Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:10, реферат
Эволюция управленческой мысли в ХХ веке стала, по какому-то молчаливому всеобщему согласию, предметом монополии американского менеджмента. В этом легко убедиться, ознакомившись с трактовкой становления менеджмента в западных источниках. Это не совсем так. Достаточно вспомнить: "Всеобщую организационную науку" А.А. Богданова, опубликованную еще в 20-х годах ХХ века, в которой был предвосхищен "системный подход" задолго до его появления на Западе. Можно также вспомнить то обстоятельство, что прототипом "долгосрочного планирования" (предтечей стратегического менеджмента) являлись, как ни странно, "планы пятилетки" Советского Союза 1920-30-х гг.
Социологические методы —
методы социологического исследования,
в том числе и
Программно-целевые методы — методы, в которых применяется специальная матрица, состоящая из 4 столбцов (исполнители, ресурсы, сроки, цели) и неопределенного количества строк (мероприятия) в зависимости от объема выполняемых работ.
Проблемно-ориентированные
методы — методы, которые используются
в сложных нештатных ситуациях
(экономические кризисы, потери рынков
сбыта, стихийные бедствия, аварии,
чрезвычайные ситуации, конфликты). В
таких ситуациях основной критический
ресурс — время, на первый план выходит
умение оперативно управлять временем.
Специальные тренировки, сборы, тренинги
позволяют скоординировать
Коммуникативные методы — методы симметричной и асимметричной коммуникации, целью которых является создание благоприятной коммуникативной обстановки в организации и сферах ее взаимодействия с компонентами внешней среды по вопросам управления персоналом.
Имиджевые методы — методы, основывающиеся на активном применении технологий интегрированных коммуникаций для создания положительного образа организации в глазах ее внешней и внутренней общественности. К интегрированным коммуникациям относят: паблик рилейшнз, рекламу, маркетинг, брендинг, промоушн, директ-мейл, спонсоринг, мифодизайн и др.
Следует заключить, что методы управления персоналом разнообразны по своей природе, но, несмотря на это должны все-таки находиться в постоянном динамическом равновесии в зависимости от реальных условий на каждом этапе развития социально-экономической системы.
Глава 3. Тенденции развития управления персоналом на современном этапе
3.1 Кадровый менеджмент: современное состояние
Уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках.
В XXI в. приоритет работы с человеком, кадровой работы, по оценке зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе в корпорациях.
Интенсивные изменения в
сфере человеческих ресурсов (в глобальном,
региональном, национальном, демографическом,
отраслевом, корпоративном, профессиональном
и индивидуальном измерениях), судя
по имеющимся тенденциям, приобретут
революционный характер, и специалистов
в области кадрового
Наметившиеся изменения в корпоративном управлении, вызванные глобализацией рынков и структуры промышленности, сдвигами в архитектуре рабочих мест и демографии рабочей силы, ориентацией на высокие доходы собственников, быстрыми и непрерывными организационными и технологическими изменениями, являются стратегическими. Они охватывают не только бизнес в целом, но и организацию кадровой работы в корпорациях.
1) В бизнесе это следующие изменения:
- от автономного
- от иерархических или
(и) централизованных структур
— к пластичным и
- от патриархальных моделей управления — к делегированию полномочий;
- от ориентации на большие объемы и низкую себестоимость — к ориентации на качество, быстроту и нововведения;
- от безошибочной работы
— к измеряемым ее
- от закрытой организационной системы — к открытой системе.
2) В сфере человеческих ресурсов корпорации:
- от узкой специализации
и ограниченной
- от спланированного карьерного пути — к информированному и гибкому выбору траектории профессионального развития;
- от ответственности менеджеров
за развитие персонала — к
ответственности самих
- от контроля над проблемами,
с которыми сталкиваются
- от уклонения от обратной связи с подчиненными — к ее активному поиску;
- от секретного рассмотрения
факторов успеха, вакантных рабочих
мест и отбора специалистов
— к открытому обсуждению
С одной стороны, эти сдвиги, затрагивая в первую очередь стратегию корпорации, превращают кадровые стратегии в ее ключевой элемент. С другой стороны, без ясно сформулированных стратегических целей корпорации и основных путей их достижения кадровая работа теряет свой смысл. И если стратегия корпорации не «артикулирована», менеджер по персоналу должен по крупицам собирать информацию о ее важнейших компонентах: ключевые факторы внешней и внутренней среды, стратегические направления, ожидаемые финансовые результаты, стратегические угрозы и риски, стратегии поведения на рынке услуг и сбыта продукции, стратегии развития производства, сегментация жизненно важных рынков и основные тенденции их переструктурирования.
