Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа
Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом
противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В
социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в
экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в
обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они
требуют изменения нас самих.
Введение_________________________________________1
1. Функции менеджмента__________________________ 3
1.1. Планирование________________________________ 5
1.2 Организация___________________________________8
1.3 Контроль______________________________________12
1.4 Мотивация____________________________________13
1.5 Стимулирование_______________________________15
2. Теоретические основы менеджмента ____________________________19
2.2.1 Планирование________________________________19
2.2.2 Организация__________________________________21
2.2.3 Мотивация___________________________________ 24
2.2.4 Контроль и анализ_____________________________25
2.3Рекомендации по совершенствованию_____________27
2.3.1 Совершенствование планирования______________27
2.3.2 Совершенствование мотивации_________________28
Заключение_________________
промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации.3.
Морально-психологические стимулы.
Эти стимулы ориентированы на мотивацию человека как личности, а не только
механизма, призванного выполнять производственные функции. В отличие от
вышеописанных стимулов моральные являются внутренними стимулами, т.е.
напрямую ими нельзя воздействовать на человека.
Гуманизация отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого
фактора как объекта менеджмента.
Гуманизация касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия как
одной из сторон социальной деятельности человека. С помощью функции
гуманизации формируется и развивается культура фирмы, культура управления.
Корпоративность
- новая функция менеджмента
по формированию атмосферы фирмы, её социально-психологического климата.
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
В зарубежной и отечественной литературе
существует множество трактовок понятия
«менеджмент».
Менеджмент - вид профессиональной деятельности,
управленческий труд, который включает:
предмет труда (информация), средства труда
(организационные и технические) и менеджера,
обладающего определенными знаниями и
умениями.
Менеджмент – самостоятельная область
знаний, требующая освоения, для успешного
выполнения профессиональной деятельности
менеджера.
Менеджмент - наука, использующая количественные
методы и моделирование при принятии управленческих
решений..
Менеджмент - искусство управления, требующее
личных способностей и творческого потенциала
менеджера.
Менеджмент – совокупность общих (планирование,
организация, мотивация и контроль) и специальных
функций управления.
Менеджмент – это профессионально осуществляемое
управление любой хозяйственной деятельностью
организации (предприятия, фирмы) в рыночных
условиях, направленное на получение прибыли
путем рационального использования ресурсов.
Менеджмент – это особая динамическая
организация управления, необходимая
экономически самостоятельному хозяйственному
объекту, гибкая система предприимчивого
и инновационного руководства, способная
чутко реагировать на конъюнктуру рынка,
условия конкуренции и своевременно перестраиваться
с учетом требований внешней среды.
В общедоступном понимании менеджмент
– это умение добиваться поставленных
целей, используя труд, интеллект, мотивы
поведения других людей.
Термин «управление» шире термина «менеджмент»,
т.к. применяется к различным сферам и
видам человеческой деятельности. Термин
«менеджмент» применяется к управлению
социально-экономическими процессами
на уровне организации, действующей в
рыночных условиях.
Менеджмент – это управление в условиях
рыночной экономики.
Менеджмент как тип рыночного управления
имеет следующие отличительные черты:
- ориентация на человека;
- ориентация на потребителя;
- полная ориентация на рынок;
- постоянное совершенствование системы
управления организацией.
В настоящее время к менеджменту применяют
следующие научные подходы.
А). Процессный подход появился в 20-х годах
XX века и существует до настоящего времени.
Это первый исторически сложившийся подход.
Он был предложен классической административной
школой. Этот подход рассматривает менеджмент
как непрерывную серию взаимосвязанных
управленческих функций, определяет менеджмент
как процесс, в котором деятельность направлена
на достижение целей организации. В соответствии
с процессным подходом каждая из управленческих
функций тоже является процессом.
Процессный подход понимает менеджмент
как простое одномерное взаимодействие
людей в организации и не учитывает влияние
на управленческую деятельность внешней
среды.
Б). Системный подход появился в 50-е годы
XX века и существует в наши дни. Системный
подход – это способ мышления по отношению
к организации и управлению. Он предполагает
исследование объекта анализа как системы,
включающей в себя составные компоненты
(подсистемы), без которых невозможно функционирование
объекта в целом. При анализе рассматриваются
внутренние связи между компонентами
и внешние связи объекта. Применение системного
подхода к менеджменту помогает увидеть
организацию в единстве составляющих
её частей, которые неразрывно переплетаются
с внешним миром.
