Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 22:32, курсовая работа
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Если коммуникации — своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рас¬сматривать как продукт управленческого труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг.
Принятие правильных решений - это область управленческого искусства.
Принятие правильных управленческих решений положительно сказывается на деятельности предприятия и на его финансовое состояние. От того, какое решение примет руководитель и какое действие он предпримет будет зависеть дальнейшее положение предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1. Понятие и классификация управленческих решений 5
1.2. Этапы разработки управленческих решений 7
1.3. Влияние тайны и конфиденциальности на разработку и принятие
решений 10
2. ИЗМЕРЕНИЕ ОЦЕНКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «САНТОРГ» 17
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Санторг» 17
2.2. Оценка эффективности принятия управленческих решений
на предприятии 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ООО «САНТОРГ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Одиннадцатый этап - это этап коллективной экспертной оценки. Если принимаются важные управленческие решения, то следует использовать коллективные экспертизы, которые обеспечивают наибольшую обоснованность и эффективность принимаемых решений.
Тринадцатый этап - этап разработки плана действий. На этом этапе намечаются определенные организационно-технические мероприятия, направленные на осуществление принятого управленческого решения. На четырнадцатом этапе производится контроль осуществления разработанного плана. Ход осуществления плана должен систематически контролироваться, а имеющие место изменения условий либо отклонения в процессе выполнения плана следует систематически анализировать.
На заключительном, пятнадцатом этапе разработки управленческих решений осуществляется анализ результатов развития данной ситуации после управленческих воздействий. Здесь выполненный план управленческих воздействий подвергается тщательному анализу для оценки эффективности принятых управленческих решений и их осуществления.
Анализ результатов управленческих воздействий, наряду с прогнозированием на будущее может являться основанием для уточненной оценки возможностей данной организации.
1.3. Влияние тайны и конфиденциальности на разработку и принятие решений
Тайна и конфиденциальность при разработке и реализации управленческих решений способны существенно повлиять на эффективность менеджмента. Поэтому необходимо в процессе разработки управленческого решения исследовать значимость тайны и конфиденциальности, включить соответствующий раздел в разрабатываемое решение и реализовать его. Необходимо отметить, что нарушение тайны и конфиденциальности в процессе разработки и реализации решений способно:
1) снизить эффективность решения;
2) повысить риск реализации и появления отрицательных последствий решения.
При этом важно понимать, что как инструменты менеджмента, маркетинговой стратегии и конкурентной борьбы фирм тайна и конфиденциальность могут повысить прибыли в том случае, если их соблюдение позволяет внезапно выйти на рынок и обеспечить (на некоторое время) монопольное положение нового товара.
С другой стороны, необходимым условием рыночного успеха является включение товара в «комплект осведомленности» вероятных покупателей. Поэтому отсутствие своевременной информации о новом товаре у представителей референтных групп, покупателей (особенно покупателей-новаторов) способно затянуть этап вывода товара на рынок, может привести к подрыву престижа товара в среде дилеров и брокеров.
Поэтому стратегия вывода товара на рынок должна предусматривать:
1) соблюдение тайны и конфиденциальности в процессе разработки и внутрифирменных испытаний товара;
2) массированное распространение информации о товаре, сфокусированное на представителей референтных групп.
Тайна и конфиденциальность в менеджменте имеют как юридический, так и экономический аспекты.
Юридический аспект тайны (конфиденциальности) состоит в том, что доступ к информации регулируется, а сама тайна охраняется законом.
Экономический аспект тайны состоит в том, что она может быть использована для достижения определенного экономического эффекта. При этом для конкурентов возникает необходимость создавать и обслуживать резервные фонды, предназначенные для скорейшей ликвидации, сокращения периода внезапности, возможных конкурентных преимуществ противоборствующей стороны. Поэтому в настоящее время информация рассматривается как один из важнейших ресурсов организации.