Доскональное и постоянно обновляемое знание о состоянии дел в бизнесе, которому посвятила себя корпорация, становится решающим элементом профессиональной компетентности специалиста по человеческим ресурсам. Без этого знания невозможно разработать и реализовать жизнеспособную кадровую стратегию, которая должна быть хорошо спланированным ответом на бизнес-стратегию корпорации.
3.2 Тенденции развития управления персоналом
Для оценки будущих направлений в эволюции управления и развития человеческих ресурсов полезно познакомиться с мнениями японских и американских управляющих крупными корпорациями.
Менеджеры 1500 компаний США о роли управления персоналом в XXI столетии:
- планирование человеческих
ресурсов для завтрашних
- руководитель повсеместно
станет членом высшего звена
управления и будет полностью
осведомлен о стратегии,
- роль функции управления
персоналом будет
- главными критериями
повышения по службе будут
разнообразие и широта
- одной из главных функции
управления персоналом станет
интеграция корпоративных
Японские менеджеры будущее политики в области управления видят в развитии следующих направлений (% ответов):
Развитие потенциала человеческих ресурсов - 86,6
Тщательное использование потенциала ЧР - 78,9
Развитие групповой
Акцент на развитие пожилых занятых - 42,4
Расширение разнообразия квалификаций - 38,3
Стабилизация трудовых отношений - 35,3
Обогащение труда и ротация - 33,9
Пополнение фондов мотивации - 29,6
Улучшение условий труда - 29,4
Тенденции развития управления персоналом можно свести к следующим:
1. От управления кадрами
к управлению человеческими
- от вертикального управления,
централизованной кадровой
- от планирования персонала
как реакции на
2. От инструментализма
кадровой функции к
Когда целью является ценовая
конкуренция продуктов
Если же стратегия ставит своей целью создание новых рынков для новых продуктов с высокими ценами, часто единственным выходом является использование внутреннего рынка труда, и управление персоналом становится лучшим механизмом для обеспечения необходимого качества рабочей силы путем ее развития, мотивации и достижения баланса между целями организации и целями работников. Последние тесно связаны с компанией, и управление персоналом интегрировано в ее стратегию.
При стратегическом подходе к управлению человеческими ресурсами привлечение, мотивация, развитие и поддержка тех, кто может лучше выполнить работу, никогда не были более важным делом, чем сейчас, когда много компаний перешли к инновационным стратегиям. Целеустремленная, интеллигентная и творческая рабочая сила сегодня часто является тем, что отличает одну компанию от другой.
3. От выполнения фрагментарных
кадровых функций к вовлечению
линейного управления в
Специалист в области управления человеческими ресурсами должен быть высококвалифицированным советником и консультантом высшего менеджмента и его подчиненных, помогающим им решать общие проблемы.
4. Профессионализация функция
управления человеческими
Если раньше начальником отдела кадров мог быть практически любой дисциплинированный человек (часто из военных-отставников), способный управлять небольшим штатом служащих невысокой квалификации, то сегодня растущая упреждающая и интегрирующая роль управления персоналом, повышение его статуса до высшего звена управления, усложнение техники подбора, расстановки, развития, мотивации, продвижения и использования людского потенциала делают эту профессию одной из важнейших для выживания и успеха компании.
5. Больший акцент на
управление изменениями.
6. Расширение и углубление
социального партнерства и
В экономике партнерство
рассматривается не только как этическое
понятие, но и как организационный
принцип. Оно означает признание
взаимозависимости и
Партнерство и участие в принятии управленческих решений улучшают трудовые отношения и психологический климат на предприятиях. В результате работники проявляют большее понимание проблем предприятий, становятся более активными в повышении производительности труда.
В связи с возрастанием роли социального партнерства все заметнее сдвиг от традиционных коллективных переговоров между профсоюзами и предпринимателями к системе совместных консультаций.