Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:37, реферат
Эволюция предприятий или, говоря по – научному «бизнес-систем», является одной из слабоизученных областей теоретического менеджмента в силу уникальности и неповторимости каждого отдельно взятого предприятия. Но, как и при рассмотрении взросления человеческого организма, некоторые типичные черты роста предприятий могут быть выявлены и классифицированы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Кризис управления по функциям……………………………………………..4
2. Построение систем управления……………………………………………...11
3. Функциональный подход……………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Кризис управления
по функциям……………………………………………..
2. Построение
систем управления…………………………………
3. Функциональный подход……………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Коммерческие предприятия чем-то напоминают человека. Также рождаются, развиваются, набираются опыта, болеют, растут, совершают ошибки, обрастают друзьями и партнерами, испытывают возрастные проблемы и порождают себе подобных. Так же как и маленький человек, предприятия являются предметом особой заботы своих родителей - учредителей. И, также как и достигший успеха ребенок, успешное коммерческое предприятие дает своим «родителям» чувство гордости за свое чадо. Такая гордость, зачастую, гораздо дороже денег, в целях добывания которых и становится на нелегкий путь предпринимательства все больше и больше наших сограждан.
И также, как и дети подвержены разнообразным возрастным заболеваниям, предприятия подвержены так называемым «кризисам роста». Знания об этих кризисах, симптомы их проявления и методы лечения, существенно облегчают процесс владения и управления предприятием.
Эволюция
предприятий или, говоря по – научному
«бизнес-систем», является одной из
слабоизученных областей теоретического
менеджмента в силу уникальности
и неповторимости каждого отдельно
взятого предприятия. Но, как и
при рассмотрении взросления человеческого
организма, некоторые типичные черты
роста предприятий могут быть
выявлены и классифицированы.
1. Кризис управления по функциям
Эта
тема наиболее важна для подавляющего
большинства российских предприятий.
Дело в том, что во времена СССР,
с тотальным планированием и
контролем – от государственных
интересов до производства спичек,
существовала система жесткой централизации
власти. В рамках такой системы
свобода управленцам
С точки зрения менеджмента, в условиях тотального централизованного планирования и контроля, система управления советским предприятием была достаточно совершенной. (Рисунок 1).
Рисунок
1 Единая система управления
С приходом рыночных отношений, единая, стройная система управления предприятиями разрушилась. Каждое предприятие стало самостоятельным, единая сбалансированная система планирования, контроля и выделения ресурсов разрушилась. Функциональные системы управления потеряли свою эффективность, но сохранились в головах как единственно верный подход к организации деятельности предприятия.
Практически
все новые бизнесы и
Исследования голландского ученого Х.Виссема (1994г.) показали, что с момента зарождения бизнес – идеи, доходность бизнеса падает, испытывая минимум на «функциональной» стадии развития компании. Рост доходности начинается с переходом на процессные принципы управления, сопровождаемые диверсификацией – выделением специализированных по продуктам (результатам) подразделений (Рисунок 2).
Рисунок
2 Изменение эффективности
Аналогичную
картину отмечал один из наиболее
выдающихся теоретиков менеджмента
М.Портер. Одна из наиболее интересных
его моделей – «поле
При таком подходе (Рисунок 3) Портер выделил четыре типовых состояния бизнеса (на практике каждый бизнес уникален, но классификация должна опираться на некие «предельные» или «чистые» состояния):
Рисунок
3 Поле конкурентной борьбы М.Портера.
В своей модели Портер рассматривал, помимо стратегий, отображаемых в виде векторов на диаграмме, эффективность бизнес-систем различных типов. Особое внимание он уделил эффективности предприятия при стратегии перехода от «патиентного», т.е. обладающего функциональной гибкостью, иначе говоря - «функционального» предприятия, к предприятию «виоленту» - крупному специализированному, «процессному» или «сетевому» (Рисунок 4).
Рисунок
4 Изменение эффективности
Выяснилось, на основе изучения тысяч компаний, что такой переход, и стратегия, соответствующая сохранению гибких компетенций при формировании рыночной специализации сопровождается резким падением эффективности предприятия (Рисунок 4). Иначе говоря, если мы нашли эффективную рыночную нишу, которая позволит нам занять доминирующее положение, и начали работать на ней, наличие гибких компетенций, позволявших нам развиваться ранее, становится тормозом и приводит к снижению эффективности компании в целом. Требуется узкая специализация (по отношению к продукту и отрасли) наших компетенций.
Таким
образом, основываясь на известнейших
авторах, исследовавших тысячи предприятий,
можно говорить о том, что резкое
падение эффективности
Рассматривая развивающиеся функциональные структуры, можно отметить их следующие общие характерные особенности, и придти к выводу, что функциональное управление предприятием, в конце концов, приводит к:
2. Построение систем управления
В рамках современного менеджмента, при разрешении описанных выше проблем кризиса функциональных систем управления, ключевое место при выборе направления действий руководителя, должен занимать вопрос построения систем управления. Практически, есть только два подхода – функциональный и процессный, которые и определяют организационную конфигурацию системы управления. Все остальные виды и подвиды систем управления, как правило, описываемые в литературе в разделах «организационные структуры», есть лишь следствие, примеры практической реализации этих подходов – как в «чистом» виде, так и их комбинаций. Как правило, функциональные системы построены согласно Рисунок 5:
Рисунок
5 Функциональное управление
Суть
функционального управления – в
контроле за исполнением функций
и процедур (фактически - технологий
работ) подчиненными сотрудниками. Главный
критерий эффективности управления
функциями – качество профессиональной
деятельности, выражаемый в точном
соблюдении заданных свыше технологий.
Норма управляемости, т.е. эмпирически
обоснованное количество подчиненных,
которых можно
Таким образом, любые, даже незначительные изменения внешней (по отношению к функциональному подразделению) среды, приводят к изменению технологий исполнения работ. Изменение технологий неизбежно влечет за собой изменение компетенций – людей либо надо переучивать, либо привлекать новых исполнителей. Постоянно переучивать персонал невозможно, и руководители идут на увеличение штата. Лишние (старые) работники производят лишние (старые) работы, профессиональная деятельность персонала и принятие решений замыкается на руководителе-эксперте. Он оценивает качество работ по критерию исполнения технологий, а не по эффективности. Для этого технологии нужно знать детально, контролировать каждый шаг. Происходит перегрузка руководителя «текучкой», исполнители не видят своего вклада в результаты деятельности предприятия – им ведь оплачивается исполнение неких работ, по технологии, определенной экспертом. Цели исполнителей переориентируются на критерии статусности, влияния на него, формировании неформальных групп и т.д. В результате - клановость, раздувание штатов, межгрупповая борьба и прочие факторы, отрицательно сказывающиеся на эффективности предприятия.