Экономическая сущность инвестиционной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие сущности инвестиционной деятельности предприятия.
В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи дипломной работы:
- исследовать теоретическую базу по теме дипломной работы;
- выявить экономическую сущность инвестиционной деятельности предприятия;
- определить основные этапы развития инвестиционного проекта;
- изучить методы оценки эффективности инвестиционного проекта

Оглавление

Глава 1 Экономическая сущность инвестиционной деятельности предприятия
1.1 Сущность и виды инвестиций
1.2 Этапы разработки и реализации инвестиционного проекта
1.3 Роль и методы оценки эффективности инвестиционных проектов
Глава 2 Анализ и оценка эффективности инвестиционного проекта
2.1 Оценка инвестиционной привлекательности и целесообразности принятия проекта
2.2 Расчет экономической эффективности инвестиционного проекта
2.3 Анализ чувствительности инвестиционного проекта
Глава 3 Современное состояние и пути улучшения инвестиционной деятельности в казахстане
3.1 Внешнее и внутреннее инвестирование казахстанской экономики
3.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан
3.3 Роль деятельности инвестиционных фондов в повышении привлекательности инвестиционных проектов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

Рост инвестиций отмечен  в 14 регионах республики. Наибольший прирост  зафиксирован в Карагандинской области  в 2,5 раза, наименьший - в г.Астане (на 0,6%). Высокие темпы прироста отмечены также в Кызылординской и Алматинской областях (соответственно в 2,0 и 1,7 раза). Снизились объемы инвестиций в основной капитал в Западно-Казахстанской области (на 69,3%) и Жамбылской области (на 66,6%).

В январе-феврале 2005г. объемы построенного жилья превысили уровень аналогичного периода предыдущего года в 12 регионах республики. Наиболее активное жилищное строительство ведется в Алматинской области, где объемы ввода жилых домов по сравнению с январем-февралем 2004 года возросли в 2,1 раза, а также в Карагандинской и в Северо-Казахстанской (соответственно в 2 раза), Мангистауской (в 1,6 раза) областях и в г.Алматы (в 1,9 раза).

Инвестирование, как зарубежное, так и внутреннее, выступает как  объективно необходимый финансовой стабилизации экономики Казахстана, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования инвестиционных вложений.

 

3.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан

 

В существовавших в процессе перехода Казахстана к рынку условиях было очевидно, что только государство  могло стать инициатором диверсификации экономики, так как частный сектор не был способен осуществлять крупные долгосрочные инвестиции.

Поэтому основным решением проблемы реконструкции экономики  стало формирование эффективных  механизмов концентрации и перераспределения  государством внутренних инвестиционных ресурсов в приоритетные и конкурентоспособные отрасли.

Государственный бюджет стал активным инструментом проведения государственной инвестиционной политики. В частности, растущие доходы от сырьевого  сектора и внутренние сбережения эффективно перераспределялись государством в приоритетные для обеспечения устойчивости страны отрасли, но не на текущее потребление. Для этого были созданы специальные организационные формы поддержки инвестиционных программ.

Законодательство РК с момента приобретения Казахстаном  независимости претерпело значительную эволюцию. Наиболее важной «вехой» законодательного регулирования инвестиционной деятельности явилось принятие 27 декабря 1994 года Закона «Об иностранных инвестициях». Этим нормативным правовым актом для иностранных инвесторов, по сути, был определен режим наибольшего благоприятствования, что явилось основным аргументом для иностранных инвесторов в пользу направления инвестиций в экономику Казахстана.

Не менее важным для  инвесторов является Закон Республики Казахстан от 28 февраля 1997 года № 75-1 «О государственной поддержке прямых инвестиций».

Этими Законами иностранным  инвесторам были предоставлены стабилизационные положения (гарантии):

от изменения законодательства, ухудшающего положение инвестора, что наиболее благоприятствовало долгосрочным инвестиционным проектам (статья 6 Закона Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях»;

от экспроприации, по возмещению убытков в случае чрезвычайных обстоятельств или незаконных действий государственных органов и должностных  лиц;

по использованию без ограничений собственных доходов и валютных средств

по объективному и  непредвзятому рассмотрению инвестиционных споров либо в судебных органах Республики Казахстан либо в органах международного арбитража, по выбору инвестора.

