Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:50, научная работа

Краткое описание

Цель данной научной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность франчайзинга.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
· Что же представляет из себя франчайзинг
· Перспективен ли франчайзинг в России
· Важную ли роль играет франчайзинг в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли
· Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения
· Показать все преимущества и недостатки франчайзинга

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 76.60 Кб (Скачать)

Другие выплаты. Франчайзор может потребовать от франчайзи, чтобы он принял обязательства и по другим выплатам, которые поддерживают франчайзинговую систему. Эти выплаты могут включать периодичные отчисления в общий фонд рекламы и обязательства по первоначальной покупке оборудования, мебели, инвентаря и вывески. Эти выплаты оговариваются во франчайзинговом договоре и должны быть выплачены в оговоренные сроки.

Использование торговой марки. Франчайзи, при исполнении франчайзингового договора, соглашается использовать франчайзинговый торговый знак и/или  брэнднейм. Это использование ограничено и должно проводиться в форме, удовлетворяющей франчайзора. Невыполнение этого пункта рассматривается как нарушение франчайзингового договора и может привести к разрыву отношений.

Следование производственным стандартам. Франчайзи, приобретая франшизу, соглашается следовать производственным стандартам, уставленным франчайзором. Эти стандарты предназначены для поддержки единообразия среди существующих франчайзи. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзором.

Следование программе  франчайзора. Франчайзи должен следовать  всем требованиям франчайзинговой  программы. Эти требования являются условием единообразия предоставляемых  услуг во всей франчайзинговой системе. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзором.

Перед тем, как подписать  франчайзинговый договор важно, чтобы потенциальный франчайзи  полностью понял основу франчайзинговых  отношений. Обе стороны берут  на себя обязательства при подписании договора. Обязанности в каждом конкретном случае могут быть различными, но всех их объединяет то, что они служат для успешного роста франчайзинговой  системы.

Глава 3. Проблемы и  перспективы развития франчайзинга

§3.1. Общемировые  тенденции развития франчайзинга и  особенности развития франчайзинга в России

В США 40% всех продаж происходит через франчайзинговый  бизнес. А годовой объем продаж, совершаемых в США с помощью  франшиз, - $1 млрд. Это данные Международной  ассоциации франчайзинга. По оценке Российской ассоциации франчайзинга, количество отечественных франшиз не превышает  двух десятков. Проще говоря, франчайзинга у нас практически нет.

Покупка франшизы - простой  и проверенный временем способ начать предпринимательскую деятельность. Испытанная схема ведения бизнеса, раскрученный брэнд, проверенный продукт  значительно повышают шансы начинающего  бизнесмена выжить на рынке.

Для состоявшихся компаний франчайзинг - хороший способ завоевания рынка. Предприятие одновременно увеличивает  зону распространения брэнда и рынок  сбыта своей продукции. Во многих странах франчайзинг - особая статья заботы властей. В России франчайзинг  появился только в 1992 году. Пионером выступила  компания "Дока-пицца", возглавляемая  Владимиром Довганем. Развернутая франчайзинговая  сеть насчитывала около тысячи пиццерий. Однако процесс вскоре пошел вспять: имидж торговой марки был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров: продукт вскоре стал выпускаться франчайзи "Дока-Пиццы" с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество, а скоро и вся технологическая пирамида рухнули. В 1993 г. известная всем Baskin Robbins продала первую в России франшизу. Позже к иностранным добавились еще российские примеры. Обувные магазины "Эконика", предприятия быстрого питания "РостикХс", "Теремок - Русские блины", "Ням-ням", бензозаправки "ЛУКОЙЛ", ТНК. Главная особенность развития франчайзинга в России в том, что у нас его очень мало. В России франчайзинг не стал «инкубатором» предпринимательства, и тому есть причины: правовая, административная и финансовая.  

Особенности развития франчайзинга в России 

В России франчайзинг  появился только в 1992 году. Пионером выступила  компания "Дока-пицца", возглавляемая  Владимиром Довганем. Развернутая франчайзинговая  сеть насчитывала около тысячи пиццерий. Однако процесс вскоре пошел вспять: имидж торговой марки был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров: продукт вскоре стал выпускаться франчайзи "Дока-Пиццы" с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество, а скоро и вся технологическая пирамида рухнули.

В сфере информационного  бизнеса по схеме франчайзинга работают фирмы:

Франчайзинг - это  стартовая площадка для малого и  среднего предпринимателя, это столбовая  дорога развития бизнеса. Увы, на российском участке этой столбовой дороги сплошь и рядом завалы и выбоины. И  первый из них - несовершенство законодательства.

