Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить перспективы развития франчайзинга в России
Задачами данной курсовой являются:
1. Рассмотреть франчайзинг как модель ведения бизнеса
2. Проанализировать основные виды франчайзинга
3. Изучить развитие франчайзинга в России
Моя курсовая работа состоит из 3 разделов. В первой главе я раскрою историю развития франчайзинга, начиная с самого зарождения до современности, а также понятие и сущность термина «франчайзинг». Во втором разделе я раскрываю а виды франчайзинга, преимущества и недостатки. В третьей главе мною будет раскрыто развитие франчайзинга в России и будут перечислены некоторые препятствия на пути развития франчайзинга в России.
Введение…………………………………………………………………………......3Глава I. Франчайзинг как модель ведения бизнеса…………….......................4
1.1 Зарождение франчайзинга………………………………………….................4
1.2.Современный франчайзинг.………………………………………..………….6
1.3.Франчайзор………………………………………….…..………..…………….8
1.4. Франчайз……………………………………………………………………….9
1.5. Франшиза…………………………………………………………...………….9
1.6. Покупка франшизы………………………….…………….…...……………10
1.7. Преимущества и недостатки франчайзинга…….………….........................11
Глава II. Виды франчайзинга…………………………………………………..14
2.1. Товарный франчайзинг……………………………………………………..14
2.2. Производственный франчайзинг………………………………………......15
2.3. Деловой франчайзинг…………………………………………………….....17
2.4. Другие виды франчайзинга………………………………………………...19
2.5. Виды франчайзинговых систем…………………………………………....19
Глава III. Развитие франчайзинга в России……………………..…………..21
3.1. Компании, занимающиеся франчайзингом в России…………………….23
3.2. Препятствия на пути развития франчайзинга в России………….……....24
3.3. Перспективы развития франчайзинга В мире……………………….........25
3.4. Перспективы развития франчайзинга В Росси…………………….……...27
Заключение………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………………………………………………...…34
2.3. Деловой франчайзинг
Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.
Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).
При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы2:
франшиза
- рабочее место — рабочая
франшиза-предприятие
— коммерческая франшиза (Business franchise),
требующая более крупных
инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.
Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.
Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца.
Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках:
1)
продолжительность отношений
2)
к кому франчайзи может
3)
кому он платит установленные
взносы.
2.4. Другие виды франчайзинга
Корпоративный
франчайзинг - современная форма
организации франшизного
Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя[5].
2.5. Виды франчайзинговых систем
Франчайзинговые системы принимают многие формы. Франчайзинговые системы могут объединять:
производителя с производителем;
производителя с оптовым торговцем;
производителя с розничным торговцем;
оптового торговца с оптовым торговцем;
оптового торговца с розничным торговцем;
розничного торговца с розничным торговцем;
предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.
Рассмотрим
франчайзинговые системы, соединяющие
производителя с
Лицензия дала бы им право использования нового технологического процесса в обмен на комиссионное вознаграждение, роялти. В данном случае лицензиар фактически является франшизером; лицензиат является франчайзи. При системе франчайзинга, связывающей производителя с производителем, франчайзи остаются относительно автономными. Такие франчайзи располагают почти полной свободой действия. Политика и процедуры могут быть их собственной разработки; даже цеха и оборудование могут быть их собственной конструкции.
Другая
франшизная система соединяет
Розничные
и обслуживающие франшизные системы
типа "Кентукки фрайд чикен" и
"Кволити инн." заметно отличаются
от систем франшизных соглашений между
производителем и оптовым торговцем,
потому что франчайзи фактически
является здесь продолжением франшизера.
В подобных системах каждый франчайзи
напоминает торговую точку компании
с единственным исключением: франшизер
вкладывает для создания этой торговой
точки деньги франчайзи, а не собственные
средства[10].
Глава
III. Развитие франчайзинга
в России
При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в первую очередь следует учитывать, что мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.
