Функции Управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены функции современного менеджмента.
Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.
В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии - работу, производимую органом, организмом; в математике - зависимость одной переменной от другой.

Оглавление

1. Введение 3


2. Сущность и содержание функций менеджмента 5


3. Основные функции менеджмента 7


4. Характеристика основных функций управления 13


4.1. Функция планирования 13


4.2. Функция организации 14


4.3. Функция мотивации 15


4.4. Функция контроля 15


5. Конкретные функции управления 17


5.1. Управление персоналом 17


5.2. Маркетинг 17


5.3. Управление исследованиями и разработками 18


5.4. Управление финансами 18


6. Заключение 18


7. Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Государственный Университет Управления.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

  

  

 

Сущность и содержание функций менеджмента 

  

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация  работ. 

  

Как видно, одним  из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той  или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что  нужно в итоге получить, как  организовать дело, мотивировать и  проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными. 

Каждая функция  менеджмента представляет собой  сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных  единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента. 

Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.  

Но очень часто  говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль. 

Концепция российского  менеджмента как процесса  выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и  регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования. 

Сущностная характеристика  менеджмента - это функция или  вид деятельности по руководству  людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на  людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения. 

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие  общим условием управления социальными  и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной  деятельности, где применяются любые  средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому  процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются  идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом  выработки  и реализации управленческого  решения, имеющим универсальные  этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как  группы функций менеджмента, т.е. видов  деятельности по выработке и реализации управленческих решений. 

Сущностная особенность  менеджмента обуславливает наличие  менеджера - субъекта управления, профессионального  управляющего, прошедшего специальную  подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству  людьми.  

В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением  данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.  

Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп  функций менеджмента создает  условия принятия правильных решений  в области формирования  и функционирования систем менеджмента. 

Отметим главные  особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических  отношений между людьми и коллективами, занятыми  в   производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности. 

Важная особенность  функций менеджмента, обусловленная  спецификой российской экономики, заключается  в потребности высокой степени  адаптивности к изменениям внешней  и внутренней среды. 

Переходный этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным  регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности. 

Под адаптивностью  понимается способность сохранения качественной определенности функции  менеджмента при изменениях социально-экономической  среды. В систему адаптивных элементов  системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов. 

Следует отметить и  процессы адаптации к ошибочным  решениям и негативным явлениям в  системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений. 

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как  бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс. 

  

  

Основные функции  менеджмента. 

  

Основные функции  менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования  в разных сферах деятельности. Главная  их особенность в том, что каждая основная функция  менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации  и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической  системы. 

На рисунке 1 показан  состав и взаимосвязь современных  функций, формирующих процесс управления. Каждый из 6 блоков функций представляет собой обособленный этап процесса управления объектом, фирмой, корпорацией. В каждом блоке два вида функций, взаимосвязанных  между собой и взаимодополняющих  друг друга. При одном и том  же назначении функции каждого блока  отражают особенности, характерные  для менеджмента разных сфер управляемой  деятельности, разных уровней управления и объектов. 

   

Рис.1. Взаимосвязь  между основными функциями менеджмента 

  

Функции интересны  тем, что в систематизированном  виде могут дать полное представление  о процессах мотивации, воздействия  и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и  появления последствий. Основные функции  характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый  результат. 

Целеполагание  как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение - постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом. 

Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением структурной деятельности. 

Осознание общей  цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от конечного состояния системы  выступают воздействующими стимулами. 

Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные  цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка  или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно  отражается на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс  их согласования, определения взаимного  соответствия. 

Стратегия управления разрабатывается на длительны период, но может разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах  в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственна как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования. 

При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует  процесс управления по всем его стадиям  и основным функциям. 

Планирование  как  основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств  воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия  имеет свою специфику и условия  использования. 

Концепция - идея, теоретические  и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая  проблема до ее воплощения в экономике  проходит стадию формирования концепции. 

Прогноз - научное  предвидение возможного состояния  фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе  разрабатываются по сложным социально-экономическим  проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего  прогноз используется в стратегическом управлении. 

Программа - законченный  комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий  конкретный конечный результат, требующий  привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих  органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых  комплексных программ в бизнесе  и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в  разных сферах экономики и научных  исследованиях. 

Регулирование  - вид деятельности по поддержанию  режимов функционирования социально-экономической  системы в сфере действия объективных  законов, принципов и обеспечению  условий проявления объективных  процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и  рыночных регуляторов. Данная функция  адаптирует менеджмент к устанавливаемым  государством параметрам, таким, как  налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения  динамики валового внутреннего продукта. 

Регулирование как  основная функция имеет самостоятельное  содержание, и ее нельзя рассматривать  как часть системы государственного регулирования.  Через функции  проявляется непосредственная связь  разных видов социального управления. 

Содержание функции  регулирования по уровням менеджмента  изменяется; чем ниже уровень управления, например уровень филиала или  цеха, тем в большей степени  данной функции свойственна деятельность по обеспечению непрерывности производственных и обслуживающих процессов, поддержание  движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков. 

Организация как  основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей  для достижения целей. При реализации данной функции оперируют  категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция  менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации  в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому  организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы  на основе комплексного подхода с  учетом системных и ситуационных факторов. 

Информация о работе Функции Управления