Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:29, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучить теоретические основы мотивации трудовой деятельности персонала, проанализировать процесс мотивации персонала на предприятии ООО «Дары Масленицы» и предложить направления совершенствования системы трудовой мотивации.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи: провести анализ подходов к мотивации персонала; изучить мотивацию труда как элемент процесса управления персоналом; проанализировать процесс трудовой мотивации на предприятии; разработать предложения по совершенствованию системы мотивации; оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1 Теоретическое представление о мотивации труда в современной организации
1.1 Понятие мотивации стр. 4-7
1.2 Теория и модели мотивации стр. 7-10
ГЛАВА 2 Исследование системы трудовой мотивации персонала ООО «Дары Масленицы»
2.1 Общая характеристика и организационная
структура предприятия стр. 11-15
2.2 Краткая характеристика объекта исследования
– цех нарезки масла ООО «Дары Масленицы» стр. 15-16
2.3 Система управления и мотивация труда
сотрудников предприятия стр. 16-17
2.4 Методы сбора информации стр. 17-20
ГЛАВА 3 Результаты исследования системы мотивации персонала в процессе управления и рекомендации по усовершенствованию (на примере ООО «Дары Масленицы», цех нарезки масла)
3.1 Организация исследования, анализ ответов
и оценка системы управления стр. 21-25
3.2 Рекомендации по усовершенствованию
использования стимулов работников к труду стр. 25-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 30-31
ПРИЛОЖЕНИЯ стр. 32-39
Гигиенические факторы |
Мотивирующие факторы |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы, труда |
Продвижение по службе |
Заработок, вознаграждение |
Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения (между коллегами, с начальством) |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой |
Возможность творческого и делового роста |
Согласно теории двух факторов Ф. Герцберга, для того чтобы добиться повышения производительности труда, руководитель должен сконцентрировать внимание на мотиваторах и попытаться изменить содержание работы. Если же необходимо устранить неудовлетворенность среди работников, низкую дисциплину, текучесть кадров, следует обратить внимание на факторы другой группы и улучшить внешнюю сторону работы [16, с. 61].
Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Люди с потребностью власти – это энергичные, оперативные и решительные личности, отстаивающие свои позиции. Часто они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания. Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей [9, с.81].
В большинстве источников выделяют три основные содержательные теории мотивации. Однако, такие авторы как А.П. Егоршин [6, с. 462-463] и Ю.А. Цыпкин [12, с. 265-266] уделяют достаточно большое внимание теории Клейтона Альдерфера. Автор указанной теории разделил потребности человека на три группы: потребности существования, связи и роста.
Потребности существования касаются выживания (физиологическое благополучие). Это потребности, удовлетворяемые такими факторами, как еда, воздух, вода, зарплата и условия работы.
Потребности в связях
– это потребности, удовлетворяемые
значимыми общественными и
Потребности в росте связаны с внутренним стремлением человека к развитию. Это потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным вкладом индивида.
К.Альдерфер считал, что если не удовлетворяется потребность верхнего уровня, то усиливается степень действия потребности более низкого уровня, и, тем самым, переключает внимание человека на этот уровень.
В качестве заключения к данной главе можно отметить, что человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называется мотивацией, и вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию.
ГЛАВА 2 Исследование системы трудовой мотивации персонала
2.1 Общая характеристика и организационная структура предприятия
Город: Челябинск
Адрес: ул. Танкистов, 148
Телефон: 8(3512)218-72-82; 8(3512)218-72-42
E-Mail: LPG_74@mail.ru Сайт: http://www.darymaslenicy.ru
Общество с ограниченной ответственностью торговая марка «Дары Масленицы» в ноябре 1998 года выпустил первую партию продукции. Сегодня это предприятие является одним из лидером по производству и сбыту масложировой продукции на Российском рынке. Учредителями Общества являются физические лица. Общество создано с целью осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли в интересах его участников в порядке и на условиях, определяемых законодательством РФ [1].