В
бизнес-терминологию России термин "франчайзинг"
был введен около 13 лет назад во
многом благодаря известному российскому
предпринимателю Владимиру
Активное развитие данной формы ведения бизнеса началось лишь около пяти лет назад.
В России франчайзинг начал активно развиваться в середине 90-х годов. По оценкам специалистов в России существует более 200 успешно работающих франчайзинговых компаний. На российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных франшизных систем: Alphagraphics, Baskin Robbins, Kodak, Subway, Xerox и др. Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростикс", "1С", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др[15].
Первый
договор, который может быть квалифицирован
в качестве договора о коммерческой
концессии (франчайзинговый договор),
зарегистрирован в Роспатенте в
июне 1996 года. Это договор между
компанией “КолгейтПалмолив”
В 2003 году с интервалом менее месяца в Москве прошли III конференция и выставка «Франчайзинг в России 2003» и I международная выставка по франчайзингу Buy Brand – «Купи Брэнд». Это обнадеживающие признаки того, что и в Россию приходит, наконец, этот самый быстро развивающийся в мире метод организации бизнеса. В США, например, он уже назван бизнес-революцией и через 1500 франчайзинговых систем обеспечивает почти 40% всех розничных продаж товаров и услуг на общую сумму около 1 трлн. долларов в год.
У
наших европейских соседей
Почему
для России так важно развитие
франчайзинга? Мы сегодня ищем пути
ускорения экономического роста, имея
в виду удвоить ВВП к 2010 году. Мировые
рынки растут темпами, не превышающими
2% в год – это не тот рост,
который позволит достичь этой цели.
Ускорителем экономики может
в определенной степени стать
и франчайзинг, поскольку это
система вертикального
Но особая важность франчайзинга в том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди франчайзи только 14-15%. Это очень хороший ориентир для российских предпринимателей.
Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг в России неуклонно развивается. Примером тому может служить стабильное развитие франчайзингового бизнеса у фирм, которые были перечислены выше. Кроме того, у всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают успешно работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает все больше фирм, хотя прирост новых франчайзоров еще очень незначительный.
Еще
одним важным положительным моментом
является наличие партнерских контактов
с московским правительством, которое
оказывает всестороннюю поддержку
Российской ассоциации развития франчайзинга[19].
3.1. Компании, занимающиеся франчайзингом в России
В таблице, приведённой ниже, представлены некоторые компании, развивающие франчайзинг в нашей стране[1]:
Таблица 2:
Компания | Происхождение, регион | Направление |
Benetton | Италия | Сеть бутиков |
Coca-cola | США | Предприяти питания |
Ecco | Дания | Обувные магазины |
English First | Великобритания | Школы иностранных языков |
Formoza | Россия, Москва | Сеть компьютерных магазинов |
Grillmaster | Германия | Предприятия питания |
Ives Rocher | Франция | Салоны парфюмерии |
KodakExpress | США | Фотолаборатории |
Naf-Naf | Франция | Сеть бутиков |
Pizza Hut | США | Предприятия питания |
SPAR | Нидерланды | Сеть супермаркетов |
Subway | США | Предприятия питания |
«Ароматный мир» | Россия, Москва | Торговля, алкоголь |
«Баскин Роббинс» | США | Предприятия питания |
«Диана» | Россия, Москва | Сеть химчисток |
«Копейка» | Россия,Москва | Сеть универмагов |
«Красный куб» | Россия,Москва | Магазины посуды и подарков |
«Крошка-картошка» | Россия, Москва | Предприяти питания |
«Куда.ru» | Россия, Москва | Сеть турагенств |
«Обувь XXI века» | Россия, Москва | Обувные магазины |
«Очаково» | Россия, Москва | Реализация пива |
«Сибнефть» | Россия, Омск | АЗС |
«ТЕХНОСИЛА» | Россия, Москва | Сеть магазинов электроники и бытовой техники |
ТНК | Россия, Тюмень | АЗС |
ЮКОС | Россия, Москва | АЗС |