Наше законодательство не содержит такого понятия, как франчайзинг. В результате нет комплексного подхода  к явлению как таковому. В ГК РФ франчайзинг попадает под понятие  коммерческой концессии, которое не отображает и не регулирует все особенности  франчайзинга.

Одна из основных операций при продаже франшизы - это передача фирменного наименования. По российским законам фирменное  наименование, во-первых, неотчуждаемо, а во-вторых - должно указывать на деятельность и правовую форму организации. Представим франчайзора под названием  ООО "Пирожок", который не может  передать франчайзи (покупателю франшизы) свой "Пирожок". А если все же очень хочет это сделать, то должен передать в том числе и свою правовую форму - ООО. Для разрешения этой коллизии, по мнению директора юридической фирмы "Правовой сервис - ФАРН" Инги Рыковой, необходимо ввести в законодательство понятие "коммерческое наименование".  

В законодательствах  многих развитых стран также отсутствует  понятие "коммерческое наименование", но там есть другие законы, которые  защищают франшизу от незаконного использования  и при этом не вводят для франчайзи  сложную систему регистрации. Например, в США существует закон, не позволяющий  компаниям и гражданам каким-либо образом наносить намеренный ущерб  чужому бизнесу.

В России защитить можно  лишь товарный знак. Но в этом случае при его передаче в пользование  другому предпринимателю нужно  регистрировать эту операцию в патентных  органах.

Согласно ГК РФ при  заключении договора о концессии  необходима его двойная регистрация  в регистрационных и патентных  органах. Для сравнения, в Европе и США передача франшизы требует  только регистрации самого договора о франчайзинге. Сложность бюрократических  процедур лишает франчайзинг его  потенциальной привлекательности. Введение "коммерческого наименования" позволит решить одну из проблем, мешающих развитию франчайзинга в России.

Другая серьезная  проблема - это субсидиарная ответственность, которую согласно главе 54 ГК несет  российский франчайзор за деятельность франчайзи. Например, если где-нибудь в Сибири франчайзи нарушает стандарты московского франчайзора, то потребитель-сибиряк имеет право спросить за это со столичного хозяина франшизы.

Во Франции, например, субсидиарная ответственность распространяется на франчайзоров только в том случае, если они поставляют продаваемый продукт. Если товар или услуга производится обладателем франшизы, то ответственность лежит на одном лишь франчайзи.

У ОАО "ЛУКОЙЛ", которое продает франшизы на устройство бензозаправочных станций, в районах, где действует франшиза, постоянно  работают специальные контрольные  отделы франчайзинга. Необходимость  жесткого контроля франчайзи, делает франчайзинг  очень похожим на обычное корпоративное  развитие. Требование обязательной субсидиарной ответственности франчайзора противоречит самой идее франчайзинга.

Помимо вышесказанного в нашем законодательстве есть масса  других положений, мешающих развитию франчайзинга. Например, глава 54 ГК почему-то сориентирована исключительно на торговый бизнес и  фактически исключает франчайзинг  производителя. Из-за подобных препон предприниматель просто не видит  для себя реальных преимуществ в  покупке франшизы  

Еще одна проблема российского франчайзинга - в неграмотности многих чиновников и депутатов. Они не знают, что это такое. Об этом говорит Константин Комиссаров из "Русского бистро": "Работать франчайзору в Москве просто невозможно. Ни один чиновник не знает, что такое франчайзинг. При проверках возникают постоянные проблемы с тем, что договор о концессии, несмотря на всю законность, не является для них серьезным документом".

Другая проблема - это нехватка денег у мелких предпринимателей. Как сказал руководитель отдела развития фирменной сети и  франчайзинга компании "Эконика" Олег Соловьев, для ремонта и обустройства помещения по стандартам "Эконики" необходимо $15 000 - $20 000. На закупку достаточной для начала торговли партии обуви необходимо около $50 000. Получается $65 000 - $70 000, не считая аренды помещения. "Для малого предпринимателя это очень серьезные деньги, - говорит Соловьев, - а получить кредит в банке практически невозможно. Все только говорят о поддержке малого предпринимательства, но на деле ничего не происходит". Причем "Эконика" вообще не берет платы за использование франшизы, ее выгода - в эксклюзивных поставках.

Чтобы создать благоприятную  среду для развития франчайзинга, необходимо прежде всего внести изменения в законодательство. Необходимо принять федеральный закон о франчайзинге, создавать условия, при которых франчайзи смогут, наконец, получать кредиты, например, под залог будущего бизнеса франчайзи и под гарантии франчайзора.

