Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:48, реферат
Основным нормативным актом, регулирующим правовое положение президента РФ, является Конституция РФ - этому посвящена глава 4.
В РФ действуют принцип разделения властей. В Конституции раскрывается значение и суть принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна. Каждой из этих властей в Конституции посвящена отдельная глава. Права и обязанности законодательной власти в основном рассматриваются в гл. 5 "Федеральное Собрание", исполнительной власти - в гл. 6 "Правительство Российской Федерации" и судебной власти - в гл. 7 "Судебная власть".
Построение Конституции Российской Федерации соответствует принципу разделения властей. Вместе с тем в любом государстве, провозгласившем этот принцип и даже закрепившем его в своей конституции, разделение властей не только не исключает, но и предполагает их совместные усилия и взаимодействие в пределах, определяемых в одних странах конституционными обычаями, в других - самими конституциями.
Основная задача обеспечения взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента. Именно поэтому главам, посвященным трем ветвям власти, предшествует гл. 4 "Президент Российской Федерации". Собственно, с нее начинается изложение системы государственных органов Российской Федерации, что объясняется особым значением Президента Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………………2 1. Президент РФ как глава государства. …………………………………………5
2. Выборы президента РФ, его полномочия……………………………………...7
3. Конституционный статус Президента РФ……………………………………..9
4. Основные функции Президента Российской Федерации …………………...13
5. Полномочия президента РФ…………………………………………………...18
6.Президент - Главнокомандующий. ……………………………………………26
7. Полномочия Президента на издание правовых актов………………………..27
8. Неприкосновенность президента. …………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………………..31
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский
государственный технический
Институт
интенсивного образования
Институт президента
Реферат
по дисциплине «Государственное и
муниципальное управление»
Работу выполнил _________А.П.Тарханова
Студент
гр.02
Преподаватель
Барнаул 2010
Введение ………………………………………………………
2. Выборы президента РФ, его полномочия……………………………………...7
3. Конституционный статус Президента РФ……………………………………..9
4. Основные функции Президента Российской Федерации …………………...13
5. Полномочия президента РФ…………………………………………………...18
6.Президент - Главнокомандующий. ……………………………………………26
7. Полномочия Президента на издание правовых актов………………………..27
8. Неприкосновенность президента. …………………………………………….28
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Основным нормативным актом, регулирующим правовое положение президента РФ, является Конституция РФ - этому посвящена глава 4.
В РФ действуют принцип разделения властей. В Конституции раскрывается значение и суть принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна. Каждой из этих властей в Конституции посвящена отдельная глава. Права и обязанности законодательной власти в основном рассматриваются в гл. 5 "Федеральное Собрание", исполнительной власти - в гл. 6 "Правительство Российской Федерации" и судебной власти - в гл. 7 "Судебная власть".
Построение
Конституции Российской Федерации
соответствует принципу разделения
властей. Вместе с тем в любом
государстве, провозгласившем этот
принцип и даже закрепившем его
в своей конституции, разделение
властей не только не исключает, но
и предполагает их совместные усилия
и взаимодействие в пределах, определяемых
в одних странах
Основная
задача обеспечения взаимодействия
властей возложена Конституцией
на Президента. Именно поэтому главам,
посвященным трем ветвям власти, предшествует
гл. 4 "Президент Российской Федерации".
Собственно, с нее начинается изложение
системы государственных
В
соответствии со ст. 80 Конституции именно
Президент обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной
Важно отметить, что, обеспечивая и направляя деятельность всех федеральных государственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президент действует только в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, Президент выступает как глава государства, из чего следует, что он является первым среди государственных должностных лиц. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя, из сложившейся международной практики означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении. Президент всегда действует ex offiio, т. е. на основании факта, что он является главой суверенного государства.
Именно
как глава государства
Естественно,
что многие из вверенных ему полномочий
глава государства реализует
с помощью должностных лиц
и органов, в ряде случаев прямо
указанных в Конституции. Так, назначение
и отзыв дипломатических
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В этом качестве он, в частности, вводит военное положение, режим которого определяется федеральным конституционным законом, назначает высшее командование Вооруженных Сил, утверждает военную доктрину Российской Федерации.
Законодательные
полномочия Президента связаны со сферами
законодательства и исполнения законов.
Президент имеет право
В
сфере исполнительной власти роль Президента
определяется не только его активным
влиянием на деятельность Правительства,
поскольку Президенту принадлежит
право определять основные направления
внутренней и внешней политики государства,
но и тем, что он с согласия Государственной
Думы назначает Председателя Правительства,
а по предложению последнего - и
персональный состав Правительства. Кроме
того, Президент имеет возможность
ограждать Правительство от необоснованного,
по его мнению, вмешательства в
полномочия Правительства законодательной
власти. Президент имеет право
не согласиться с выражением Государственной
Думой недоверия Правительству,
а если Дума в течение трех месяцев
повторно выразит недоверие
Концепция президентской власти, принятая действующей Конституцией, существенно отличается, проводившейся в прежней Конституции.
Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президент перестает быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции исполнительная власть осуществляется теперь Правительством. Заметим, что Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113).
Таким образом,
положения Конституции
Анализируя правовые положения и полномочия Президента, следует учитывать, что они изложены не только в гл. 4 "Президент Российской Федерации", но и в последующих главах Конституции.
Президент РФ как глава государства.
В
статье 80 Конституции РФ устанавливаются
основы статуса Президента Российской
Федерации как главы
Президент является гарантом Конституции. Это очень важная функция, обязывающая его определять в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Он, соответственно, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.
Президент, реализуя свои полномочия, обеспечивает должное исполнение конституционных обязанностей всеми органами государства. Достигнуть этого Президент может как путем непосредственного обращения к органам и лицам, действия которых не отвечают требованиям Конституции, так и через посредство компетентных в этой сфере органов, к которым можно отнести, прежде всего, суды.
Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения, например пенсионеров, военнослужащих, вынужденных переселенцев и других, особо нуждающихся в защите со стороны государства.
Президент
как глава государства
Существенны полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Для этого он может использовать установленные Конституцией Российской Федерации рычаги воздействия на Государственную Думу и Правительство, может в ряде случаев обратиться в суд, например, обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции России федеральных законов и нормативных актов Правительства. Он может обратиться также с запросом о соответствии, Конституции Российской Федерации актов субъектов Федерации, по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения органов государственной власти Федерации и её субъектов.
Президент вправе инициировать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и субъектов Федерации. Так в ч. 4 ст. 78 указано, что Президент и Правительство в соответствии с Конституцией обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент имеет возможность использовать и иные средства, указанные в Конституции. Но нельзя забывать и о том, что нередко решающим фактором является авторитет Президента как главы государства.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление