Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:50, научная работа
Цель данной научной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность франчайзинга.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
· Что же представляет из себя франчайзинг
· Перспективен ли франчайзинг в России
· Важную ли роль играет франчайзинг в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли
· Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения
· Показать все преимущества и недостатки франчайзинга
· Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации";
· законы,
регулирующие права на интеллектуальную
собственность и
· Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.
В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения. В Гражданский кодекс РФ необходимо:
· ввести понятие и определение франчайзинга;
· сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
· определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
· ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:
· основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
· понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
· отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
· порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
·
приложения в виде перечня документов,
подробно фиксирующих все необходимые
действия при создании франчайзинговой
системы, включающих образцы договоров
и перечень документов (по максимуму),
применяемых при различных
В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.
В нормативных актах,
регулирующих право интеллектуальной
собственности и
· практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
· увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
· обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).
Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.
Экономические и организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но в не меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях.
Преодолеть эту
проблему можно только путем скрупулезного
сбора и обобщения
Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других.
Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная равовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами.
Еще одной очень
существенной социально-психологической
проблемой франчайзинга является боязнь
предпринимателей, потенциальных франчайзи,
"потерять свое лицо". Естественно,
что вхождение во франчайзинговую
систему требует от франчайзи
работать по тем стандартам, которые
сформулировал франчайзер. Однако работа
в крупной франчайзинговой
Как уже упоминалось
выше, большая часть проблем
Широкое образовательное
направление в области
Узкое направление
связано с развитием
Особенно важны: правовые
аспекты франчайзинга; взаимодействие
франчайзера и франчайзи; организация
бухгалтерского учета; подбор и управление
персонала. Это направление можно
рассматривать как
Подводя итог анализу
проблем франчайзинга, можно еще
раз высказать точку зрения, что
для развития франчайзинга в России
имеются достаточно широкие возможности.
Но для реализации этих возможностей
необходимо создать определенные условия.
Нужна законодательная
Заключение
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
Наиболее сложным
элементом сотрудничества франчайзера
и франчайзи является психологическое
взаимодействие. Франчайзер должен помнить,
что франчайзи — это не его
наемный работник, а предприниматель,
обладающий полной юридической и
экономической
Достижение психологического
взаимодействия между франчайзером
и франчайзи — уже 50% удачи
франчайзинговой системы. Франчайзинг
- чрезвычайно перспективный вид
предпринимательства: если в "обычном"
бизнесе из 100 возникающих предприятий
в итоге "выживает" не более 10,
то из 100 франшизных будет успешно
работать 90, что немаловажно и
с точки зрения создания новых
рабочих мест.
Франчайзинг может быть выгоден и для экономики России в целом:
1. Франчайзинг способствует
развитию малого
2. Франчайзинг создает
комплексную систему
3. Франчайзинг способствует
решению проблемы занятости
4. Франчайзинг способствует
развитию внешней торговли и
привлечению иностранных
Франчайзинг, как
видно из вышесказанного, является
эффективным методом
Франчайзинг играет существенно важную роль в экономике и может вскоре стать преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.
Франчайзинг процветает,
потому что в нем сочетается стимул
личного владения с управленческим
и техническим мастерством
Рост франчайзинговых сетей набирает все большие обороты. Если верить заключениям экспертов, то в начале ХХI века более 50% малого бизнеса будут франчайзинговыми предприятиями. Можно с уверенностью сказать, что в новом столетии франчайзинг станет самой широко распространенной и практикуемой формой бизнеса.