Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия.
Финансово-промышленные группы формируются после проведения экспертизы проектов их создания госорганами и проходят государственную регистрацию.
В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

Файлы: 1 файл

Финансово.docx

— 38.94 Кб (Скачать)

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия.

Финансово-промышленные группы формируются  после проведения экспертизы проектов их создания госорганами и проходят государственную регистрацию.

В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные  комплексы, представленные мощными  промышленными компаниями, которые  нередко называют финансово-промышленными  группами (ФПГ).

ФПГ — хозяйственное объединение  предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью  ведения совместной скоординированной  деятельности.

ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. Иными словами, ФПГ представляет собой финансово- индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей. В ФПГ развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации:

перекрестного владения акциями и  представительствования в руководящих органах компаний — ФПГ обычно контролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчиков и потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.

К числу наиболее существенных характеристик  ФПГ можно отнести следующие:

  • интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
  • наличие общей стратегии;
  • добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;
  • структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединениях.

ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых  обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или  банковских организаций.

Появление и возрастание роли ФПГ  в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с тем  особенности современного этапа  развития отечественной экономики  определяют специфику формирования ФПГ.

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:

  • потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;
  • ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;
  • наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;
  • необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

Кроме того, ФПГ часто рассматриваются  как средство борьбы с отечественным  монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления  на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.

ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать  и государственные предприятия, стартовое участие последних  наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических  отношений.

Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов  приватизации и акционирования, изменения  структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных  форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для  мобилизации ресурсов.

Одновременно усилилась ориентация отраслевых органов управления и  наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.

Процесс формирования ФПГ идет в  России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются в добровольном порядке на основе договорного процесса и рыночных форм консолидации пакетов  акций, а также директивным путем  в случае объединения «казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительное тщательное проектирование всех взаимосвязей в  таких группах, целей их деятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансового и промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике. Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, в котором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе больших промышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становления рыночных отношений.

Еще один путь связан с возможностью формирования ФПГ на основе крупных  экономических структур, созданных  в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл».

Универсальной схемы формирования ФПГ нет, но можно отметить ряд  общих закономерностей. К их числу  относятся:

  • широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
  • целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
  • долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
  • высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;
  • селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
  • совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.

Правовой основой формирования ФПГ в России являются Федеральный  закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп  в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г., постановление Правительства  РФ «О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ» от 23 мая 1994 г. и  «О реестре ФПГ и требованиях  к составу их проектов» от 19 июня 1994 г. Государственная поддержка формирования и развития ФПГ осуществляется в соответствии с Программой содействия формированию ФПГ различных министерств и ведомств, утвержденной Правительством РФ в январе 1995 г.

Примерами уже созданных ФПГ  в Российской Федерации могут  служить ФПГ: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь» и др. Примером создания ФПГ в рамках СНГ может служить ФПГ «Нижегородский автомобиль», объединившая в своем составе 39 юридических лиц: предприятия, банки, научные организации и страховые компании. Поданным Минэкономики, в начале 1998 г. было зарегистрировано 75 ФПГ и 10 находились в стадии регистрации. Большая часть формирующихся ФПГ предпочитает функционировать без официального статуса (т.е. без государственной регистрации в реестре финансово-промышленных групп). Так, например, в число официально признанных ФПГ не вошли концерн «Газпром», интегрированные нефтяные компании, группы банков «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Мост», «Российский кредит» и многие другие, имеющие важнейшие признаки ФПГ.

Российские ФПГ лишь начинают выходить на мировую сцену, и пока их капитал  не может сравниться с капиталом  зарубежных ФПГ.

В процессе формирования ФПГ в России сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные  группы представляют собой механическое объединение технологически малосвязанных  предприятий. Часто в группе отсутствует  реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные  интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения  ФПГ, вопросы их государственной  поддержки.

Вместе с тем деятельность ФПГ  очень важна для нашей экономики, так как в результате интеграции экономических, организационных, технологических  и интеллектуальных потенциалов  их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания  инвестиционных ресурсов для новых  высокоэффективных производств.

При формировании ФПГ следует руководствоваться  рядом объективных критериев  — в частности, принципами экономической  целесообразности, единства технологической  цепочки и т.п. В первую очередь  необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке, имеющую  платежеспособный спрос, а также  предприятий, поставляющих продукцию  для государственных нужд. ФПГ  могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной  политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ- Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.

 

Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над ними.

Компании, входящие в холдинг, заключают  коммерческие сделки от своего имени. Однако право решения основных вопросов, относящихся к их деятельности, принадлежит  холдинговой компании.

Преимущества холдингов в том, что они борются с конкурентами объединенностью своих усилий.

Материнская компания в холдинге:

  • разрабатывает общую концепцию развития холдинга;
  • формирует единую стратегию инвестиционной и финансовой деятельности;
  • управляет дочерними предприятиями;
  • выполняет функции сбыта готовой продукции и закупки материальных ресурсов;
  • осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
  • проводит в рамках объединения внутренние кредитования и финансирование.

Но при создании холдингов существует реальная возможность возрождения  административных методов управления.

Поэтому менеджмент холдингов  заключается преимущественно в  смене неэффективного руководства  при проведении собрания акционеров и финансовом менеджменте (дивидендная политика, выпуск ценных бумаг и т. д.).

Контроль материнской  компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством  доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

Характерные черты холдинга

1. Концентрация акций фирм различных  отраслей и сфер экономики  или фирм, расположенных в различных  регионах.

2. Многоступенчатость, то есть наличие  дочерних, внучатых и прочих родственных  компаний. Нередко холдинг представляет  собой пирамиду, возглавляемую одной  или двумя фирмами, нередко  разной национальной принадлежности.

3. Централизация управления в  рамках группы путём выработки  материнской компанией глобальной  политики и координации совместных  действий предприятий по следующим  направлениям:

  • выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
  • реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
  • осуществление межфирменных связей;
  • финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
  • предоставление консультационных и технических услуг.

Холдинговые компании

В форме холдинга, в состав которого могут входить производственные, транспортные, закупочные, сбытовые, сервисные  фирмы, создаются крупные коммерческие структуры — торговые дома (за рубежом они чаще всего представляют собой транснациональные корпорации).

Холдинговые компании (системы) включают в себя головную (материнскую) фирму, дочерние фирмы, внучатые фирмы.

Дочерние предприятия не могут владеть а кии ям и самой холдинговой компании. А материнская компания, имея 5% акций дочерних фирм, эффективно контролирует их деятельность.

В результате материнская фирма  реально распоряжается собственностью, во много раз превышающей фактически принадлежащую ей. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных задач, обеспечивает слаженность действий многих компаний.

Холдинговая компания может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме (чаще АООТ, но может быть и  АОЗТ и ООО).

Наряду с финансовыми рычагами воздействия используются и другие, например, техническая политика, т.е. сосредоточение научных исследований и технических разработок в едином центре головной компании и представление  результатов дочерними компаниями.

Информация о работе Франчайзинг