Были определены приоритетные отрасли экономики, создана успешно действующая система поощрения государством вложений прямых инвестиций в эти отрасли путем предоставления налоговых и таможенных льгот и преференций, натурных грантов, с целью создания благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики.

В 1999 году в значительной степени было улучшено казахстанское  законодательство о недропользовании.

Законом от 11 августа 1999 г., была отменена обременительная и сложная лицензионно-контрактная система, которая предусматривала процедуру, состоящую из двух стадий: получение лицензии и заключение контракта на недропользование. В результате внесения изменений инвесторы, получающие право недропользования, не должны проходить через двойную процедуру. Инвестиционный проект рассматривается уполномоченным государственным органом, и на основании результатов конкурса инвестиционных програм заключается уже собственно контракт на недропользование. Безусловно, это изменение явилось весьма прогрессивным шагом в законодательстве Казахстана для инвесторов, осуществляющих деятельность на рынке недропользования.

Представление интересов  государства и государственное  регулирования инвестиционной деятельности осуществляет Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел Республики Казахстан, которому были переданы функции и полномочия упраздненного Агентства Республики Казахстан по инвестициям, а в области недропользования - Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. В компетенции этих органов находится решение текущих вопросов инвестиционной деятельности на территории Казахстана, в том числе рассмотрение инвестиционных проектов, заключение Контрактов с иностранными инвестициями и предоставление инвестиционных преференций.

Регистрацию инвестиционных финансовых операций, связанных с  движением капитала, осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан.

Чрезвычайно важным фактором для привлечения иностранных  инвестиций, создания благоприятной среды для деятельности иностранных инвесторов на территории Казахстан, явилось учреждение Указом Президента Республики Казахстан от 30 июня 1998г., консультативно-совещательного органа - Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, руководство деятельностью и председательство на заседаниях которого осуществляет Президент Республики Казахстан.

Совет иностранных инвесторов является реально работающим органом, вносящим на рассмотрение Президенту Республики Казахстан предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности, предложений по вопросам, связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов Республики Казахстан, имеющих международное значение, разработка рекомендации по улучшению инвестиционного климата, а также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан, вырабатывающим предложения по интеграции Казахстана в мировые экономические процессы.

Благодаря образованию  Совета иностранных инвесторов, достигнуты реальные возможности для диалога иностранных инвесторов с властями Казахстана. Это является немаловажным фактором, учитывая современные тенденции в изменении законодательного регулирования инвестиционной деятельности в Казахстане.

Правовое регулирование  инвестиционной деятельности и тенденции  его развития на территории Республики Казахстан, определяются на сегодняшний  день следующими факторами.

1) В Казахстане провозглашена  политика поддержки отечественного  товаропроизводителя и импортозамещения, в связи с чем, иностранные инвесторы законодательно обязаны при реализации инвестиционных проектов в обязательном порядке использовать продукцию, товары и услуги казахстанских подрядчиков.

2) С целью улучшения  социальной обстановки в обществе Казахстана, поощрения создания новых рабочих мест для граждан Казахстана при реализации инвестиционных проектов, законодательно ограничен определенными ежегодными квотами ввоз иностранной рабочей силы на территорию Республики Казахстан.

3) С целью цивилизованной защиты экономических интересов Республики Казахстан введен государственный контроль за применением трансфертных цен. Налоговые органы Казахстана вправе контролировать применение трансфертных цен и в случае ущемления экономических интересов государства, вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов с целью корректировки налогооблагаемой базы.

С 01 января 2002 года вступил  в действие новый Налоговый Кодекс Республики Казахстан. Его нормы, в  соответствии с новой иерархией  нормативно-правовых актов в Республике Казахстан, обладают более высокой юридической силой, нежели нормы Законов «Об иностранных инвестициях», «О государственной поддержке прямых инвестиций». Соответственно, некоторые нормы этих актов, вступившие в коллизию с новым Налоговым кодексом, сейчас не применяются.

