Государственное и муниципальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:48, реферат

Краткое описание

Основным нормативным актом, регулирующим правовое положение президента РФ, является Конституция РФ - этому посвящена глава 4.
В РФ действуют принцип разделения властей. В Конституции раскрывается значение и суть принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна. Каждой из этих властей в Конституции посвящена отдельная глава. Права и обязанности законодательной власти в основном рассматриваются в гл. 5 "Федеральное Собрание", исполнительной власти - в гл. 6 "Правительство Российской Федерации" и судебной власти - в гл. 7 "Судебная власть".
Построение Конституции Российской Федерации соответствует принципу разделения властей. Вместе с тем в любом государстве, провозгласившем этот принцип и даже закрепившем его в своей конституции, разделение властей не только не исключает, но и предполагает их совместные усилия и взаимодействие в пределах, определяемых в одних странах конституционными обычаями, в других - самими конституциями.
Основная задача обеспечения взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента. Именно поэтому главам, посвященным трем ветвям власти, предшествует гл. 4 "Президент Российской Федерации". Собственно, с нее начинается изложение системы государственных органов Российской Федерации, что объясняется особым значением Президента Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………2 1. Президент РФ как глава государства. …………………………………………5
2. Выборы президента РФ, его полномочия……………………………………...7
3. Конституционный статус Президента РФ……………………………………..9
4. Основные функции Президента Российской Федерации …………………...13
5. Полномочия президента РФ…………………………………………………...18
6.Президент - Главнокомандующий. ……………………………………………26
7. Полномочия Президента на издание правовых актов………………………..27
8. Неприкосновенность президента. …………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 53.05 Кб (Скачать)

    Президент представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность  Председателя Центрального банка и  ставит перед Думой вопрос о его  освобождении от должности. Сотрудничество Президента и непосредственно избираемой населением Государственной Думы в  вопросе о возглавляющем Банк лице очень существенно. Ведь на основании  ч. 2 ст. 75 Конституции свою основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля - Центральный банк России осуществляет "независимо от других органов государственной власти".

    Кандидатуры для назначения на должности судей  Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Президент  представляет Совету Федерации.

    Остальных судей Президент назначает лично. В Совет Федерации Президент  представляет и кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации. В  эту же палату Президент вносит также  предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Вопрос об освобождении от должности судей не ставится, поскольку в соответствии со ст. 121 Конституции судьи несменяемы.

     В ст. 84 устанавливаются  полномочия Президента, относящиеся  главным образом к его взаимоотношениям с законодательной властью Российской Федерации, а также его право  назначать референдум.

    Полномочие  Президента назначать выборы Государственной  Думы обусловлено его ролью главы  государства, призванного обеспечивать непрерывность функционирования государственной  власти.

    Президент назначает выборы Государственной  Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным  законом. В Конституции определен  срок полномочий Думы - четыре года, но Дума первого созыва была избрана  сроком на два года. В Конституции  указано также, что в случае роспуска Государственной Думы Президент  назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная  Дума собралась не позднее чем  через четыре месяца с момента  роспуска.

    Право Президента распускать Государственную  Думу, предусмотренное п. "б" статьи 84, ограничено содержащимся в этом же пункте указанием, что роспуск возможен лишь "в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией". Эти случаи, как  сказано в ч. 1 ст. 109 Конституции, установлены в ст. 111 и 117.

    Однако  Государственная Дума в течение  года после ее избрания не может  быть распущена по основаниям, указанным  в ст. 117 Конституции, т. е. в случае несогласия Президента с выраженным Думой недоверием Правительству.

    Институт  роспуска парламента главой государства  существует во многих странах. Роспуск  парламента, как правило, считается  допустимым, когда по основаниям, указанным  в Конституции или законах, законодательный  представительный орган перестает  выражать мнение избирателей, и именно избирателям должна быть предоставлена  возможность выразить свою волю в  ходе новых парламентских выборов.

    Право Президента Российской Федерации распускать Государственную Думу не является абсолютным, так как оно ограничено строго определенными случаями. Кроме того, надо иметь в виду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой платы - Совета Федерации - Конституцией вообще не предусмотрен.

     В п. "г" и "д" ст. 84 определены полномочия Президента в сфере законодательства. В п. "г" указано, что Президенту принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу. Надо учитывать в этой связи, что все лица и органы, имеющие право законодательной инициативы, в том числе и Президент, указаны в ст. 104 Конституции, причем в ч. 3 этой статьи установлено, что законопроекты по ряду вопросов, перечисленных в ней, могут быть внесены "только при наличии заключения Правительства Российской Федерации".

    На  Президента возложена обязанность, подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Но подписание закона не является, как это имеет место в некоторых странах, актом формальным. Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 107 Конституции имеет право отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение.

    Президент не может отказаться подписать и  обнародовать федеральный конституционный  закон.

    В п. "е" ст. 84 устанавливается, что  Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства. Послания Президента не являются нормативными актами, это  акты политического характера, содержащие программные принципы.

