Функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом
противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В
социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в
экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в
обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они
требуют изменения нас самих.

Оглавление

Введение_________________________________________1
1. Функции менеджмента__________________________ 3
1.1. Планирование________________________________ 5
1.2 Организация___________________________________8
1.3 Контроль______________________________________12
1.4 Мотивация____________________________________13
1.5 Стимулирование_______________________________15
2. Теоретические основы менеджмента ____________________________19
2.2.1 Планирование________________________________19
2.2.2 Организация__________________________________21
2.2.3 Мотивация___________________________________ 24
2.2.4 Контроль и анализ_____________________________25
2.3Рекомендации по совершенствованию_____________27
2.3.1 Совершенствование планирования______________27
2.3.2 Совершенствование мотивации_________________28
Заключение_________________

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

планированием на низших уровнях.

2. Возраст функции  планирования даже в наиболее крупных корпорациях

насчитывается менее десяти лет.

3. Стратегические  планы разрабатываются на совещаниях  высшего руководства

корпорации, проводимых ежегодно.

4. Годовой стратегический  план обьединяется с годовым  финансовым планом.

5. В большинстве  организаций считают, что функция  планирования может быть

усовершенствована.

     Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно

этот срок более  всего соответствует периоду  обновления производства и

ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на

установленный период, например производственная стратегия  фирмы в целом и

каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая

политика; определение  объема и структуры необходимых ресурсов и форм

материального снабжения с учетом внутрифирменной  специализации и кооперирования

производства.

Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной

последовательности  мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных

долгосрочной программой развития. План обычно содержит количественные

показатели, в  том числе и в отношении  распределения ресурсов. В нем

приводятся  детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о

капиталовложениях и источниках финансирования. Он разраба-тывается в

производственных  подразделениях.

     Текущее (оперативное) планирование заключается определении

про-межуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и

способы решения  задач, использования ресурсов, внедрения  новых технологий.

Обычно это  планирование осуществляется на год.  Планы представляют собой

детальную конкретизацию  целей и задач, поставленных перспективным  и

среднесрочным планами.

Текущее планирование осуществляется путем детальной  разработки  оперативных

планов для  фирмы и её подразделений, программ маркетинга, планов по научным

исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.

Основными звеньями текущего плана являются календарные  планы (месячные,

квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию

целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным  планами.

Календарные планы  составляются на основе сведений о  наличии заказов, степени

загруженности мощностей и их использовании  с учетом обусловленных сроков

исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния

коньюнктуры рынка. В календарных планах предусматриваются  расходы на

реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение

рабочей силы. В  планы по сбыту продукции и  предоставлению услуг включаются

показатели  по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и

обслуживанию.

Оперативные планы  реализуются через систему бюджетов или финансовых планов,

которые составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются

в единый бюджет или финансовый план фирмы. Бюджет представляет собой

выражение оперативного плана в денежных единицах. Он охватывает все стороны

деятельности  фирмы и служит средством координационной  работы всех звеньев

фирмы. При его  составлении прежде всего учитываются  показатели, разработанные

в перспективных  и среднесрочных планах. Через  бюджет осуществляется

взаимоувязка  между перспективными, текущими и др. видами планирования.

Составлением  бюджета занимаются различные службы, редактируют их

администраторы, утверждает руководитель.

Бюджет фирмы  охватывает все стороны её деятельности и основывается на

оперативных планах отделов и предприятий фирмы, поэтому он служит также

средством координации  работы всех звеньев фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.2. Организация.

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается

в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми

подразделениями фирмы, определении порядка и  условий функционирования фирм.

Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих

задач.

Функция организации  реализуется двумя  путями:  через  административно-

организационное управление и через оперативное  управление.

     Административно-организационное управление предполагает определение

структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение  функций между всеми

подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между

работниками аппарата управления.

     Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии

с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом  или непрерывном

сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом,

и последующей  их корректировке. Оперативное управ-ление  тесно связано с текущим

планированием.

Существует  два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации  на подразделения соответственно  целям и стратегиям.

2.  Делегирование  полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает

передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность

за их выполнение.

Под организационной  структурой фирмы понимается ее организация  из от-дельных

подразделений с их взаимосвязями, которые определяются постав-ленными перед

фирмой и  ее подразделениями целями и распределением между ними функций.

Организационная структура предусматривает распределение  функций и полномочий

на принятие решений между руководящими работ-никами фирмы, ответственными за

деятельность  структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления:

установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями,

что связано  с определением их целей, условий  работы и стимулирования; рас-

пределение  ответственности между руководителями; выбор конкретных схем

управления  и последовательности процедур при  принятии решений; органи-зация

информационных  потоков; выбор соответствующих  технических средств.

