом для обеспечения  необходимого качества рабочей силы путем ее развития, мотивации и  достижения баланса между целями организации и целями работников. Последние тесно связаны с  компанией, и управление персоналом интегрировано в ее стратегию.

При стратегическом подходе  к управлению человеческими ресурсами  привлечение, мотивация, развитие и  поддержка тех, кто может лучше  выполнить работу, никогда не были более важным делом, чем сейчас, когда  много компаний перешли к инновационным  стратегиям. Целеустремленная, интеллигентная и творческая рабочая сила сегодня  часто является тем, что отличает одну компанию от другой.

3. От выполнения фрагментарных  кадровых функций к вовлечению  линейного управления в управление  персоналом и помощи ему. Оставляя  за собой ряд прежних кадровых  функций, управление персоналом  добавило себе новую важную  функцию - оказание помощи линейному  менеджменту в развитии и лучшем  использовании его организационного  потенциала, т.е. подчиненных ему  человеческих ресурсов. Частью этой  функции является активное вовлечение  линейного менеджмента в управление  персоналом, особенно в развитие  будущего человеческого потенциала  организации.

Специалист в области  управления человеческими ресурсами  должен быть высококвалифицированным  советником и консультантом высшего  менеджмента и его подчиненных, помогающим им решать общие проблемы.

4. Профессионализация функция  управления человеческими ресурсами.  Стратегический и интегративный  характер этой функции, более  широкое вовлечение линейного  руководства в ее реализацию, а также повышение ее консультативного  характера приводят к необходимости  профессионализации управления  персоналом.

Если раньше начальником  отдела кадров мог быть практически  любой дисциплинированный человек (часто из военных-отставников), способный  управлять небольшим штатом служащих невысокой квалификации, то сегодня растущая упреждающая и интегрирующая роль управления персоналом, повышение его статуса до высшего звена управления, усложнение техники подбора, расстановки, развития, мотивации, продвижения и использования людского потенциала делают эту профессию одной из важнейших для выживания и успеха компании.

5. Больший акцент на  управление изменениями. Поскольку  гибкость и способность к изменениям  представляют сегодня ключевые  характеристики бизнеса, а основным  барьером (как и фактором изменений)  являются люди, то одной из  важнейших функций управления  персоналом становится активное  управление изменениями и организационное  развитие. Как правило, способность  к изменениям связана с более  высоким уровнем образования,  более широкой квалификацией,  способностью переобучаться, уровнем  творчества и инновационности  персонала. Это ставит более  сложные задачи сточки зрения  техники и методов оценки и  подбора, тренинга и развития  работников.

6. Расширение и углубление  социального партнерства и трудовых  отношений становится все более  важной функцией управления персоналом.

В экономике партнерство  рассматривается не только как этическое  понятие, но и как организационный  принцип. Оно означает признание  взаимозависимости и солидарности в социальном контексте, а также  признание различного рода социальных интересов отдельных общественных групп и как следствие предоставление им права участвовать в политических и экономических процессах, в  принятии управленческих решений.

Партнерство и участие  в принятии управленческих решений  улучшают трудовые отношения и психологический  климат на предприятиях. В результате работники проявляют большее  понимание проблем предприятий, становятся более активными в  повышении производительности труда.

В связи с возрастанием роли социального партнерства все  заметнее сдвиг от традиционных коллективных переговоров между профсоюзами  и предпринимателями к системе  совместных консультаций.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли в ХХ веке