Предметом деятельности согласно Уставу Общества является: производство продовольственных товаров; организация и осуществление оптово-розничной торговли; организация и осуществление общественного питания. Общество осуществляет оптово-розничную торговлю масложировыми продуктами по ценам, устанавливаемым самостоятельно.
Основу деятельности ООО «Дары Масленицы» составляют договоры с предприятиями, организациями любых форм собственности.
За последние годы ООО «Дары Масленицы» провело значительное техническое переоснащение производственных мощностей. Сейчас продукция изготавливается на новейшем оборудовании ведущих европейских фирм. Вся продукция завода производится только из отечественного сырья. Ассортимент продукции постоянно расширяется за счет внедрения разработок опытных технологов и специалистов. Для того чтобы покупатели познакомились и по достоинству их оценили, предприятие регулярно проводит дегустацию новинок в магазинах Челябинска, Челябинской области и регионов. География продаж ООО «Дары Масленицы» охватывает ХМАО, Красноярский край, Оренбургскую область, Амурскую область, Иркутскую область, Республику Коми, Якутию и т.д. В Челябинске продукция ООО «Дары Масленицы» реализуется через оптовые компании, предприятия розничной торговли города, в которых представлен весь ассортимент продукции. Благодаря своей стабильной работе и высокому качеству продукции ООО «Дары Масленицы» в 2010году было награждено дипломом за активное участие в продовольственной ярмарке «Покупай отечественное». Эта награда еще раз показывает, что ООО «Дары Масленицы» занимает лидирующие позиции в организации производства и управления, способствующие росту и экономическому развитию Южно-Уральской столицы и Российской Федерации в целом.
Своей миссией предприятие считает донесение высокого качества продукции до каждого покупателя.
ООО «Дары Масленицы» уже 14 лет выпускает масло, спреды, маргарин. Шаг за шагом, предприятие расширяло ассортимент своей продукции. Если в начале завод производил только несколько видов масложировой продукции, то сейчас ассортимент компании «Дары Масленицы» включает в себя более 25 наименований. Маркетологи ООО «Дары Масленицы» регулярно проводят маркетинговые исследования рынка масложировых изделий в городах Уральского Федерального округа. В 2010 году было проведено две волны исследований – в мае и ноябре. Сбор информации в обоих случаях осуществлялся по одинаковой методике – путем опроса потребителей в местах розничной торговли, характеризующихся большой проходимостью. Целью исследований было изучение рынка масложировых изделий в городах Иркутск, Челябинск, Сургут и Ухта. В опросе принимали участие покупатели масложировых изделий, приобретающие эту продукцию не реже одного раза в месяц. Общее число респондентов в первой и второй волне опроса в Иркутске составило 399 и 398 человек. Одним из основных показателей развития рынка выступает известность марок/производителей. Изучение известности позволяет оценить, во-первых, степень информированности потенциального покупателя, а во-вторых, эффективность рекламной активности брендов, что дает возможность своевременно корректировать программу рекламных мероприятий. По результатам двух волн опросов, доли этих марок по показателю известности top-of-mind на первом месте располагается ООО «Янта», а на втором ООО «Дары Масленицы». Между ООО «Янта» и ООО «Дары Масленицы» происходит очень острая конкурентная борьба за первое место. В целом обе эти марки по показателю top-of-mind занимают около 50% рынка.
Исходя из специфики деятельности предприятия, ее стратегия и тактика сформированы на основные цели предприятия, необходимые для эффективного и перспективного развития.
Текущие цели предприятия это: извлечение максимальной прибыли; формирование устойчивого положительного имиджа; повышение качества продукции; повышение профессионального уровня персонала; перспективные цели; увеличение доли предприятий на продовольственном рынке.
Планированию и достижению
перспективной цели руководство
предприятия уделяет очень
Главной текущей целью предприятия является извлечение максимальной прибыли. Распределение труда между сотрудниками представлено в приложение 4, с.42.
