Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить перспективы развития франчайзинга в России
Задачами данной курсовой являются:
1. Рассмотреть франчайзинг как модель ведения бизнеса
2. Проанализировать основные виды франчайзинга
3. Изучить развитие франчайзинга в России
Моя курсовая работа состоит из 3 разделов. В первой главе я раскрою историю развития франчайзинга, начиная с самого зарождения до современности, а также понятие и сущность термина «франчайзинг». Во втором разделе я раскрываю а виды франчайзинга, преимущества и недостатки. В третьей главе мною будет раскрыто развитие франчайзинга в России и будут перечислены некоторые препятствия на пути развития франчайзинга в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………......3Глава I. Франчайзинг как модель ведения бизнеса…………….......................4
1.1 Зарождение франчайзинга………………………………………….................4
1.2.Современный франчайзинг.………………………………………..………….6
1.3.Франчайзор………………………………………….…..………..…………….8
1.4. Франчайз……………………………………………………………………….9
1.5. Франшиза…………………………………………………………...………….9
1.6. Покупка франшизы………………………….…………….…...……………10
1.7. Преимущества и недостатки франчайзинга…….………….........................11
Глава II. Виды франчайзинга…………………………………………………..14
2.1. Товарный франчайзинг……………………………………………………..14
2.2. Производственный франчайзинг………………………………………......15
2.3. Деловой франчайзинг…………………………………………………….....17
2.4. Другие виды франчайзинга………………………………………………...19
2.5. Виды франчайзинговых систем…………………………………………....19
Глава III. Развитие франчайзинга в России……………………..…………..21
3.1. Компании, занимающиеся франчайзингом в России…………………….23
3.2. Препятствия на пути развития франчайзинга в России………….……....24
3.3. Перспективы развития франчайзинга В мире……………………….........25
3.4. Перспективы развития франчайзинга В Росси…………………….……...27
Заключение………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………………………………………………...…34

Файлы: 1 файл

курсовая по меджменту перделанная.docx

— 70.16 Кб (Скачать)

    2.3. Деловой франчайзинг

    Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе  франчайзор продает лицензию частным  лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков  или целых групп магазинов  для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.

    Таким образом, это франчайзинг на вид  деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный  цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма  продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже  продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое  обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются  равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

    При деловом франчайзинге требуется, чтобы  франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся  в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.

    В настоящее время в зависимости  от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие  основные подгруппы2:

    франшиза - рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает  хорошо подготовленное рабочее место  для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;

    франшиза-предприятие  — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия  рабочих помещений, дополнительного  наемного персонала;

    инвестиционная  франшиза (Investment franchise), основная цель которой  — возврат первоначальной суммы  инвестиций.

    Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана  быстрого обслуживания мировой франчайзинговой  системы МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень  активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.

    Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское  предприятие «Росинтер». Под его  ведением находится такие рестораны  как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В  данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца.

    Хотя  существует много вариантов классического  франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся  франчайзинг. В каждом из этих случаев  франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и  логотипа франчайзора, системы его  бизнеса, первоначальное обучение, выбор  места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются  в следующих характеристиках:

    1) продолжительность отношений франчайзора  и франчайзи, 

    2) к кому франчайзи может обращаться  за поддержкой,

    3) кому он платит установленные  взносы. 
 

    2.4. Другие виды франчайзинга

    Корпоративный франчайзинг - современная форма  организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий  с использованием наемных менеджеров.

    Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее  самостоятельно предприятие переходит  на работу по договору франчайзинга и  присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем  одного франшизополучателя[5].

    2.5. Виды франчайзинговых систем

    Франчайзинговые системы принимают многие формы. Франчайзинговые системы могут  объединять:

    производителя с производителем;

    производителя с оптовым торговцем;

    производителя с розничным торговцем;

    оптового  торговца с оптовым торговцем;

    оптового  торговца с розничным торговцем;

    розничного  торговца с розничным торговцем;

    предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.

    Рассмотрим  франчайзинговые системы, соединяющие  производителя с производителем. Предположим, фирма по производству химических веществ патентует новый  способ производства аммиака. Поскольку  данный процесс снижает стоимость  производства аммиака, допустим, на 20%, другие химические фирмы могут выразить желание применять его.

    Лицензия  дала бы им право использования нового технологического процесса в обмен  на комиссионное вознаграждение, роялти. В данном случае лицензиар фактически является франшизером; лицензиат является франчайзи. При системе франчайзинга, связывающей производителя с производителем, франчайзи остаются относительно автономными. Такие франчайзи располагают почти полной свободой действия. Политика и процедуры могут быть их собственной разработки; даже цеха и оборудование могут быть их собственной конструкции.

    Другая  франшизная система соединяет производителя  и розничного торговца. Лучшим примером является система, соединяющая производителей автомобилей и розничных автомобильных  дилеров. Еще одним примером являются станции автообслуживания, которые  предоставляют места для парковки и продают горюче-смазочные материалы, поставляемые по контракту нефтеперерабатывающими компаниями типа "Тексако". Франшизные системы, соединяющие производителя  с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, действуют аналогичным образом.