На сегодняшний день в стране за десять лет независимости  в более или менее достаточной  степени сформировался достаточно крупный национальный частный капитал, в связи с чем возникло мнение определенных групп казахстанского бизнеса и правительственных кругов о необходимости уравнения в правах национальных и иностранных инвесторов.

Республикой Казахстан  заключено и ратифицировано более 30 двусторонних международных договоров  и соглашений о взаимной защите и  поддержке инвестиций.

В заключенных и ратифицированных Республикой Казахстан международных  соглашениях договаривающиеся стороны  обязались предоставлять инвесторам государств - участников возможность  в случае ущемления их интересов  предъявить иск против принимающего государства не только в судах этого государства, но и в международном суде. Если спор не решен путем переговоров, он передается на решение органов международного арбитража, при этом согласие государства предполагается полученным. В свою очередь, государство может заявить иск к иностранному инвестору в суды своей юрисдикции только с письменного согласия инвестора.

Таким образом, права  иностранных инвесторов, в том  числе и право на обращение  для разрешение инвестиционных споров в органы международного арбитража, безусловно защищены нормами международных договоров в случае, если инвестор является физическим либо юридическим лицом государства, подписавшего с Республикой Казахстан и ратифицировавшего в установленном порядке соглашение о взаимной защите и поддержке инвестиций.

Иностранные инвестиции, несмотря на экономический подъем последних  лет, устойчивое формирование национального  капитала, и на сегодняшний день остаются весьма актуальными для  Казахстана.

У иностранных инвесторов, на сегодняшний день, существуют реальные возможности для конструктивного диалога и достижения реального взаимопонимания с Президентом и государственными органами Казахстана.

Все объективные экономические, политические и правовые факторы, реалии жизни, говорят о том, что взаимопонимание  между иностранными инвесторами, казахстанскими государственными органами и деловыми кругами, будет достигнуто.

В целом процедура  привлечения и защиты инвестиционного  капитала в настоящее время регулируется свыше 20 законодательными и нормативными правовыми актами.

В соответствии с ними в Казахстане инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности во всех разрешенных организационно-правовых формах, в том числе путем создания иностранных фирм, то есть полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств, либо совместных предприятий, в которых им принадлежит часть имущества.

Инвесторам гарантируется  использование по своему усмотрению использование доходов, полученных от своей деятельности, для реинвестиций в республике, для приобретения товаров и для других целей.

 

3.3 Роль деятельности  инвестиционных фондов в повышении  привлекательности инвестиционных  проектов

 

Инвестиционные фонды  реализуют программу инвестирования экономики за счет использования  всего набора источников инвестирования: внутренних и внешних инвестиций. Они являются реальной альтернативой банковским депозитам, инвестициям в недвижимость, в ценные бумаги. Их появление способно радикально изменить сложившуюся структуру сбережений и инвестиций, как частных лиц, так и корпоративных структур.

Инвестиционный фонд Казахстана является одним из государственных  институтов развития Республики Казахстан. Деятельность Фонда началась в июле 2003 года. Организационно-правовая форма - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале. Размер уставного капитала на 1 января 2004 года - 23 миллиарда тенге, что эквивалентно более чем 165 млн. долларов США. Правительство Республики Казахстан планирует поэтапное увеличение капитализации Фонда.

Основные задачи Инвестиционного Фонда:

- осуществление инвестиций  в уставный капитал вновь создаваемых,  а также действующих предприятий,  производящих углубленную переработку  сырья и материалов, выпускающих  конкурентоспособную и прибыльную  продукцию с использованием современных и передовых технологий;

- повышение привлекательности  предприятий для потенциальных  инвесторов за счет участия  Фонда в уставном капитале  и совместном управлении этими  предприятиями;

- стимулирование развития  рынка корпоративных ценных бумаг в Республике Казахстан путем расширения объема инвестиций, а также создание условий для применения современных инструментов фондового рынка.

Концептуальные положения  деятельности Фонда:

Информация о работе Экономическая сущность инвестиционной деятельности предприятия