Проблема совершенствования  организационной структуры управления пред-полагает

уточнение функций  подразделении, определение прав и  обязанностей каждого

руководителя  и сотрудника, устранение многоступенчатости, дубли-рования

функций и информационных потоков. Основной задачей здесь  является повышение

эффективности управления.

Организационная структура направлена прежде всего  на установление четких

взаимосвязей  между отдельными подразделениями  фирмы, распределение меж-ду

ними прав и ответственности. В ней реализуются различные  требования к

совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Организационная структура  фирмы и ее управление постоянно  изменяются,

совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями. Важнейшими

факторами, вызывающими необходимость  проведения структурной перестройки

компаний, являются следующие:

- ускоренная разработка  новых видов продуктов под  воздействием научно

технического прогресса  в условиях обостряющейся конкуренции;

- интенсивное внедрение  наиболее передовых технологий;

- систематическое внедрение  новых методов организации и управления

производством на базе активного использования компьютерной техники.

Организация как процесс  представляет собой функцию по координации  многих

задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

2.  Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает

передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность

за их выполнение.

     Классификация организационных структур.

     1. Организационная структура по  продукту.

Предполагает  создание в структуре фирмы самостоятельных  хозяйственных

подразделении - производственных отделений, ориентированных на производство

и сбыт конкретных видов продуктов. При этом

предполагается  специализация производственных отделений  в материнской

компании по отдельным видам или группам  продуктов и передача им полномочий по

управлению  производственными и сбытовыми  дочерними компаниями. Функциональные

службы производственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты с

соответствующими  центральными службами, получая от них указания по всем

вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках фирмы

в целом..

Поскольку производственное отделение само выступает центром прибыли, оно

осуществляет  не только финансовый, но и оперативный  контроль за деятельностью

предприятий во всемирном масштабе. Этот контроль часто реализуется путём

совместных  или переплетающихся директоратов  дополняется поездками

руководителя  производственного отделения на конкретные дочерние предприятия.

     2. Организационная структура по региону.

Предполагается, что управленческая ответственность  за деятельность ТНК

распределяется  между самостоятельными подразделениями. Эти подразделения по

содержанию  и характеру деятельности могут  выступать как производственные

отделения и  быть центром прибыли и ответственности. Они осуществляют коорди-

нацию деятельности дочерних и производственных компаний по всем видам

продуктов. Подразделение возглавляет распорядитель, который подчиняется

непосредственно высшему руководству и осуществляет свою деятельность в тесном

контакте со всеми центральными службами. Он может  иметь в своем подчинении

управляющих отдельными отделами.

3. Смешанная  структура.

Предполагает  сочетание различных типов организационных  структур управления.

Наиболее распространено сочетание отраслевого и регионального  принципов при

построении  организационной структуры. Эта  структура наиболее распространена.

Это отражает общие  закономерности развития процесса производства в

современных условиях, который требует комплексного подхода  к формированию

организационной структуры фирмы с учетом охвата всех сторон, направлений и

сфер деятельности. В этих условиях сочетание отраслевого и регионального

аспектов наиболее полно удовлетворяет потребностям развития фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.3. Контроль.

Контроль-это  системное наблюдение за выполнением  планов, заданий и

результатами  хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации

обратной связи  с управляемым объектом. Учет и  контроль необходимы для

управления  плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на

предприятии. Контроль как основная функция менеджмента  объединяет все виды

управленческой  деятельности, связанные с формированием  информации о состоянии

и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах

и результатах  деятельности (анализ), работой по диагностике  и оценке

процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит

из установки  стандартов, изменения фактически достигнутых  результатов и

проведения  корректировок в том случае, если достигнутые результаты

существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью  контроля

менеджер выявляет проблеммы, причины их возникновения  и принимает активные

меры по корректировке  отклонений от цели и плана деятельности.

Существует  три основных вида контроля: предварительный, текущий и

заключительный.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики,

процедур и  правил. Прежде всего он применяется  по отношению к трудовым,

материальным  и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже  идет и обычно производится

в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный  контроль осуществляется после того, как работа закончена или

истекло отведенное для нее время.

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях.

Управляющие системы  в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как

руководящий работник, являющийся по отношению к системе  внешним элементом,

может вмешиваться  в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и

критериев, сопоставление  с ними реальных результатов и  принятие необходимых

корректирующих  действий. На каждом этапе реализуется  комплекс различных мер.

     Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е.

конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для

управления  необходимы стандарты в форме  показателей результативности объекта

Информация о работе Функции менеджмента