    Розничные и обслуживающие франшизные системы  типа "Кентукки фрайд чикен" и "Кволити инн." заметно отличаются от систем франшизных соглашений между  производителем и оптовым торговцем, потому что франчайзи фактически является здесь продолжением франшизера. В подобных системах каждый франчайзи  напоминает торговую точку компании с единственным исключением: франшизер  вкладывает для создания этой торговой точки деньги франчайзи, а не собственные  средства[10]. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Развитие франчайзинга в России 

    При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для  развития бизнеса, в первую очередь  следует учитывать, что мировой  опыт применения франчайзинга насчитывает  более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования  франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов  ведения бизнеса.

    В бизнес-терминологию России термин "франчайзинг" был введен около 13 лет назад во многом благодаря известному российскому  предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К  сожалению, первое предприятие, сделавшее  попытку применить франчайзинг  на российском рынке, потерпело фиаско.

    Активное  развитие данной формы ведения бизнеса  началось лишь около пяти лет назад.

    В России франчайзинг начал активно  развиваться в середине 90-х годов. По оценкам специалистов в России существует более 200 успешно работающих франчайзинговых компаний. На российский рынок пришли и развиваются ряд  известных западных франшизных систем: Alphagraphics, Baskin Robbins, Kodak, Subway, Xerox и др. Наряду с международным, успешно развивается  и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются  такие отечественные концепции, как "Ростикс", "1С", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др[15].

    Первый  договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в  июне 1996 года. Это договор между  компанией “КолгейтПалмолив” США (правообладатель) и АО “Колгейт-Палмолив”  РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием  выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.

    В 2003 году с интервалом менее месяца в Москве прошли III конференция и  выставка «Франчайзинг в России 2003»  и I международная выставка по франчайзингу Buy Brand – «Купи Брэнд». Это обнадеживающие признаки того, что и в Россию приходит, наконец, этот самый быстро развивающийся в мире метод организации  бизнеса. В США, например, он уже назван бизнес-революцией и через 1500 франчайзинговых  систем обеспечивает почти 40% всех розничных  продаж товаров и услуг на общую  сумму около 1 трлн. долларов в год.

    У наших европейских соседей количество франчайзинговых систем поменьше –  около 800 в Германии и около 600 в  Англии. Россия сегодня уже опередила  Данию, у которой 98 систем и 2 тысячи франшизных точек – операторов (или  «франчайзи»). По разным оценкам, у нас  примерно 5 тысяч операторов, основную долю которых составляют такие развитые системы как магазины «Лавка жизни» (около 2000), точки продаж программного обеспечения «1С» (около 1,5 тыс.) и  фотоуслуг «Кодак» (1000).

    Почему  для России так важно развитие франчайзинга? Мы сегодня ищем пути ускорения экономического роста, имея в виду удвоить ВВП к 2010 году. Мировые  рынки растут темпами, не превышающими 2% в год – это не тот рост, который позволит достичь этой цели. Ускорителем экономики может  в определенной степени стать  и франчайзинг, поскольку это  система вертикального маркетинга, позволяющая интегрировать интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса, продвигать отечественных производителей и их товары, формировать системы  контроля качества товаров и услуг, стандартов поведения, создавать новые  рабочие места. С учетом же системы  долговременных договоров франчайзинга достигается планирование развития бизнеса, а значит и достижение определенного  уровня защиты малого и среднего бизнеса, от которого в принципе и будет  зависеть дальнейший экономический  рост.

    Но  особая важность франчайзинга в том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди  франчайзи только 14-15%. Это очень  хороший ориентир для российских предпринимателей.

    Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг  в России неуклонно развивается. Примером тому может служить стабильное развитие франчайзингового бизнеса  у фирм, которые были перечислены  выше. Кроме того, у всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают успешно  работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает все  больше фирм, хотя прирост новых  франчайзоров еще очень незначительный.

    Еще одним важным положительным моментом является наличие партнерских контактов  с московским правительством, которое  оказывает всестороннюю поддержку  Российской ассоциации развития франчайзинга[19]. 
 
 

3.1. Компании, занимающиеся франчайзингом в России

В таблице, приведённой ниже, представлены некоторые  компании, развивающие франчайзинг  в нашей стране[1]:

Таблица 2:

Компания Происхождение, регион Направление
Benetton Италия Сеть бутиков
Coca-cola США Предприяти  питания
Ecco Дания Обувные магазины
English First Великобритания Школы иностранных  языков
Formoza Россия, Москва Сеть компьютерных магазинов
Grillmaster Германия Предприятия питания
Ives Rocher Франция Салоны парфюмерии
KodakExpress США Фотолаборатории
Naf-Naf Франция Сеть бутиков
Pizza Hut США Предприятия питания
SPAR Нидерланды Сеть супермаркетов
Subway США Предприятия питания
«Ароматный  мир» Россия, Москва Торговля, алкоголь
«Баскин Роббинс» США Предприятия питания
«Диана» Россия, Москва Сеть химчисток
«Копейка» Россия,Москва Сеть универмагов
«Красный  куб» Россия,Москва Магазины посуды и подарков
«Крошка-картошка» Россия, Москва Предприяти  питания
«Куда.ru» Россия, Москва Сеть турагенств
«Обувь XXI века» Россия, Москва Обувные магазины
«Очаково» Россия, Москва Реализация  пива
«Сибнефть» Россия, Омск АЗС
«ТЕХНОСИЛА» Россия, Москва Сеть магазинов  электроники и бытовой техники
ТНК Россия, Тюмень АЗС
ЮКОС Россия, Москва АЗС

Информация о работе Франчайзинг