    Практика  посланий главы государства законодательному органу имеется почти во всех странах. Содержание посланий, как правило, оказывает  большое влияние как на законодательный орган, так и на общественное мнение в стране, хотя с юридической точки зрения они обязательной силы не имеют. В Российской Федерации значение посланий Президента обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". В послании излагается видение Президентом будущего страны. Таким, в частности, является содержание Послания Президента Федеральному Собранию об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики) от 24 февраля 1994 г., в котором был определен политический курс главы государства.

     В полномочия Президента входит и назначение референдума  в порядке, установленном федеральным  конституционным законом. Согласно Конституции референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

    При оценке значения права Президента назначать  референдум следует учитывать, что, как правило, на референдум выносятся  важнейшие вопросы государственной  жизни, в частности законы, имеющие  особое значение. Это может быть и проект новой Конституции в  соответствии с процедурой ее принятия, предусмотренной ст. 135 действующей  Конституции.

    В статье 85 Конституции РФ Президент  наделяется правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий  между органами государственной  власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Очевидно, что Президент может применить согласительные процедуры, как по своей инициативе, так и по инициативе законодательного или исполнительного органа государственной власти.

    Важно отметить, что, выступая инициатором  проведения согласительных процедур и  участником переговоров или иных форм согласования спорных вопросов, Президент опирается не только на свои властные полномочия, но и на свой политический авторитет. В ходе согласительных процедур сторонами вырабатывается согласованное решение.

     Примером использования  упомянутых в п. 1 ст. 85 Конституции  согласительных процедур является и  организация по инициативе Президента договорного процесса, завершившегося подписанием 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии, направленного  на стабилизацию политических отношений  в Российской Федерации. Участниками  Договора явились федеральные органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, партии, профсоюзы, другие общественные объединения, а также религиозные  объединения.

    В Конституции устанавливается, что  в случае не достижения в ходе согласительных процедур согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Например, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом Российской Федерации.

    В ч. 2 ст. 85 указывается на право Президента приостанавливать действие актов - органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции России, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Действие таких актов приостанавливается до решения вопроса соответствующим судом.

    Оценивая  полномочия Президента, установленные  ч. 2 ст. 85 Конституции, надо иметь в  виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 77 в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в  России.

Президент - Главнокомандующий.

    Статус  Президента включает полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. К таким полномочиям  относится утверждение Президентом  военной доктрины Российской Федерации, назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил России, введение военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

     В Конституции  содержатся важные условия реализации Президентом России права на введение чрезвычайного положения. Согласно ч. 1 ст. 56 при введении в условиях чрезвычайного положения отдельных ограничений прав и свобод человека и гражданина должны указываться пределы и сроки действия таких ограничений. Кроме того, в ч. 3 ст. 56 установлен перечень конституционных прав и свобод, которые не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения.

Полномочия  Президента на издание  правовых актов.

    Указы и распоряжения Президента - это  властные акты, они обязательны для  исполнения на всей территории Российской Федерации.

    Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы  исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и  федеральными законами нормативные  указы Президента являются правовой базой издания Правительством его  актов.

    По  юридическим свойствам указы  и распоряжения Президента делятся  на нормативные и индивидуальные. К нормативным указом относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным указам относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

    Издаваемые  Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции  и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Однако конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию только законом, позволяют толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко. При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу Президент может, не нарушая требования ч. 3 ст. 90, опережающей издать нормативный указ по этому вопросу. Однако издание такого указа не является препятствием для принятия Федеральным Собранием закона, поэтому же вопросу, при этом содержание закона не может быть ограничено содержанием соответствующего указа Президента.

     Гарантией обеспечения  конституционности нормативных  актов Президента является право  Конституционного Суда РФ рассматривать  дела о конституционности этих актов. По итогам рассмотрения может быть принято решение о не конституционности акта в целом или его отдельных положений. Согласно ч. 6 ст. 125 акты Президента или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению.

    Порядок вступления в силу актов Президента установлен Указом Президента от 26 марта 1992 г. Акты Президента, имеющие нормативный  характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования  за исключением случаев, когда при  принятии акта установлен другой срок введения его в действие.

    Официальное опубликование актов Президента РФ с 1 мая 1994 г. осуществляется в информационном бюллетене "Собрание законодательства Российской Федерации" в разделе "Указы и распоряжения Президента", а также в "Российской газете".

Неприкосновенность  президента.

    Важной  характеристикой статуса Президента является его неприкосновенность. В  ст. 91 не раскрывается содержание понятия  неприкосновенности Президента, однако, опираясь на другие статьи Конституции, можно сделать вывод о юридическом  содержании этого понятия.

     Президент не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и личному досмотру; в этом смысле его личность неприкосновенна. Однако объем таких гарантий у  Президента больше, чем у членов парламента.

    Согласно  ч. 1 ст. 93 Конституции РФ Президент в период осуществления им своих полномочий несет ответственность только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

                                                Заключение

  Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе  органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции  являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность  деятельности основных государственных  органов Российской Федерации, поскольку  полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции  Российской Федерации, защиту прав и  свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление