Государственное и муниципальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.1
Управление – это сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.2
По своему содержанию управление – это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Оглавление

1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления 3
2. Формы правления. Основные виды 6
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление.docx

— 36.80 Кб (Скачать)

 

Контрольная работа по дисциплине:

Государственное и муниципальное  управление

 

Содержание

 

1. Понятие управления. Сущность  и особенности государственного  управления 3

2. Формы правления. Основные  виды 6

Список литературы 12

 

 

 

1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного  управления

 

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.1

Управление – это сознательное воздействие человека на объекты  и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.2

По своему содержанию управление – это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Объектами управления могут  быть вещи (управление вещами), явления  и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование — администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.). При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта.

Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории. Устанавливая конституционную модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества, законодательство достаточно четко определяет как собственные предметы ведения местного самоуправления, так и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления. 3

Государственное управление — это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных.4

В узком организационном, административно-правовом смысле под  государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

В широком же смысле государственным  управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений. 5

Объект государственного или муниципального управления — это общественные (социальные, национальные, иные отношения) или отношения, приобретающие общественное значение.6

Государственное управление как основная, определяющая форма  реализации исполнительной власти и вид государственной деятельности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации, указов Президента РФ.

Второй признак государственного управления — его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова. Все другие виды государственной деятельности носят прерывистый характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой.

Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, которые выражаются в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях. Они исполняют законы, распоряжаясь.7

 

2. Формы правления.  Основные виды

 

Форма правления характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношения друг с  другом и населением, т. е. эта категория  показывает, кто и как правит в  государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.8


 

   

 

   

Монархия

   

Республика

   

   

Абсолютная

 

Ограниченная (конституционная)

 

Парламентская

 

Президентская

Смешанная


 

 

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной  государственной власти, порядок  образования ее органов и их взаимоотношения  с населением

К верховной государственной  власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

  • организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
  • взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
  • компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.9

Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти. 10

«Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие». Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

1) наличие единоличного  правителя; 

2) династическое наследование  власти;

3) пожизненность правления:  законы монархий не предусматривают  никаких оснований для отстранения  монарха от власти;

4) концентрация в руках  монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо  ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам. Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко.

Другая разновидность  ограниченной монархии – парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям и выполняет в современном обществе интегративную и стабилизирующую роль. Показателен в данном отношении пример Испании, где после -40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) власть монарха ограничена  во всех сферах государственной  власти;

2) правление основано  на принципах разделения властей  и парламентаризма;

3) исполнительная власть  реализуется правительством, которое  ответственно перед парламентом;

4) правительство формируется  из представителей партии, победившей  на выборах в парламент, главой  правительства становится лидер  этой партии;

5) законы принимаются  парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт,  так как правом вето он не  обладает.

В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например, право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления  в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где  существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или  многопартийная система с одной  доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма.

Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах  и др.11

Республика — это форма  правления, основанная на принципах  представительной демократии. При республиканской форме правления все высшие органы власти либо избираются, либо контролируются представительскими учреждениями. Республиканская форма правления имеет три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.

Основным критерием различия между парламентской и президентской формами правления являются полномочия правительства. Парламентская характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет полную ответственность за свою деятельность. В рамках этой формы победившая в ходе избирательной кампании партия обычно получает право на формирование правительства, которое обязано подать в отставку, как только правящая партия лишится большинства в парламенте. Поэтому в парламентской форме правления нет строгого разделения на законодательную и исполнительную ветви власти. Формальным признаком парламентской формы правления стала должность премьер-министра. Премьер-министр вместе с остальными членами правительства одновременно является депутатом нижней палаты парламента. Вся ответственность за исполнительную власть ложится на него, даже если в республике есть президент, выполняющий по Конституции функции главы государства и служащий символом единства нации. Президенту в парламентской республике предоставлены ограниченные по сравнению с премьер-министром полномочия. Правительство в парламентских республиках ответственно перед парламентом, который, в свою очередь, имеет право выразить правительству недоверие. Вынесение недоверия нижней палатой парламента может повлечь за собой как отставку правительства, так и роспуск нижней палаты, если премьер-министр рекомендует номинальному главе государства сделать это.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление