Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:50, научная работа

Краткое описание

Цель данной научной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность франчайзинга.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
· Что же представляет из себя франчайзинг
· Перспективен ли франчайзинг в России
· Важную ли роль играет франчайзинг в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли
· Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения
· Показать все преимущества и недостатки франчайзинга

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 76.60 Кб (Скачать)
 
 

Сегодня в Беларуси уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.

Одним из эффективных  каналов дистрибуции, по которому эти  товары распространяются внутри стран  и по всему миру, является малоизвестный  у нас франчайзинг. Если обратиться с вопросом "Что такое франчайзинг?" к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Поэтому необходимо объяснить, что же представляет из себя франчайзинг. Те, кто знаком с этим явлением, несомненно, удивятся, узнав, что в США каждое второе предприятие малого бизнеса в начале следующего столетия будет работать по договору франчайзинга.

Несмотря на то, что  для многих российских предпринимателей понятие “франчайзинг” все еще  остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов  в различных сферах деятельности. Как уже отмечалось, прежде всего, это проявляется в активном распространении  известных торговых марок. Однако, наименований для обозначения сотрудничества подобного типа в российской бизнес-практике применяется множество: региональный центр, дилерская организация, региональное представительство и т. д. Такое разнообразие говорит о том, что даже в сфере предпринимателей нет четкого понимания специфики нового механизма хозяйствования.

Цель данной научной  работы заключается в том, чтобы  раскрыть сущность франчайзинга.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

·        Что же представляет из себя франчайзинг

·        Перспективен ли франчайзинг в России

·        Важную ли роль играет франчайзинг  в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли

·        Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения

·        Показать все преимущества и недостатки франчайзинга

Работа состоит  из трех глав, в каждой из которых  раскрыты определенные вопросы. Особое внимание в работе уделяется проблемам  и перспективам развития франчайзинга в России.

Глава 1. Теоретические основы франчайзинга

§1.1 История развития франчайзинга

История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского  языка указано, что “franchising” — все права и свободы епископатов… пожалованные королевской короной в 1559 году, а “franchises” — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. [[1]]

В свое время в  Британии король предоставлял баронам  право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные  услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.

Свободным людям, или  гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.

Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать  положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

В наиболее типичной форме франчайзинг проявился  в британской системе “связанных домов”, которая использовалась пивоварами в XIX веке для поддержания нужного  объема продаж. В обмен на предоставленный  заем или аренду имущества пивовар  получал постоялый двор как рынок  сбыта своего пива и спиртных напитков. Система “связанных домов” оказалась  эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.

В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые  начал использоваться компанией  Зингера по производству швейных  машинок (Singer Sewing machine company). После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьютерскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

Аналогичная система  была разработана 1898 году компанией  Дженерал Моторс (General Motors), по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей, и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы — продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. [[2]]

Примеру Дженерал Моторс последовал Рексол (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.

Эффективно франчайзинг  применялся и применяется в настоящее  время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаря франшизе подобные компании получили возможность  производить концентрированный  сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности  и управляемыми франчайзи, которые  в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи  имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.

В 20-х годах в  США идея франчайзинга как формы  ведения бизнеса сместилась в  сторону отношений “оптовик - розничный  продавец”. Оптовый продавец (или  франчайзор) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).  

С 1930 года в США  после кризиса в экономике  нефтеперерабатывающие компании перешли  на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчази, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

В конце 40-х годов  братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С  этой целью они сократили число  наименований блюд до трех, стандартизировали  технологию их приготовления и унифицировали  рецептуру. Такая реорганизация  значительно повысила эффективность  и снизила затраты, а единообразное  меню “Макдональдс” (McDonald’s) создало  новое поколение клиентов, которые  знали, что в любом ресторане  “Макдональдс” их ждет быстрое  обслуживание и привычный набор блюд.

Вплоть до 1950-х  годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали  франчайзинг как эффективный  метод распределения продукции  и услуг. Это примеры традиционного  франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.

Бум франчайзинга 50-х  годов относится ко второму поколению  франшиз, известных как “бизнес-формат франшизы” (Business format franchise), характерных как особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзор получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи — оттого, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода. [[3]]

В США бурному  развитию франчайзинга способствовал  принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели  получали уже благодаря тому, что  предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем  и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается  в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как:

·        автомобильная промышленность и  услуги автосервиса;

·        помощь в организации и ведении  бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама и т. п.);

·        строительство, услуги, связанные с  ремонтом и обслуживанием домов;

·        услуги, связанные с образованием;

·        отдых и развлечения;

·        рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные и т. д.;

·        продуктовые палатки; медицинские и косметические услуги;

·        услуги в сфере домашнего хозяйства;

·        розничная торговля;

·        многие другие виды деятельности.

§1.2.Сущность франчайзинга

Франчайзинг - это  такая организация бизнеса, в  которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области. [[4]] 

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.[[5]]

Франчайзи - это человек  или компания, которая покупает возможность  обучения и помощь при создании бизнеса  у франчайзора и выплачивает  сервисную плату (роялти) за использование  товарного знака, ноу-хау и системы  ведения работ франчайзора. Франчайзи  сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.

Любой вид бизнеса  можно превратить во франшизу. Международная  Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. [[6]]

Франчайзинговые взаимоотношения  могут быть прибыльными для обеих  сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Информация о работе Франчайзинг