Функции Управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены функции современного менеджмента.
Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.
В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии - работу, производимую органом, организмом; в математике - зависимость одной переменной от другой.

Оглавление

1. Введение 3


2. Сущность и содержание функций менеджмента 5


3. Основные функции менеджмента 7


4. Характеристика основных функций управления 13


4.1. Функция планирования 13


4.2. Функция организации 14


4.3. Функция мотивации 15


4.4. Функция контроля 15


5. Конкретные функции управления 17


5.1. Управление персоналом 17


5.2. Маркетинг 17


5.3. Управление исследованиями и разработками 18


5.4. Управление финансами 18


6. Заключение 18


7. Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Государственный Университет Управления.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

Содержание функции  организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для  выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или  границ действий и принятия решений;  полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы  ответственности  и санкций за последствия принятых решений. На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему  и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий. 
 

По таким критериям  различают линейные звенья (руководитель фирмы, цеха), функциональные (планово-экономический  отдал), линейно-функциональное звено (главный инженер),  функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между  звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых  важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.  

Координация   как основная функция менеджмента  представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью  людей в производственно-хозяйственных  организациях. В организациях, ориентированных  на долговременное функционирование, координация рассматривается как  дополнение и расширение функции  организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация  преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления. 

В других случаях, например при формировании программно-ориентированных  систем типа творческих групп, координация  становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется  не жесткая формализация, а  лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность. 

Мотивация как основная функция менеджмента связана  с процессом побуждения себя и  других людей к деятельности через  формирование мотивов поведения  для достижения личных целей и  целей организации. В процессе мотивации  предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых  категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей. 

В качестве мотивов  могут выступать причастность к  крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам  человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие. 

Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные  установки и ожидания, создавая эффективную  мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно  указать особенности мотивации  разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы  их оценивали профессионалы.  

Мотивация через  потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая производственная и управленческая культура. 

Стимулирование - основная функция, связанная с процессом  активизации деятельности людей  и коллективов путем использования  стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно  коллективов и фирм.  

  Наиболее действенно  в настоящее время экономическое  стимулирование работников. Самый  чувствительный стимул, применяемый  к работнику - размер заработной  платы и своевременность ее  выплаты. Размер заработной платы  сопоставляется с прожиточным  минимумом с учетом цен на  формирование потребительской корзины  и другими показателями и служит  критерием уровня жизни населения.  О недейственности экономических  стимулов в период спада производства  и кризиса, переживаемого экономикой  России на стадии реформирования, свидетельствует значительный разрыв  в доходах ( в 36 раз) между богатыми и бедными. 

Гуманизация как основная функция менеджмента отражает  социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Как уже отмечалось, человек в системе менеджмента - не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление приобретает особое значение. 

В первую очередь  гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции. 

Состав черт профессиональной этики определяется как кодекс предпринимателя  или менеджера. Предполагается, что  предприниматель: 

n      убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других и общества в целом; 

n      исходит из того что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем; 

n      верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству; 

n      признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; 

n      уважает себя как личность, а любую личность как себя; 

n      уважает любую собственность, государственную власть, общественное движение, социальный порядок, законы; 

n      доверяет себе и другим, уважает компетентность и профессионализм; 

n      ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, экологию; 

n      стремится к нововведениям; 

n      является гуманистом. 

Такие черты культурного  человека, как вежливость, тактичность, деликатность, должны быть нормой поведения. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами  формируют цивилизованный стиль  поведения и благоприятный имидж  предпринимателя и менеджера. 

            Важное место в составе функции  гуманизации занимает деятельность по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуются влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения). 

           Американские модели менеджмента,  ориентированного на высокие  показатели, опираются на два  ключевых стимула: участие персонала  в распределении прибыли и  переход предприятия в собственность  работников. В литературе приводятся  примеры попыток применения американскими  фирмами некоторых японских систем, например кружков качества и  статистического контроля производственного  процесса, которые оказались малоуспешными  из-за резких различий в культуре  американских и японских компаний. 

          Корпоратизм – это метод хозяйствования, развития экономики и социальных отношений сообщества, совокупность этических и правовых норм поведения индивидуума в сообществе; это договорное сообщество, в котором главным фактором роста благосостояния человека является баланс личных и корпоративных интересов. 

           Корпоративность как новая функция  менеджмента включает в себя  виды деятельности по формированию  атмосферы фирмы, ее социально-психологического  климата, обеспечивающего решение  проблемы удовлетворенности персонала  своим трудом, общением, совместной  работой с коллегами  и непосредственным  руководителем. Предусматривается  также формирование корпоративной  системы целевой ориентации и  целевой направленности, что обеспечивается  через воспитание и убеждение,  осознание общности идей и  интересов. 

         Корпоратизм предполагает формирование корпоративной культуры, которая призвана способствовать широкому участию персонала в творческих  процессах разработки и принятия управленческих решений. Результатом должна стать социальная, экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух, например, предпринимательства или настроенности на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойственные российскому менеджменту. 

          Контроль как основная функция  менеджмента объединяет виды  управленческой деятельности, связанные  с формированием информации  о  состоянии  и функционировании  объекта управления (учет), изучением  информации о процессах и результатах  деятельности (анализ), работой по  диагностике и оценке процессов  развития и достижения целей,  эффективности стратегий, успехов  и просчетов в использовании  средств и методов управления. 

          Последняя стадия контроля связана  с уяснением проблем и причин  их возникновения, что и является  основанием для активных действий  по корректировке отклонений  от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные  стадии функции контроля осуществляются  одновременно, т.е. контроль может  быть в процессе деятельности  и после ее завершения, а система  организации контрольной деятельности  зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность  функции контроля определяется  методологией, т.е. предварительными  исследованиями и разработкой  принципов, правил, инструкций, а  также критериев оценки и показателей,  измеряющих отдельные стороны  деятельности и процессы. Кроме  того, необходима разработка процедур  проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого  персонала, способного к такой  работе. 

         Выполнение функции контроля  требует высокой профессиональной  подготовки, опыта работы с людьми. Специалист в области контроля  должен быть организованным и  доброжелательным, что может дать  больший эффект, чем жесткий контроль  и жесткие санкции, хотя последнее  во многом определяется видом  работ, самостоятельностью выполнения  и другими  ситуационными факторами.  Во всяком случае менеджеры отвечают за эффективность своих решений материально, административно, морально, т.е. своим престижем и карьерой. 

         Функцию контроля исходя из ее роли в процессе управления называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью и через деятельность людей в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие. 

 

Характеристика основных функций управления 

  

Функция планирования. Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации  и что должны делать ее члены, чтобы  достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение  того, что требуется и как этого  добиться.  

План представляет собой сложную социально-экономическую  модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно  различаются. Обычно организация формирует  единый план для управления ее общей  деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для  достижения конкретных целей и задач  организации различные методы. Таким  образом составлена карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени. 

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и  акцент, который делает менеджер в  процессе планирования, зависит от его положения в организационной  иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням  организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть  в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации. 

На среднем уровне управления занимаются тактическим  планированием, т.е. определяются промежуточные  цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим.  

Информация о работе Функции Управления