Тайна и конфиденциальность становятся инструментами РУР потому, что способны порождать и увеличивать случайность, неопределенность и внезапность ситуации для конкурентов и противников. Зачастую тайна и порождаемые ею внезапность и неопределенность тех или иных действий являются решающими факторами в конкурентной борьбе.
При разработке решений по вопросам конкуренции нужно учитывать, что ожидание возможных внезапных проблем побуждает конкурентов создавать резервные фонды. Эти средства отвлечены от основного воспроизводственного процесса. Тем самым снижается эффективность активов конкурентов, а следовательно, появляется возможность получить преимущество в борьбе с конкурентами за счет более рационального, чем у них, использования ресурсов.
Внезапность представляется возможным характеризовать как неспособность или неподготовленность конкурентов к немедленным адекватным ответным мерам. Внезапность связана с тем, что для реализации ответных мер конкурентам необходимо собрать, обработать, провести анализ информации, принять решение, сконцентрировать необходимые для проведения ответных мер ресурсы, реализовать необходимые мероприятия. В процессе концентрации необходимых ресурсов может потребоваться вывести из оборота одни ресурсы, например деньги, для того, чтобы приобрести другие, например нужные товары и т. п. Это требует времени и расхода средств.
Еще более значительным оказывается влияние внезапности тогда, когда речь идет о создании новых образцов товаров. В этом случае конкурентные преимущества могут сохраняться на период, равный сумме продолжительностей цикла разработки соответствующего товара и этапа выведения его на рынок, то есть от момента внезапного вывода нового товара на рынок до момента создания и выведения на рынок аналогичного товара конкурентами.
Например, в области авиации этот период может составлять более десяти лет, в области автомобилестроения – несколько лет, в области бытовой электроники – около года.
При работе фирмы на олигополистическом рынке высокотехнологичных товаров внезапность имеет особое значение. Это связано с тем, что на таких рынках действует небольшое количество компаний, оперативно реагирующих на действия конкурентов, а затраты времени и средств на разработку нового товара велики. Необходимость в оперативном реагировании требует соответствующих резервных фондов.
Таким образом, внезапность тем больше, чем больше времени и средств потребуется конкурентам для принятия объективных ответных мер.
Введем понятие эффекта внезапности – абсолютного объемного показателя средств, необходимых для парирования неожиданных, сохранявшихся в тайне мероприятий конкурентов. Если величина эффекта внезапности превышает объем резервных фондов и других активов, то могут наступить несостоятельность и банкротство.
Период внезапности – абсолютный или относительный показатель, указывающий, на какой календарный период или какую долю этапа или цикла разработки рыночного цикла или жизненного цикла товара фирма, применившая внезапность, опережает конкурентов.
Период внезапности связан со степенью ликвидности резервных активов конкурентов и временем, которое потребуется им для последующего приобретения на вырученные деньги необходимых для ликвидации внезапности физических активов.
Известно, что под ликвидностью какого-либо актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства. Степень ликвидности определяется продолжительностью периода времени, в течение которого эта трансформация актива может быть осуществлена.
Тайна увеличивает долю неопределенных и случайных условий и, следовательно, степень риска при принятии решений. Известно, что в условиях риска человек принимает решения пусть менее эффективные, но снижающие до приемлемого уровня их риск. Поэтому наличие или отсутствие соответствующей информации оказывает большое влияние на успех или неудачу сделок в менеджменте, возможность и эффективность решений, конкурентную борьбу.
Это отсутствие или наличие информации влияет на степень неопределенности при разработке и исполнении управленческих решений, а следовательно, риск в менеджменте.
Влияние неопределенности двояко.
С одной стороны, отсутствие у конкурентов информации о фирме снижает ее собственные риски. При этом одновременно увеличиваются неопределенность и риск конкурентов.
В менеджменте, с одной стороны, стремятся ограничить и строго контролировать доступ как к внутренним, так и к внешним потокам информации об организации, ее планах, ресурсах, партнерах. С другой стороны, менеджеры стремятся обладать всей доступной информацией о конкурентах, рынках и т. д. Для ограничения доступа к информации о фирме используют понятия служебной и коммерческой тайны, конфиденциальности.
«Информация
составляет служебную или
Представляется возможным говорить, что конфиденциальность отличается от тайны масштабами возникающего в результате разглашения информации ущерба и соответственно характером ответственности за последствия ее разглашения. Разглашение тайны может вызвать тяжелые последствия, угрожающие существованию страны и других больших систем. Понятие конфиденциальности относится к менее масштабным системам, а возможный ущерб от разглашения такой информации, как правило, не приводит к угрозе их существованию.
Гражданский кодекс РФ предусматривает ответственность за разглашение тайны и нарушение режима конфиденциальности. Разглашение тайны часто предусматривает уголовную ответственность, а нарушение конфиденциальности – гражданскую, социальную, административную.
Состав сведений, которые могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяется законом и другими правовыми актами. Менеджеры фирм, муниципальных образований, субъектов Федерации, государства вправе защищать такую информацию законными способами.
Наоборот, лица, получившие информацию, составляющую тайну, незаконными методами, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
Часто условия сделки или договора подряда (например, при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) включают положение о том, что стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов.
Менеджер в своей практической деятельности почти всегда стремится обладать как можно большей информацией как одним из источников власти и снижения неопределенности условий принятия решений. Но важно при этом соблюдать нормы закона, социальные, моральные ограничения.
Менеджер должен знать, что обладание определенной информацией может создавать угрозу карьере, здоровью и самой жизни менеджера. Такой менеджер может стать объектом посягательств со стороны конкурентов или других лиц, заинтересованных в сохранении тайны.
Это особенно важно учитывать менеджерам, работающим в условиях правового вакуума переходного периода. Поэтому менеджеру было бы разумно ограничиваться информацией, необходимой для выполнения его функций. Но чаще всего определить границы такой информации трудно.
2. ИЗМЕРЕНИЕ
ОЦЕНКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
2.1. Общая
характеристика предприятия
Организация ООО «Санторг» была организованная относительно недавно, четыре года назад. Созданию этой фирмы предшествовала реорганизация других предприятий, таким образом можно считать, что компания в своем первозданном виде функционирует с начала 90-х годов.
Организация работает в сфере оптово-розничной торговли. В частности предприятие занимается импортом: пива, минеральной воды, сокосодержащих и мультивитаминных натуральных напитков, продукты для японской кухни. ООО «Санторг» импортирует продукцию из таких стран, как: Германия, Англия, Китай, Индия, Япония и пр.
Компания на рынке занимает сильные позиции по экзотическим сортам пива и постоянно ищет новые продукты для расширения своего ассортимента. Свою продукцию организация реализует на территории города Москвы и через дистрибьюторов по регионам России. В Москве сбыт организуется через ресторан, магазины розничные и сетевые, оптовые компании, работающие на территории Москвы и области.
Организация ООО «Санторг» относится к предприятию малого или микро бизнеса, так как штат компании менее 50 человек. Всего в компании работает 36 человек Для небольшого оборота компании, на данный момент времени, такое количество человек является оптимальным.
Структура управления представлена на рисунке 2.1.
В штате фирмы 10 менеджеров, 2 бухгалтера, 12 торговых представителей. И так, дадим краткую характеристику функциональных обязанностей всех сотрудников организации.
Генеральный директор – он стоит во главе фирмы, хотя в большей степени он занимается вопросами логистики, он формирует контейнеры для отгрузки на основании данных полученных от коммерческого директора.
Рис. 2.1. Схема организационных отношений в «ООО «Санторг»
Определяет время ухода груза из места отправки до места прибытия. Занимается подготовкой стандартного пакета документации для груза (сертификаты, справки, инвойсы).Так же в его обязанности входит доставка груза от таможенного терминала, до непосредственно склада фирмы. И уже на складе размещение продукции.
Информация о работе Измерение оценка и эффективность управленческих решений