Рис. 2.1. Структура управления предприятием ООО «Дары Масленицы»
Четкое разграничение
обязанностей и ответственности
позволяет предприятию
Одним из основных слагаемых успеха в рыночных условиях хозяйствования является положительный имидж предприятия. Значительную долю в этом на предприятие ООО «Дары Масленицы» занимает организация рекламы, в том числе реклама в средствах массовой информации.
Кадровая политика – важная составляющая деятельности ООО «Дары Масленицы». Основные направления кадровой политики такие как: подбор и расстановка кадров, обучение и повышение квалификации, обеспечение социальных льгот и услуг сотрудникам в достаточной мере обозначены и представлены в работе с персоналом предприятия.
Типичный процесс принятия решения по отбору персонала представлен на рисунке 2.2 [2].
Рис 2.2. Процедура процесса отбора персонала
Кадровая политика, по
определению В.А. Спивак, - это деятельность, связанная с отношениями
между субъектами организации (социальными
и профессионально-
Схема организации системы управления персоналом на предприятие
«Дары Масленицы» представлена в приложение 4, схема 3,с.42.
2.2.Краткая характеристика объекта исследования – цех нарезки масла
ООО «Дары Масленицы»
В данной контрольной работе будет рассмотрена система мотивации работников ООО «Дары Масленицы», цех нарезки масла.
Все работники цеха обязательно проходят систематический медицинский осмотр. Медицинская книжка должна находиться на рабочем месте. Каждый работник должен иметь личную спецодежду, должен знать, что находиться на рабочем месте нужно в опрятном, чистом виде, нельзя носить кольца, булавки, иголки и ходить без колпака.
2.3 Система управления и мотивация труда сотрудников предприятия
В ООО «Дары Масленицы» используется экономический метод управления, предполагающий ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий и после их выполнения экономического вознаграждения по результатам работы.
На предприятии разработана система оплаты труда, которая не ограничена минимальными и максимальными размерами и зависит от результатов работы коллектива в целом и каждого работника в частности.
Оплата больничных листов производится в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и «Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» (утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 №13-6 (ред. от 15.04.1992, с изм. от 02.03.2006) [3].
Заработная плата представляет собой часть фонда потребления материальных благ и услуг, поступающих работникам в соответствии с количеством, качеством и результативностью труда как индивидуальной (самого работника), так и коллективной [19, с.24].
В цехе нарезки масла график работы всего персонала скользящий. Согласно трудовому законодательству оплачиваются больничные листы, предоставляются оплачиваемые очередные отпуска. Оплата отпускных производится перед отпуском, вместе с заработной платой за предыдущий месяц или в аванс. Продолжительность отпуска составляет 28 календарных дней.
Кроме материального стимулирования работников цеха нарезки масла, на предприятии существуют и иные формы мотивации труда, такие как: предоставление гибкого рабочего дня, сотрудникам, повышающим свою квалификацию и обучающимся в учебных заведениях; обеспечение медицинской страховкой; возможность приобретения работниками продуктов питания по цене себестоимости; новогодние подарки для детей работников предприятия; новогодние подарки сотрудникам; организация бесплатного чай, кофе, сахар для персонала; обеспечение униформой.
Руководство ООО «Дары Масленицы» стимулирует своих работников не только с помощью материального вознаграждения, но и существует нематериальное поощрение, формы и методы которого постоянно совершенствуются.
Кроме того, на предприятии осуществляется ежемесячная оценка персонала, как один из способов мотивации персонала. В основном анализируются результаты деятельности.
Каким образом можно помочь самым разным людям, отличающимся друг от друга уровнем образования, возрастом, жизненным опытом, интересами и многим другим, достичь общей цели? Для этого руководство предприятия должно использовать мотивы поведения работников и стимулы их трудовой деятельности.
Вспомним: мотив - это внутреннее желание человека удовлетворить свои потребности. Стимул - это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей в обмен на выполнение определенных действий [18, с. 87].