Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:50, научная работа

Краткое описание

Цель данной научной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность франчайзинга.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
· Что же представляет из себя франчайзинг
· Перспективен ли франчайзинг в России
· Важную ли роль играет франчайзинг в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли
· Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения
· Показать все преимущества и недостатки франчайзинга

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 76.60 Кб (Скачать)

·      Федеральный  закон РФ "О франчайзинге в  Российской Федерации";

·      законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность  за ее нарушения;

·      Налоговый  кодекс РФ и связанные с ним  законы и подзаконные акты.

В этой системе необходимо разработать и принять новый  закон о франчайзинге, а в остальные  нормативные акты внести изменения. В Гражданский кодекс РФ необходимо:

·       ввести понятие и определение  франчайзинга;

·       сформировать основные понятия и  их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);

·       определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;

·       ввести понятие франшизы (договор  франчайзинга).

Все эти изменения  должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых  систем с участием иностранного капитала.

Федеральный закон  РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:  

·       основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение  франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с  аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий  франчайзинга;

·       понятие роялти (в настоящее время  существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;

·       отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;

·       порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);

·       приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые  действия при создании франчайзинговой  системы, включающих образцы договоров  и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах  франчайзинга.

В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный  материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной  схемы работы будут применять  те или иные нормативные документы  и подбирать образцы договоров.

В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность  за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует. Для участников франчайзинговых  систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения. Это обусловлено  тремя причинами:

·       практическим отсутствием в России широко известных торговых марок  и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов  требует больших затрат, что снижает  эффективность франчайзинговых  систем;

·       увеличенными издержками франчайзи, для  которых очень значительными  являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в  централизованный рекламный фонд;

·       обязательность соответствия внешних  форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных  торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

Экономические и  организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но в не меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях.

Преодолеть эту  проблему можно только путем скрупулезного  сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных  системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных.

Очень серьезной  проблемой франчайзинга в нашей  стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других.

Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная  равовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами.

Еще одной очень  существенной социально-психологической  проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи, "потерять свое лицо". Естественно, что вхождение во франчайзинговую  систему требует от франчайзи  работать по тем стандартам, которые  сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе  дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

Как уже упоминалось  выше, большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи. Решение этих проблем  достаточно тривиально: необходимо создать  образовательную систему, которая  позволила бы значительно расширить  подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система  должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента  и узкое, обеспечивающее целевое  консультирование субъектов франчайзинговых  систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам  франчайзинга. Эти два направления  должны дополнять друг друга.

Широкое образовательное  направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных  центров, которые должны быть расположены  по всей территории России. В этих центрах  будут проходить обучение как  потенциальные франчайзеры, так  и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых  систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников. Для более глубокой и широкой  подготовки предпринимателей в области  франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу.

Узкое направление  связано с развитием управленческого  консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы.

Особенно важны: правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация  бухгалтерского учета; подбор и управление персонала. Это направление можно  рассматривать как образовательное  с определенной натяжкой - это управленческое консультирование (бизнес-консалтинг), который должен дополнять образовательное  направление. Организационно обучение и консультирование могут проводиться  в учебно-консультационных центрах  при объединениях консультантов  либо при объединениях предпринимателей.

Подводя итог анализу  проблем франчайзинга, можно еще  раз высказать точку зрения, что  для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений  в связанные с ним законы и  нормативные акты. Необходимо включение  в правительственную программу  поддержки малого предпринимательства  системы развития франчайзинга. Очень  важно создание системы налоговых  льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой  системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи  упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

Заключение 

Франчайзинг - это  такая организация бизнеса, в  которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Наиболее сложным  элементом сотрудничества франчайзера  и франчайзи является психологическое  взаимодействие. Франчайзер должен помнить, что франчайзи — это не его  наемный работник, а предприниматель, обладающий полной юридической и  экономической самостоятельностью. В то же время франчайзи должен запомнить, что после вступления во франчайзинговую систему его  решения должны строго подчиняться  договору франчайзинга, так как любое  его действие влияет не только на его  собственное финансовое положение, но и на все франшизированные предприятия (предприятия франчайзера и других франчайзи).

Достижение психологического взаимодействия между франчайзером и франчайзи — уже 50% удачи  франчайзинговой системы. Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид  предпринимательства: если в "обычном" бизнесе из 100 возникающих предприятий  в итоге "выживает" не более 10, то из 100 франшизных будет успешно  работать 90, что немаловажно и  с точки зрения создания новых  рабочих мест.  

Франчайзинг может  быть выгоден и для экономики России в целом:

1. Франчайзинг способствует  развитию малого предпринимательства  в стране, положительно влияя  на уровень развития отдельных  отраслей хозяйства как путем  внедрения новых идей, методов  и технологий в малом бизнесе,  так и за счет усиления эффективности  положительного государственного  влияния.

2. Франчайзинг создает  комплексную систему практического  обучения для малого предпринимательства  без создания каких-либо специальных  учебных структур и программ, повышая тем самым общую культуру  предпринимательских отношений.

3. Франчайзинг способствует  решению проблемы занятости населения  посредством создания новых рабочих  мест.

4. Франчайзинг способствует  развитию внешней торговли и  привлечению иностранных инвестиций  за счет применения международного  франчайзинга.

Франчайзинг, как  видно из вышесказанного, является эффективным методом организации  и ведения коммерческой деятельности. Однако, несмотря на все преимущества, франчайзинг, как и любой метод ведения бизнеса, характеризуется и определенными недостатками для обеих сторон франчайзинговых отношений.

Франчайзинг играет существенно важную роль в экономике и может вскоре стать преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.

Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг  предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое  дело. Для фран-шизера франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франшизер растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.

Рост франчайзинговых  сетей набирает все большие обороты. Если верить заключениям экспертов, то в начале ХХI века более 50% малого бизнеса будут франчайзинговыми предприятиями. Можно с уверенностью сказать, что в новом столетии франчайзинг станет самой широко распространенной и практикуемой формой бизнеса.

Информация о работе Франчайзинг