Очень хорошо организована поддержка франчайзинга в Великобритании, банк дает предпринимателю деньги, а государство берет на себя гарантии на 80% от суммы кредита. Также во многом развитие франчайзинга тормозит отсутствие предпринимательской культуры. Именно поэтому большинство иностранных  компаний предпочитает не продавать  в России франшизы, а организовывать бизнес своими силами.

Несмотря на несовершенство законодательства, франчайзинг в  России развивается. Сфера применения этой схемы ведения бизнеса такая  же, как во всем мире: больше всего  франшиз предлагается в общепите и сфере обслуживания. Кроме того, франчайзинг по-прежнему активно  используется нефтяными компаниями при создании сетей автозаправок.

Практика развития франчайзинга за рубежом показывает, что иностранные компании, несмотря на высокую стоимость своих франшиз, достаточно широко представлены на местных  рынках. Сегодня в Польше действует  около 80 франчайзинговых сетей, более 80% которых принадлежит иностранцам. Из 400 венгерских франшиз около половины контролируется зарубежными компаниями.

В России также есть примеры приобретения франшизы компаний с мировым именем, работающих в  ресторанном бизнесе. Классический образец — появление в Москве сильных мировых брэндов fast food: Pizza Hut и KFC, которыми владеет американская Tricon Restaurants Int. Сингапурская Acma открыла в столице на основе франчайзинга рестораны Tricon. Ей также принадлежат кафе DeliFrance и Coffee Club. Концепции ресторанов различны, поэтому под каждый свой проект владельцы Acma предпочитают учреждать отдельное предприятие.

Однако тягаться с крупными мировыми корпорациями (ежегодный  оборот Tricon Restaurants Int. составляет порядка 20 млрд. долл.) в России пока мало кому по силам, тем более что в нашей стране пока нет даже обучающего методического центра, хотя существующая Российская Ассоциация франчайзинга (www.a-z.ru) могла бы выступить инициатором его создания.

Российские компании-франчайзеры  считают, что в ГК есть статьи, написанные в ущерб их интересам.

Во-первых, по ст.1034 ГК РФ франчайзер несет солидарную ответственность  за франчайзи. На первый взгляд логика понятна: законодательство устанавливает  повышенную защиту прав потребителя  концессионных (франчайзинговых) товаров, работ и услуг, предусматривая субсидиарную ответственность правообладателя  за их качество. Вступая в отношения  с пользователем, потребитель вправе рассчитывать на получение результата, эквивалентного тому, который он получил  бы непосредственно от правообладателя. Для обеспечения этого определенные обязанности возложены на франчайзера.

Итак, требования к  правообладателю определены в Общих  правилах об ответственности продавца за качество продаваемых товаров, установленных  ст.469–477 ГК (см. также Специальные  правила о розничной купле-продаже  — ст.503–505ГК) и в Общих правилах об ответственности подрядчика за качество выполненных работ, установленных  ст.721–725 ГК (см. также Специальные  правила об ответственности за качество работ, выполняемых по бытовому подряду  — ст.737 ГК). Эти правила распространяются и на оказание возмездных услуг. Таким образом, если по договору франчайзинга (договору концессии) пользователь не только продает, но и сам производит товар правообладателя (производственный франчайзинг), то потребитель имеет право заявить свои требования по поводу такого товара как любой, так и обеим сторонам. Однако солидарная ответственность предусматривает корпоративное ведение бизнеса, а франчайзи — это все-таки независимый предприниматель. А из-за отсутствия соответствующих нормативных рычагов франчайзер лишен возможности цивилизованного давления на недобросовестного франчайзи, бросающего тень на всю структуру.

Во-вторых, не удовлетворяет  франчайзеров и требование не изменять условия договора при его продлении. Если ситуация на рынке меняется, то правообладатель вынужден перезаключать  договор в ущерб своим интересам.

В-третьих, компания, продающая концессию, не имеет права  диктовать франчайзи свою ценовую  политику. Так, ст.1033 ГК содержит запреты  на включение в договор условий, ограничивающих права пользователя (по вопросам цены продаваемых им товаров, выполняемых работ, оказываемых  услуг и определения круга  потребителей), под страхом их недействительности (ст.422 ГК)!!! А если партнеры не согласятся поддерживать единый уровень цен, и  их предприятия, скажем, два «Ростикcа», будут расположены рядом, то что делать? Идти франчайзеру в суд бесполезно — требования компании к проведению единой ценовой политики скорее всего будут признаны безосновательными.

Информация о работе Франчайзинг