Система – совокупность взаимодействующих
элементов, составляющих целостное образование
с новым свойством, которым не обладает
в отдельности ни один из ее элементов.
Признаки системы:
1. Сложность объекта и его целостность.
2. Способность делиться на подсистемы
(это не отделы).
3. Быть, как правило, элементом системы
более высокого уровня.
4. Способность образовывать единство
с внешней средой.
В любой организации можно выделить систему
управления – это совокупность элементов,
объединенных информационными связями
и процессами, направленным на достижение
целей организации.
Система управления включает управляющую
подсистему (субъект управления) и управляемую
подсистему (объект управления).
В). Ситуационный подход – появился в 60-е
годы XX века, существует в наше время. Он
основан на предположении, что в менеджменте
организации не существует только одного
набора принципов, которые могут быть
использованы во всех ситуациях, т.е. отвергаются
любые универсальные принципы менеджмента.
Современный менеджмент, учитывая достижения
всех школ и направлений, интегрирует
их в процессе управления. Основными моментами
современной системы взглядов на менеджмент
(«новая управленческая парадигма») являются
следующие:
- отказ от управленческого рационализма
классических школ менеджмента,
- использование в менеджменте теории
систем,
- применение к управлению ситуационного
подхода,
- признание социальной ответственности
менеджмента как перед обществом в целом,
так и перед отдельными работниками организации.
2.2.1. Планирование
Как известно, планирование является первоначальной стадией процесса управления.
Планирование имеет в виду разумную озабоченность тем, что может произойти в
будущем, и подготовку мер с целью предупредить те нежелательные события,
которых можно избежать.
Тот, кто планирует, должен сознательно обеспечить такое положение, при
котором планируемое предложение равнялось бы планируемому спросу. Если он не
сумеет добиться этого, возникнут излишки и дефицит. Если при этом все еще не
будет использован рыночный механизм, если не будут снижены или повышены цены,
возникнет неприятная проблема хранения или уничтожения излишка или же,
напротив, начнется жестокая борьба между теми, чей спрос не удовлетворяется.
Планирование – это прежде всего процесс принятия решений, позволяющих
обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем,
уменьшить неопределенность.
В принятии таких
решений состоит процесс
узком – планированием является составление специальных документов – планов,
определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых
решений.
Планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности
фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом
средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми
ресурсами.
Что касается рассматриваемого нами предприятия, то на данный момент основной
целью деятельности общества является получение прибыли полученной в
результате удовлетворения потребностей потребителей в определенных товарах
или услугах.
Данную цель можно разложить на несколько составляющих:
1. Планирование роста прибыли.
2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их умень
шение.
3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
4. Улучшение социальной политики фирмы.
Структурная схема планирования на предприятии представлена на
схеме 3.
Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в
бюджет, то есть в план расходов и доходов, поскольку ориентиром
является сохранение ликвидности - платежеспособности
предприятия. Обычно отдельные планы составляются только по
количественным показателям и лишь после их взаимоувязки
производится расчет денежных показателей.
В разработке планов принимает участие весь руководящий состав ООО «Криста»:
генеральный директор, начальник отдела кадров, коммерческий директор, главный
бухгалтер.
Особое внимание обращает на себя тот факт, что в ООО «Криста» отсутствует
долгосрочное планирование, являющееся непременным условием стратегического
планирования, необходимого для выживания в условиях рынка. Краткосрочные
планы составляются период в 1 – 2 года, не более. Это говорит о серьезных
просчетах в деятельности руководства.
2.2.2.Организация
Чтобы планы были реализованы руководство должно найти эффективный способ
сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом.
Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих
задач, чтобы данный процесс был успешным, необходима соответствующая целям и
задачам грамотно
построенная организационная
Если рассматривать организационную структуру ООО «Криста», то ее можно
представить следующим образом: ( см. схему 4.)
| |||||
|
|
Схема 4. Организационная структура ООО «Криста»
Как показывает данная схема, организационная структура ООО «Криста» построена
по линейно-функциональному типу.
У начальника охраны находятся в подчинении лица, охраняющие складские
помещения и непосредственно магазины в количестве 7 человек.
Коммерческий директор занимается вопросами снабжения и сбыта, координации
деятельности работы магазинов. У него в подчинении находятся начальник отдела
снабжения, занимающийся непосредственно закупкой товаров, а также
заместитель, обязанностями которого является управление магазинами через
заведующих магазинов и складами через заведующих складов. Заведующие
магазинов и складов занимаются текущими вопросами деятельности своих
структурных подразделений. Помимо этого, в обязанности коммерческого
директора входит отслеживание изменения тенденций на рынке, поиск новых
товаров, пользующихся повышенным спросом, поиск новых ниш на рынке в целях
расширения сферы деятельности, а также отслеживание действий конкурентов.
Данные функции, как известно, выполняют отделы маркетинга, существующие на
более крупных предприятиях, однако за неимением такового они возложены
частично на весь руководящий персонал и на коммерческого директора в большей
степени.
Требования к персоналу определены тарифно-квалификационными справочниками,
положениями об отделах и структурных подразделениях, должностными и рабочими
инструкциями.
Анализируя функции работников коммерческой службы ООО «Криста», можно сделать
вывод, что функциональное разделение труда соответствует должностным
обязанностям указанных исполнителей.
Среди отделов коммерческой службы присутствуют функциональные связи
(происходит
обмен информацией между
документальная отчетность и доводится до специалистов отделов), а также
линейная связь (зам. директора по коммерции координирует и контролирует
действия специалистов на основе предоставленной отчетности).
Вопросами управления персоналом занимается отдел кадров во главе с
начальником отдела кадров. В подчинении начальника отдела кадров находятся
два инспектора по труду.
На данном предприятии реализуются следующие функции управления персоналом:
подбор и расстановка кадров, составление плана потребности в персонале,
оформление приема, перевода, увольнения работников, осуществление контроля за
правильным использованием персонала, ведение учета личных дел, оформление
документации для награждения, рассмотрение писем, жалоб, заявлений. Такие
функции, как
профессиональное обучении, профессионально-
продвижение, изучение причин текучести кадров, анализ профессионального,
возрастного, образовательного состава персонала и т.д. на предприятии не
реализуются, что несомненно влияет на экономическую эффективность его работы.
Финансовая служба (бухгалтерия) во главе с главным бухгалтером занимается
финансовыми вопросами деятельности предприятия, в том числе и составлением
текущих финансовых планов. В подчинении главного бухгалтера находятся два
бухгалтера.
Таким образом, организационная структура ООО «Криста» в принципе
соответствует ее целям и задачам, что говорит об эффективности работы
управления фирмой в плане организации, но, как и всякая другая линейно-
функциональная система имеет ряд недостатков:
§ Негибкая структура организации;
§ Четко определенные задачи для всех структурных подразделений;
§ Власть проистекает из иерархических уровней в организации;
§
Иерархическая система
§ Командный тип коммуникаций, идущий сверху вниз;
§ Содержанием коммуникаций являются распоряжения, инструкции и решения,
принятые руководством организации.
Необходимо отметить, что выполнение некоторых функций, например, в области
управления персоналом, оставляет желать лучшего. Также существенным упущением
руководства является отсутствие отдела маркетинга, просто необходимого в
рыночных условиях, особенно для организаций, желающих расширять масштабы
своей деятельности.
2.2.3. Мотивация.
В продолжение разговора о недостаточности внимания руководства к вопросам
управления персоналом ООО «Криста» коснемся вопросов мотивации.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно
должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен
это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает
возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные
принципы мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей или целей организации.
Общеизвестным фактом является то, что методы мотивации персонала могут быть
как материальными, так и нематериальными.
Что касается материальных методов, то первоочередное внимание следует
обратить на организацию заработной платы.
На данном предприятии организация заработной платы имеет относительно
упрощенный характер.
Рядовые работники (продавцы магазинов, работники складов, младший
обслуживающий персонал (технички, грузчики), охрана имеют строго
фиксированный оклад, не зависящий от их личного вклада в деятельность
организации, а также получают премии по результатам работы всего предприятия
в целом. Такая же схема оплаты труда применяется к работникам бухгалтерии и
отдела кадров.
Заведующие
магазинов также имеют
деятельности их подразделения + премия по результатам деятельности всего
предприятия.
Руководители служб (коммерческий директор и его заместитель, главный
бухгалтер, начальник отдела кадров, начальник отдела охраны) помимо
должностного оклада имеют процент от прибыли.
Таким образом,
непосредственно материально
показателей работы ООО «Криста» являются руководящие работники, а зависимость
заработной платы остальных работников от эффективности его работы явно
недостаточна.
Экономическая ответственность работников ООО «Криста» реализуется путем
прямого уменьшения заработной платы виновных работников на сумму
предъявленных к ним претензий за упущения в работе.